Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Региональный компонент на уроках русского языка и внеклассного чтения


Региональный компонент на уроках русского языка и внеклассного чтения

Региональный компонент на уроках русского языка и внеклассного чтения

Учителя – словесники нашей школы в последние годы уделяют много внимания использованию в преподаваний русского языка и литературы  регионального компонента .
     Уроки с использованием местного материала  вызывают живой интерес учащихся.
     В настоящее время чрезвычайна возрос  интерес к своему краю ,его истории ,культуре, природе, замечательным людям,произведение писателей и поэтов  Восточного –Казахстана .
      Рассказывая о творчестве А.С Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А. Крылова, невозможно не коснутся творчество Абая ,который впервые сделал великолепные переводы  их произведения на казахский язык.Эти переводы вошли в сокровищницу казахской литературе благодаря Абаю бат,.
       Показываем учащимся, как полно отразили писатели  быт,природу,нравы,образ жизни наших земляков,стал прототипом их героев,какие факты из жизни предков стали достоянием их художественного творчества .Ярким примером тому могут служить произведение О.Бокея , К.Искакова , П.Васильева ,М.Кабанбаева и др.
Обращение учителя к местному материалу существенно обогащает воспитание и понимание литературного произведения. Иногда  неожиданно ,по – новому может раскрыться содержание классического произведение литературы ,когда вводится «региональный компонент». 
     Эстетическую ценность имеет фольклор-мифы и легенды нашего края. Региональный компонент  можно использовать ,начиная с произведения фольклорный жанров, заканчивая современными текстами и тематическими материалами. Знакомство с писателем начинается путем самостоятельного  чтение о его творчестве.
Региональный компонент может использоваться при объяснении нового материала  дляпробуждениезнаний и эстетических задач.
     Региональный компонент широко используется на уроках внеклассногочтение.Все активнее входит региональные сочинений, а также задание для заочного тура школьной олимпиады.
             Я на своих работах часто провожу комплексную работу по текстам.
     Региональный компонент помогает воспитывать любовь к родному краю ,любить природу, находить красоту в ней самой  и её художественном изображении  интерес к его культуре и истории .
     Мои ученики выступают с сообщением на уроке и читательских конференциях, готовят рефераты, с удовольствием участвуют в школьных вечерах поэзии.
    Строя работу с учетам специфики своего предмета ,я практикую разнообразные задание ,и устные и письменные. Это может быть например, сообщение о природе родного края ,устный рассказ о писателях, поэтах, композиторах, воспевающих красоту природы ,выразительного чтение любимого произведения  пейзажной лирики,сочинение на тему «Родной край», «Моя малая родина».
        Хочу рассказать как я провела КВН на тему «Любим свой край ».Цель его- воспитать в школьниках доброе отношение к природе ,к родному краю, чувство ответственности за все живое. К нему был подготовлен стенд:
«Край родной сегодня»,плакаты о защите природы и пейзажи ;уголок книг о природе Восточного Казахстана.
     Было предусмотрено несколько конкурсов :рисунков, письменных работ ,пословиц поговорок, выразительного чтение.
    Открылся КВН викториной:
1.Назовите птиц прилетающих к нам на зимовку?
2.Какие птицы прилетают в наш край на лето, а какие являются постоянными обитателями?
3.Какие лекарственные растение можно собрать  на территории нашей области?
4.Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе , области?
5.Кто открыл месторождение нефти?
6.Какин вы знаете озера,реки нашего края?Покажите их на карте.
    Интересным был конкурс на лучший рисунок о природе.
    Особое внимание привлекли  работы «Время уходит» и «Табигаталаканда».В них передана трогательная любовь юных художников ко всему живому и желание защитить природу от гибели.Авторы рисунков дополнили их письменными рассказами.
     В одном из них говорится : «Мы все плывем в одной лодке» Никогда не думайте :вы погибнете а я останусь жив. Нет! При экологической катастрофе погибнем мы все.Поэтому нельзя человеку варварскийотносится к природе. Давайте беречь и солнце, и деревья, и животных и птиц. Мы должны держать землю на ладонях.
       Следующий конкурс – подобрать русские и казахские пословицы и поговорки о родной земле природе .
    Вот некоторые из приведённых учениками:
«Береги землю родимую,как мать любимую»
«Отансызадам-ормансызбулбул»
«Сулыжер-нулыжер,суыжокжер –олыжер» и др.
    Заключительный конкурс КВН – письменный рассказ об экологических проблемах родного края. В своих работах ученики пишут:
1.В нашей  местности нет лесов, а только степь. Очень хочу чтобы наше земля стала цветущим краем. Раньше  в нашем ауле был красивый парк , но он погиб о  нехватки воды. Чтобы воздух стал чище , надо посадить много деревьев.
2.Мой аул расположен на берегу озера Зайсан. Благодаря озера мой аул кормится .Меня беспокоит судьба нашего озера. Раньше озеро было чистое, прозрачное , а сейчас браконьеры губят и загрязняют наше озера. В нем рыб стало  меньше , а браконьеров больше .
                           Я люблю свою землю.
                           Землю моя, Тугыл мой дом
                           Здесь родилась и выросла в нем.
Завершается КВН хоровым пением .Песня Б.Аширбаев «Тарбагатай таулары»
1.Жаңа  ғана шың басын 
Жаңбыр шайып өткендей
Жаңа ғана шудасын
Самал тарап кеткендей 
      Қ/сы
Көк жиекпен ұштаскан
Көз жеткісіз аумағы
Алтай мен қол ұстасқан
Тарбагатай таулары
2.Таулар жатыр салқындап
Бұлтқа төсеп арқасын
Бүркіт қана саңқылдап 
Оятады жартасын
      Қ/сы
3.Шөккен қардай бітімі
Ар жағынан адырдын
Көрінеді түтіні
Аз ұйқылы ауылдың
         Қ/сы
     Победители получают призы.
    Уроки и внеклассные занятия подобные описанным, пробуждая у школьников интерес к природе ,родному краю, к проблемам экологии, подводит их к мысли, что мы должны оставит тем, кто придет после нас цветущую землю, а не губить её.
Для нашей области проблема экологии особенно актуальна:она опережает другие казахстанские регионы по загрязнению водоемов , воздуха, токсичности отходов.
      Главные цвета земли –голубой и зеленый. И если синева это небо и вода, то зелень – царства растений. Что произойдет  если исчезнет зеленый покров Земли.
     Останутся без пищи животные и люди .Не будет привычной одежды,-ведь большая часть тканей сделана из растительного волокна.
     Станут холодными дома, потому что важнейшей виды топлива-уголь и торф-не что иное ,как остатки  доисторических  лесов. Да, и книги не будет ,поскольку бумага, на которой их печатают, тоже растительного происхождение. А главное  - все живучие на планете задохнутся: ведь кислород в атмосфере появился благодаря непрекращающейся деятельности «зелёный фабрик»

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Однокоренные слова
Мой родной аул
«Стань другом природы»
Сохраним наше сокровище - Природу!
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
М. Ауэзов «Возвращение»
Природа в литературе
Любой язык по – своему велик!
Н. В. Гоголь- гордость русской литературы" в 10 классе
Осень в произведениях русских поэтов А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3211 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык