Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Приставка и суффикс как способ образования новых слов


Приставка и суффикс как способ образования новых слов

Приставка и суффикс как способ образования новых слов

Средняя школа имени М.Ауезова

Тема: Приставка и суффикс

5 класс

Учитель: Абдикадирова Л К.

Тема: Приставка и суффикс как способ образования новых слов

Цели:

-закрепить знания учащихся об особенностях частей слова

–приставки и суффикс, уметь правильно писать их;

- развивать логику, внимание, память;

способствовать формированию навыков грамотного письма, расширению  и обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать воспитанию ответственного отношения к обучению.

Оборудование:  компьютер, опорная схема, презентация к уроку, кроссворд, карточки с заданиями.

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Закрепление изученного материала.

3.1. Орфографическая пятиминутка.

3.2. Работа по учебнику

3.3. Собери слова из морфем.

3.4. Физ.минутка

3.5. Упражнение «Развиваем память».

3.6. Работа по карточкам.

3.7. Творческое  задание.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Инструктаж домашнего задания.

Этапы  урока:

І.Орг.этап. Приветствие. Сообщение темы и целей урока.

ІІ.Проверка домашнего задания.

  1. Сейчас я буду показывать морфему. Вы расскажите, что она обозначает.

- Это графическое изображение корня. Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. (Примеры).

Прочитайте слова: стол, столик, столовая, столетие.

-Назовите лишнее слово. Докажите почему? (Столетие.)

- Как можно назвать остальные слова? (Однокоренные.)

Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

ІІІ.Закрепление изученного материла.

  1.Орфографическая пятиминутка.

Заданиевставить пропущенные буквы, объяснить правописание

Ра...бить, ра...красить, пр...шить, пр...школьный, пр...скучный,  ...жечь.

        2.Работа с учебником.   Страница 71,упражнение 6

Задание: Как вы назовете того, кто играет в футбол, в баскетбол, в шахматы; на баяне, на гитаре, на пианино?

Запишите полученные слова в тетрадь и объясните, как они образовались.

    Футболист, баскетболист, шахматист, пианист, баянист, гитарист.

3. Творческая работа    «Собери слова из морфем»

Задание:

 На  доске морфемы: рас-, -сказ-, -чик; зим-, -н-, ий; у-, чи-,

-тель; раз-, -вед-, -чик; по-, -сад-, -ка.

Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик, посадка) и разобрать по составу.

4.Игра «Составим сказку»

 Давайте поиграем в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.

Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)

Побеждает тот, кто первый справится с задачей быстрее и правильно.

  1. Физминутка.Под музыку  из мультфильма упражнения для нормализации мозгового кровообращения.
  2. Упражнение «Развиваем память».

Задание. Образовать слова с помощью данных приставок.Написать их в 2 столбика: в 1-й-со значением приближения,во 2-й- со значением удаления стр.72. упр.166 

 Работа по карточкам.

Задание: выписать из предложений слова, образованные с помощью приставки или суффикса, и выделить графически.

  1. Творческое задание:расшифровать телеграмму, составив из морфем  слова.

ВЫ- … 

1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,

Корень как в слове красавица,

Суффикс как в слове вольный,

Окончание как в слове  счастливые;

  Вы  прекрасные

2-ое слово.Корень как в слове ученый,

Суффикс как последний суффикс  в слове  певуче,

Суффикс как в слове  лесник

Окончание как в слове  рыбаки; ученики

3-е слово.  Корень как в слове  вера,

Суффикс как в слове  летняя,

Окончание как в слове любимые;

и верные

4-ое слово. Корень как в слове  подружка  (ж// з),

Окончание  как в слове семья. друзья

ІҮ. Этап подведения итогов.

  1. Решить кроссворд.

По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Вывод: приставка и суффикс – значимые части слова. С их помощью образуются новые слова.

Ү.Комментированное выставление оценок.

ҮІ.  Инструктаж домашнего задания.     Упражнение 159, страница 69 Упражнение 167,страница 72

Карточка № 1.

1       уровень .

Задание :выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом. .

Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

2        уровень.

Задание: разбери слова по составу.

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.

Карточка № . 2

уровень

Задание :выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом. .

Галчонок неожиданно для всех научился самостоятельно есть..

2  уровень

Задание:разбери слова по составу.                                   

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка

Карточка № 3 .

1       уровень.

    Задание : выписать  слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Комбайнеры уже убрали урожай.

2 уровень.   Задание:разбери слова по составу.

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.

Карточка № 4 .

уровень.

Задание : выписатьслова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Полетели листочки с деревьев по ветру, запрыгали по земле.

2 уровень.   Задание:разбери слова по составу. Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Однокоренные слова
Состав слова
Окончание
Повторение и закрепление пройденного по теме «Состав слова»
Окончание
Состав слова. Словообразование. Приставка
Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Словообразование. Производная основа
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 6712 | Қосты: Абдикадирова Лаззат Казтаевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык