|
|
Приставка и суффикс как способ образования новых слов
Средняя школа имени М.Ауезова
Тема: Приставка и суффикс
5 класс
Учитель: Абдикадирова Л К.
Тема: Приставка и суффикс как способ образования новых слов
Цели:
-закрепить знания учащихся об особенностях частей слова
–приставки и суффикс, уметь правильно писать их;
- развивать логику, внимание, память;
способствовать формированию навыков грамотного письма, расширению и обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к обучению.
Оборудование: компьютер, опорная схема, презентация к уроку, кроссворд, карточки с заданиями.
План урока:
- Орг.момент.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление изученного материала.
3.1. Орфографическая пятиминутка.
3.2. Работа по учебнику
3.3. Собери слова из морфем.
3.4. Физ.минутка
3.5. Упражнение «Развиваем память».
3.6. Работа по карточкам.
3.7. Творческое задание.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Инструктаж домашнего задания.
Этапы урока:
І.Орг.этап. Приветствие. Сообщение темы и целей урока.
ІІ.Проверка домашнего задания.
- Сейчас я буду показывать морфему. Вы расскажите, что она обозначает.
- Это графическое изображение корня. Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. (Примеры).
Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.
-Назовите лишнее слово. Докажите почему? (Столетие.)
- Как можно назвать остальные слова? (Однокоренные.)
Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
ІІІ.Закрепление изученного материла.
1.Орфографическая пятиминутка.
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание
Ра...бить, ра...красить, пр...шить, пр...школьный, пр...скучный, ...жечь.
2.Работа с учебником. Страница 71,упражнение 6
Задание: Как вы назовете того, кто играет в футбол, в баскетбол, в шахматы; на баяне, на гитаре, на пианино?
Запишите полученные слова в тетрадь и объясните, как они образовались.
Футболист, баскетболист, шахматист, пианист, баянист, гитарист.
3. Творческая работа «Собери слова из морфем»
Задание:
На доске морфемы: рас-, -сказ-, -чик; зим-, -н-, ий; у-, чи-,
-тель; раз-, -вед-, -чик; по-, -сад-, -ка.
Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик, посадка) и разобрать по составу.
4.Игра «Составим сказку»
Давайте поиграем в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.
Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …
(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)
Побеждает тот, кто первый справится с задачей быстрее и правильно.
- Физминутка.Под музыку из мультфильма упражнения для нормализации мозгового кровообращения.
- Упражнение «Развиваем память».
Задание. Образовать слова с помощью данных приставок.Написать их в 2 столбика: в 1-й-со значением приближения,во 2-й- со значением удаления стр.72. упр.166
Работа по карточкам.
Задание: выписать из предложений слова, образованные с помощью приставки или суффикса, и выделить графически.
- Творческое задание:расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.
ВЫ- …
1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,
Корень как в слове красавица,
Суффикс как в слове вольный,
Окончание как в слове счастливые;
Вы прекрасные
2-ое слово.Корень как в слове ученый,
Суффикс как последний суффикс в слове певуче,
Суффикс как в слове лесник
Окончание как в слове рыбаки; ученики
3-е слово. Корень как в слове вера,
Суффикс как в слове летняя,
Окончание как в слове любимые;
и верные
4-ое слово. Корень как в слове подружка (ж// з),
Окончание как в слове семья. друзья
ІҮ. Этап подведения итогов.
- Решить кроссворд.
По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Вывод: приставка и суффикс – значимые части слова. С их помощью образуются новые слова.
Ү.Комментированное выставление оценок.
ҮІ. Инструктаж домашнего задания. Упражнение 159, страница 69 Упражнение 167,страница 72
Карточка № 1.
1 уровень .
Задание :выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом. .
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2 уровень.
Задание: разбери слова по составу.
Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.
Карточка № . 2
1 уровень
Задание :выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом. .
Галчонок неожиданно для всех научился самостоятельно есть..
2 уровень
Задание:разбери слова по составу.
Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка
Карточка № 3 .
1 уровень.
Задание : выписать слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Комбайнеры уже убрали урожай.
2 уровень. Задание:разбери слова по составу.
Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.
Карточка № 4 .
1 уровень.
Задание : выписатьслова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Полетели листочки с деревьев по ветру, запрыгали по земле.
2 уровень. Задание:разбери слова по составу. Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |