|
|
Развитие исследовательских умений как средство формирования ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста
Тема города: «Совершенствование качества образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса»
Тема школы: «Развитие способностей субъектов образования школы-комплекса на основе компетентностного подхода»
Тема МО педагогов начальных классов: «Формирование компетентной личности младшего школьника как условие повышения качества образования»
Тема педагога: «Развитие исследовательских умений как средство формирования ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста»
Актуальность: В соответствии с новой парадигмой 12-летнего образования, сегодня перед школой стоит задача воспитать компетентную личность способную разрешать любые возникающие проблемы, управлять своей собственной жизнью. Одной из основных методик формирования компетентностей учащихся, является методика исследовательского обучения. Её можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном плане 12-летней школы планируется введение специального курса «Основы исследовательской творческой деятельности учащихся». Цель курса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Актуальность и необходимость применения исследовательского метода в обучении детей объясняется природной любознательностью детей, их интересом к осмыслению окружающего мира. Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом виде».
Савенков А.И. выделяет следующие общие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности.
Теоретические основы проблемы
В статье, оубликованной в журнале «Практика образования», №1, 2005 Александр Ильич Савенков рассматривает важный для моей исследовательской темы вопрос о соотношении физической активности ребенка и его желания исследовать. В статье говорится о том, что уровень развития психомоторной сферы в значительной мере определяет уровень развития высших психических функций, писали многие известные ученые (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.).
Дети от 7 до 17 лет, более развитые в физическом отношении, получают более высокие баллы в психологических тестах. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели. умственной работоспособности.
Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у детей ранних возрастов, постоянно говорили об устойчивой корреляции уровня развития мышления и двигательной активности ребенка, прежде всего, уровней развития мышления и координации движений (Г. Доман, М. Доналдсон и др.). В этих работах содержится много интересных наблюдений. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно бывает очень смышленым (К. Акуцу,
Г. Доман и др.).
Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным. Это вполне естественно, мозг – часть организма. Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ проявления исследовательского поведения, а следовательно, и знакомства с миром для младенца – движение. Через него он познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой.
Говоря о «физическом интеллекте», Г. Доман акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях, обычно выделяемых психоневрологами.
1. Двигательные навыки (ходьба).
2. Языковые навыки (речь).
3. Мануальные навыки (письмо).
4. Визуальные навыки (чтение и наблюдение).
5. Слуховые навыки (прослушивание и понимание).
6. Тактильные навыки (ощущение и понимание).
Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, по его утверждению, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни.
Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. В специальных экспериментах давно доказано, что ограничение свободы действий детей, выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или постоянные «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», – способно серьезно помешать развитию детской любознательности.
Главный путь развития исследовательского поведения – исследовательская практика ребенка, построенная на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания и совершенствования исследовательского поведения наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы исследовательское поведение у детей развивалось, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности.
Исследовательское поведение ребенка универсально и может быть реализовано в любой предметной сфере: общении с природой, рисовании, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также
в других видах деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе (начальная ступень)
Предмет исследования: возможности развития субъектов образовательного процесса в общеобразовательной школе (начальная ступень)
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений как компонента формирования ключевых компетентностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы в передовом психолого-педагогическом опыте;
2. определить содержание, формы, методы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста;
3. определить критерии оценки уровня сформированности исследовательских умений и ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста;
4. собрать коррекционные и развивающие упражнения по теме;
5. разработать методические рекомендации по формированию исследовательских умений у учащихся.
Гипотеза: формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если ребёнок включён в активную исследовательскую деятельность через систему содержания и форм проведения учебных занятий.
Методы исследования:
Эмпирические методы:
-изучение литературы по теме эксперимента;
-изучение нормативных и инструктивно-методических документов;
-анализ документации;
-педагогическое наблюдение;
-опросы;
-тестирование;
-изучение и обобщение опыта по теме.
Теоретические методы:
-моделирование;
-сравнение;
-обобщение;
-абстрагирование;
-классификация;
-синтез;
-статистические методы анализа информации;
-рефлексия;
-коррекция.
Технологии
- Метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.)
- Метод проектов
- Технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.)
- Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П.Блонский)
- Личностно-ориентированные технологии (И.С.Якиманская, В.В.Сериков)
- Здоровьесберегающие технологии (Степанова О.А., Стрельникова)
- Технология накопительной оценки «Портфолио»
Этапы и содержание ОЭР:
I этап – 2008-2009гг - Поисковый
Изучение и анализ научно – педагогической литературы по проблеме.
Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи.
Выявление основных проблем темы.
Отбор, разработка диагностического инструментария.
Изучение стартового уровня исследовательских умений учащихся.
II этап - 2009-2011гг – Экспериментальный
Определение психолого-педагогических и методических условий формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.
Внедрение в УВП достижений педагогической науки и практики.
Проведение контрольных срезов посредством диагностики достигнутого уровня развития исследовательских умений учащихся.
Моделирование учебно-дидактических ситуаций на уроках с целью определения эффективных форм и приёмов работы по развитию исследовательских умений у учащихся.
Мобилизация потенциала внеклассной работы в развитии исследовательских умений учащихся.
III этап – 2011-2012гг - Заключительный
Проведение контрольного среза.
Оценка продуктивности различных подходов к развитию исследовательских умений у учащихся. Обобщение, анализ полученных данных.
Выдвижение практических рекомендаций.
Оформление результатов исследований, подведение итогов работы.
Выступление на научно-практических конференциях, опубликование полученного результата.
Творческий отчет.
Ожидаемый результат:
- система содержания и форм проведения учебных занятий, направленных на развитие исследовательских умений;
- методические рекомендации по реализации данной системы;
- дидактический материал по проблемной теме;
- сборник творческих исследовательских и проектных работ учащихся;
- доклады и публикации по проблемной теме;
- компьютерная презентация по теме.
Критерии эффективности эксперимента:
- результаты обученности;
- результаты сформированности ключевых компетентностей;
- состояние здоровья учащихся;
- удовлетворённость субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители).
Список использованной литературы
1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Журнал «Исследовательская работа школьников» - 2002. - №1
2. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2.
3. Бреховских Л.М. Как делаются открытия// Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся». – М., 2001
4. Долгушина Н.И. Организация исследовательской деятельности младших школьников.//Начальная школа .- 2006. - №10
5. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №9
6. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей младших школьников// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №9
7. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006
8. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. М.:Нии школьных технологий, 2006
9. Кравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследование//Начальное образование. – 2005. – № 6.
10. Левченко Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии// Экологическое образование. – 2003. - №3
11. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности//Завуч. –2001. – № 1
12. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Изд. дом «Федоров», 2006.
13.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. 2003. №10
14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. Москва. Ось – 89. 2006.
15. Шаповалова Н.Г. Метод проектов //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №9
16. И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 199
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |