Грамматическая тема: Имя прилагательное как часть речи.
Лексическая тема: Что мы знаем об искусстве?
Цели урока:
Образовательные:
Усвоение знаний по теме “Имя прилагательное”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; находить имена прилагательные в тексте и указывать их грамматические признаки; научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя прилагательное”.
Развивающие:
Развитие речи – обогащение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;
развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать;
развитие творческих способностей учащихся; развитие исследовательских способностей школьников.
Воспитательные:
Создание творческой эмоциональной обстановки;
формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, слайды, проекты учеников, видеоматериал.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок - соревнование
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас пройдёт необычный урок, урок-соревнование. Класс разделён на группы, 1 команда – «Дружба», 2 команда – «Солнышко»
Девиз урока: «Только вперёд! Ни шагу на месте! Только вперёд! Только все вместе!
План урока висит на доске. Независимый эксперт будет оценивать вашу работу по баллам и в конце урока подведут итоги соревнования.
II. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? (Хорошее, отличное, веселое, печальное, радостное, бодрое, грустное…)
- Кто мне объяснит, что такое настроение? Отчего зависит настроение? (Внутреннее, душевное состояние человека.)
- А какой части речи слово настроение? (Это существительное, обозначающее состояние человека, среднего рода, II склонения, единственного числа, Им. падежа, в предложении является подлежащим.)
- Молодцы, ребята! Мы повторили с вами тему «Имя существительное», которая тесно связана со следующей, изучением которой мы с вами и займемся сегодня на уроке. Но прежде ответьте мне на вопрос.
- Чтобы узнать или охарак¬теризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи — какая? (Прилагательное, слово-волшебник...)
- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? По¬смотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.). Желаю всем отличного настроения и чтобы наш урок прошёл на хорошем уровне.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (Слайд 1)
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Имя прилагательное как часть речи.
Лексическая тема: «Что мы знаем об искусстве?»
Проблемный вопрос.
Как вы думаете, для чего мы используем имена прилагательные?
Как сделать, чтобы наша речь стала красочной? Для этого мы прочитаем текст. (Слайд 2)
Чтение текста учителем. Беседа по содержанию.
Представьте себе на миг, что вдруг исчезли в языке прилагательные. Как бы вы могли сказать: «Доброе утро!», пожелать приятного аппетита, спокойной ночи? Из вашей жизни ушли бы все цвета радуги. Всё стало бы серым, мрачным, скучным, грустным.
Всё-таки приятно, когда есть слова счастливый, радостный, весёлый, добрый. Пусть всегда они живут вместе с нами и никогда не исчезают!
- На какие вопросы отвечают выделенные слова? От каких слов вы поставили вопросы?
- Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.
Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его.
Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.
Что было бы, если бы прилагательные исчезли? Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.
- Давайте использовать в нашей речи имена прилагательные, чтобы она была яркой и красивой.
III. Новая тема. Грамматическая тема.
1. Защита постеров. Самостоятельно изучите новую тему по учебнику и продолжите данные предложения. 1 команда
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает … .
2. Отвечает на вопросы … .
2 команда
1. Имена прилагательные зависят от … . Ставятся …, …, …, … .
2. В предложении имена прилагательные являются … или … .
Вывод: (слайд № 5)
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление».
В предложении в роли определения и сказуемого.
Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
2. Лексическая тема.
Грамматическую тему нашего урока мы попробуем связать с лексической темой «Что мы знаем об искусстве?».
А) - Что такое искусство? Подберите ассоциативный ряд к этому слову. Ассоциация.
- Какие виды искусства вы знаете? (Слайд 3) . Работа по тексту учебника стр. 128
Б) Чтение текста. Что нового вы узнали о слове искусство?
В) Сообщения учащихся на тему «Известные мастера искусств Казахстана».
Чтение высказывания и беседа.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Фёдор Миха́йлович Достое́вский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Г) Выписать из текста существительное искусство в сочетании с прилагательными.
Вы должны найти эти словосочетания и, используя алгоритм, определить род и число.
(Слайд 4) Военное искусство, изобразительное искусство.
АЛГОРИТМ
Чтобы определить род и число имени прилагательного надо:
1. Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определить род и число имени существительного.
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного
ПОМНИ: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
3. Работа по таблице «Окончания имён прилагательных» (слайд № 6)
Вывод: имена прилагательные во мн. числе по родам не изменяются.
IV. Закрепление.
1. Работа по карточкам. На партах у вас карточки.
Спишите словосочетания, укажите число и род прилагательных.
По вариантам
1. (зимний) дорога 2. (весёлый) песенка
(зимний) солнце (весёлый) настроение
(зимний) сугробы (весёлый) девочки
(зимний) день (весёлый) праздник
Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Взаимопроверка.
На доске
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ср.р.,
мн. ч
ед.ч., м.р.
Почему в третьем словосочетании вы не определили род?
3. Число и род имени прилагательного (сценка)
Однажды на заснеженной полянке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Мороз, Сугробы. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда сильный, – безнадежно сказал Мороз.
– А мы только большие, – сообщили Сугробы.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.
Вопросы:
- Почему слова небо, мороз, дорога и сугробы обижаются на ребят?
- Давайте подберём к этим словам другие имена прилагательные.
Небо - синее, чистое
Дорога – дальняя, близкая
Мороз – трескучий, лютый
Сугробы – глубокие, большие
- Определим род и число прилагательных. Как определить род и число у прилагательных?
По существительному, с которым оно связано. - А у каких прилагательных нельзя определить род?
4. Минута отдыха. Игра «Кто больше».
На столе лежат предметы, указываю на них, дети подбирают как можно больше прилагательных.
Вот пурга гулять пустилась,
Сюда снежинка опустилась. (Показываю на кончик указки)
Вот она порхает, кружиться. Следите за ней глазками. Если снежинка опустится на какой-то “предмет”, вы должны подобрать имена прилагательные, определить род.
- Мы немножко отдохнули и работаем дальше.
5. Сочини рассказ про зайца. Скажите, каких частей речи не хватает в тексте, чтобы получился рассказ про зайца. Теперь прочитайте текст с прилагательными. Устное выполнение упражнения 294. (слайд № 7)
Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы … , задние - … . Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша.
Этот маленький зверёк живёт в лесу. У него длинные уши, короткий хвост. Передние лапы маленькие а задние – большие. Морковка, свежая капуста – любимые лакомства животного. А зимой и твёрдая кора хороша.
6. Игра «Авторский стул». Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа.
Я надеюсь, что вы, когда вырастите, тоже станете талантливыми личностями, и будете прославлять свою Родину и любимый край, а пока я предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. Сегодня мы попробуем написать рассказ, сказку или диалог, прочитать стихотворение, используя имена прилагательные.
V. Контроль.
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.
I вариант
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета;
б) предмет;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с существительным;
б) с глаголом;
в) с прилагательным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) какой?, какая?, какое?, какие?;
б) что делает? что сделает?;
в) кто? что?
4. Имена прилагательные весёлые, родные, милые:
а) не имеют рода;
б) женского рода;
в) среднего рода.
II вариант
1. Имя прилагательное изменяется:
а) по родам и лицам;
б) по родам и числам;
в) имеют род;
2. Имя прилагательное - это …
а) служебная часть речи;
б) самостоятельная часть речи;
в) словосочетание;
3. Имя прилагательное зимнее
а) женского рода;
б) среднего рода;
в) мужского рода.
4. Слово правило отвечает на вопрос:
а) какое?;
б) что?;
в) что делать?
Проверка: самоконтроль (слайд №8)
Вы отлично справились с заданием и усвоили тему урока,
если
1 вариант: при ответе на каждый вопрос, отметили задание а)
2 вариант: при ответе на каждый вопрос, отметили задание б)
VI. Подведение итога урока. Что нового узнали на уроке об имени прилагательном? Найди соответствие по таблице.
Имя прилагательное признак предмета
Отвечает на вопросы определения и сказуемого
Обозначает часть речи
В предложении в роли какой? какая? какое? какие?
VII. Выставление отметок. Самоанализ работы капитанов команд. Выставление отметок.
VIII. Д/З Стр.130, упр. 298; сочинить сказку об имени прилагательном. (слайд №9)
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Материалы / Открытие уроки по русскому языку |
Көрсетілім: 3730 |
|
|
|
Имя прилагательное как часть речи
Лексическая тема: Что мы знаем об искусстве?
Цели урока:
Образовательные:
Усвоение знаний по теме “Имя прилагательное”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; находить имена прилагательные в тексте и указывать их грамматические признаки; научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя прилагательное”.
Развивающие:
Развитие речи – обогащение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;
развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать;
развитие творческих способностей учащихся; развитие исследовательских способностей школьников.
Воспитательные:
Создание творческой эмоциональной обстановки;
формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, слайды, проекты учеников, видеоматериал.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок - соревнование
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас пройдёт необычный урок, урок-соревнование. Класс разделён на группы, 1 команда – «Дружба», 2 команда – «Солнышко»
Девиз урока: «Только вперёд! Ни шагу на месте! Только вперёд! Только все вместе!
План урока висит на доске. Независимый эксперт будет оценивать вашу работу по баллам и в конце урока подведут итоги соревнования.
II. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? (Хорошее, отличное, веселое, печальное, радостное, бодрое, грустное…)
- Кто мне объяснит, что такое настроение? Отчего зависит настроение? (Внутреннее, душевное состояние человека.)
- А какой части речи слово настроение? (Это существительное, обозначающее состояние человека, среднего рода, II склонения, единственного числа, Им. падежа, в предложении является подлежащим.)
- Молодцы, ребята! Мы повторили с вами тему «Имя существительное», которая тесно связана со следующей, изучением которой мы с вами и займемся сегодня на уроке. Но прежде ответьте мне на вопрос.
- Чтобы узнать или охарак¬теризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи — какая? (Прилагательное, слово-волшебник...)
- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? По¬смотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.). Желаю всем отличного настроения и чтобы наш урок прошёл на хорошем уровне.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (Слайд 1)
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Имя прилагательное как часть речи.
Лексическая тема: «Что мы знаем об искусстве?»
Проблемный вопрос.
Как вы думаете, для чего мы используем имена прилагательные?
Как сделать, чтобы наша речь стала красочной? Для этого мы прочитаем текст. (Слайд 2)
Чтение текста учителем. Беседа по содержанию.
Представьте себе на миг, что вдруг исчезли в языке прилагательные. Как бы вы могли сказать: «Доброе утро!», пожелать приятного аппетита, спокойной ночи? Из вашей жизни ушли бы все цвета радуги. Всё стало бы серым, мрачным, скучным, грустным.
Всё-таки приятно, когда есть слова счастливый, радостный, весёлый, добрый. Пусть всегда они живут вместе с нами и никогда не исчезают!
- На какие вопросы отвечают выделенные слова? От каких слов вы поставили вопросы?
- Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.
Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его.
Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.
Что было бы, если бы прилагательные исчезли? Речь была бы бедной, некрасивой, неточной, неяркой.
- Давайте использовать в нашей речи имена прилагательные, чтобы она была яркой и красивой.
III. Новая тема. Грамматическая тема.
1. Защита постеров. Самостоятельно изучите новую тему по учебнику и продолжите данные предложения. 1 команда
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает … .
2. Отвечает на вопросы … .
2 команда
1. Имена прилагательные зависят от … . Ставятся …, …, …, … .
2. В предложении имена прилагательные являются … или … .
Вывод: (слайд № 5)
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление».
В предложении в роли определения и сказуемого.
Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
2. Лексическая тема.
Грамматическую тему нашего урока мы попробуем связать с лексической темой «Что мы знаем об искусстве?».
А) - Что такое искусство? Подберите ассоциативный ряд к этому слову. Ассоциация.
- Какие виды искусства вы знаете? (Слайд 3) . Работа по тексту учебника стр. 128
Б) Чтение текста. Что нового вы узнали о слове искусство?
В) Сообщения учащихся на тему «Известные мастера искусств Казахстана».
Чтение высказывания и беседа.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Фёдор Миха́йлович Достое́вский — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Г) Выписать из текста существительное искусство в сочетании с прилагательными.
Вы должны найти эти словосочетания и, используя алгоритм, определить род и число.
(Слайд 4) Военное искусство, изобразительное искусство.
АЛГОРИТМ
Чтобы определить род и число имени прилагательного надо:
1. Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определить род и число имени существительного.
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного
ПОМНИ: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
3. Работа по таблице «Окончания имён прилагательных» (слайд № 6)
Вывод: имена прилагательные во мн. числе по родам не изменяются.
IV. Закрепление.
1. Работа по карточкам. На партах у вас карточки.
Спишите словосочетания, укажите число и род прилагательных.
По вариантам
1. (зимний) дорога 2. (весёлый) песенка
(зимний) солнце (весёлый) настроение
(зимний) сугробы (весёлый) девочки
(зимний) день (весёлый) праздник
Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Взаимопроверка.
На доске
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ср.р.,
мн. ч
ед.ч., м.р.
Почему в третьем словосочетании вы не определили род?
3. Число и род имени прилагательного (сценка)
Однажды на заснеженной полянке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Мороз, Сугробы. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда сильный, – безнадежно сказал Мороз.
– А мы только большие, – сообщили Сугробы.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.
Вопросы:
- Почему слова небо, мороз, дорога и сугробы обижаются на ребят?
- Давайте подберём к этим словам другие имена прилагательные.
Небо - синее, чистое
Дорога – дальняя, близкая
Мороз – трескучий, лютый
Сугробы – глубокие, большие
- Определим род и число прилагательных. Как определить род и число у прилагательных?
По существительному, с которым оно связано. - А у каких прилагательных нельзя определить род?
4. Минута отдыха. Игра «Кто больше».
На столе лежат предметы, указываю на них, дети подбирают как можно больше прилагательных.
Вот пурга гулять пустилась,
Сюда снежинка опустилась. (Показываю на кончик указки)
Вот она порхает, кружиться. Следите за ней глазками. Если снежинка опустится на какой-то “предмет”, вы должны подобрать имена прилагательные, определить род.
- Мы немножко отдохнули и работаем дальше.
5. Сочини рассказ про зайца. Скажите, каких частей речи не хватает в тексте, чтобы получился рассказ про зайца. Теперь прочитайте текст с прилагательными. Устное выполнение упражнения 294. (слайд № 7)
Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы … , задние - … . Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша.
Этот маленький зверёк живёт в лесу. У него длинные уши, короткий хвост. Передние лапы маленькие а задние – большие. Морковка, свежая капуста – любимые лакомства животного. А зимой и твёрдая кора хороша.
6. Игра «Авторский стул». Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа.
Я надеюсь, что вы, когда вырастите, тоже станете талантливыми личностями, и будете прославлять свою Родину и любимый край, а пока я предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. Сегодня мы попробуем написать рассказ, сказку или диалог, прочитать стихотворение, используя имена прилагательные.
V. Контроль.
- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.
I вариант
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета;
б) предмет;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с существительным;
б) с глаголом;
в) с прилагательным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) какой?, какая?, какое?, какие?;
б) что делает? что сделает?;
в) кто? что?
4. Имена прилагательные весёлые, родные, милые:
а) не имеют рода;
б) женского рода;
в) среднего рода.
II вариант
1. Имя прилагательное изменяется:
а) по родам и лицам;
б) по родам и числам;
в) имеют род;
2. Имя прилагательное - это …
а) служебная часть речи;
б) самостоятельная часть речи;
в) словосочетание;
3. Имя прилагательное зимнее
а) женского рода;
б) среднего рода;
в) мужского рода.
4. Слово правило отвечает на вопрос:
а) какое?;
б) что?;
в) что делать?
Проверка: самоконтроль (слайд №8)
Вы отлично справились с заданием и усвоили тему урока,
если
1 вариант: при ответе на каждый вопрос, отметили задание а)
2 вариант: при ответе на каждый вопрос, отметили задание б)
VI. Подведение итога урока. Что нового узнали на уроке об имени прилагательном? Найди соответствие по таблице.
Имя прилагательное признак предмета
Отвечает на вопросы определения и сказуемого
Обозначает часть речи
В предложении в роли какой? какая? какое? какие?
VII. Выставление отметок. Самоанализ работы капитанов команд. Выставление отметок.
VIII. Д/З Стр.130, упр. 298; сочинить сказку об имени прилагательном. (слайд №9)
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Автор Есалина Анар Конысовна
г. Актобе №51 гимназия
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Авторлық бағдарлама |
Коучинг жоспарлары |
Мектеп әкімшілігі |
Мектептен тыс мекемелер |
Сыныптан тыс жұмыс |
Оқушымен жұмыс |
Тәрбие сағаты |
Ата-аналармен жұмыс |
Қосымша жинақтар |
Бастауыш сыныпқа арналған ашық сабақтар |
Қазақ тілінен ашық сабақтар |
Әдебиеттен ашық сабақтар |
Открытие уроки по русскому языку |
Уроки литературы |
Ағылшын тілінен ашық сабақтар |
Биологиядан ашық сабақтар |
Химиядан ашық сабақтар |
Физикадан ашық сабақтар |
Математикадан ашық сабақтар |
Информатикадан ашық сабақтар |
Тарихтан ашық сабақтар |
Географиядан ашық сабақтар |
Адам және қоғам пәнінен ашық сабақтар |
Психологиядан ашық сабақтар |
АӘД пәнінен ашық сабақтар |
Өзін-өзі тану пәнінен ашық сабақтар |
Құқықтан ашық сабақтар |
Экономикадан ашық сабақтар |
Музыкадан ашық сабақтар |
Технологиядан ашық сабақтар |
Дене шынықтыру пәнінен ашық сабақтар |
Сызу сурет пәндерінен ашық сабақтар |