Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Излучение и спектры


Излучение и спектры

Излучение и спектры

Тема: Излучение и спектры.

Цель:

Образовательная: Ввод и закрепление важнейшей характеристики излучения- распределения его энергии по частотам или длинам волн, систематизировать полученные ранее знания по этому разделу, дать дополнительные сведения о применении спектрального анализа и рентгеновского излучения, познакомить с жизнью ученых.

Развивающая: Повторение пройденного материала, привитие практических навыков при решении задач, применение шкалы электромагнитного излучения, развитие логического мышления, умения правильно формулировать свои мысли, подготовка к ЕНТ, путем решения тестовых заданий.

Воспитательная: Привитие самостоятельности, формировать научное мировоззрения учащихся, привитие уважения к предмету, ознакомление значимости этого раздела для других наук, роль в медицине и промышленности.

Тип урок: Урок обобщения и углубления знаний с элементами игры.

Межпредметная связь: Биология, астрономия, психология, география, литература, химия

Использованный материал для подготовки урока: «Физика -11»- Мякишев Г.Я, «Основы методики преподавания»- Разумовский В.Г.,

Наглядные пособия для проведения урока: флипчарты, видеоматериал.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Разминка (10 мин)
  3. Работа со шкалой электромагнитных излучений (5 мин)
  4. Игра «Лабиринт» (10 мин)
  5. Дополнительные сведения о цветах и их психологическом воздействии на человека. (8 мин)
  6. Решение тестовых заданий с помощью (7 мин)
  7. Подведение итогов (3 мин)
  8. Домашнее задание (1 мин)

Конспект урока

  1. Организационный момент.

Просмотр видеофрагмента №1 о спектрах.

Как вы думаете, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке? О спектрах, спектральном анализе, о видах излучения и шкале электромагнитного излучения.

  1. Разминка

1 часть.

Вопросы. Флипчарт №1

  1. Что означает слово «люминесценция»?
  2. Какие виды излучений действовали на вас в прошедшие сутки?
  3. Для чего нужен спектрограф?
  4. При какой температуре тел возникает инфракрасное излучение?
  5. Для чего применяется спектральный анализ?

2 часть

Решение кроссворда. Флипчарт №2

  1. Линза, обращенная к глазу (Окуляр)
  2.  Преломление, искривление лучей (Дисперсия)
  3. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом (Свет)
  4. Прозрачное тело, служащее для изменения хода лучей.(Линза)
  5. Полоска состоящая из нескольких цветов. (Спектр)
  6. При нагревании этого вещества наблюдается испускание желтого цвета (Натрий)

3 Часть.

К каким видам излучения относятся следующие излучения? (Переместить на нужное место и распределить по видам) Флипчарт №3

III.  Работа со шкалой электромагнитных излучений.

1. Перечислите все виды электромагнитных излучений?

2. Как они распределены на шкале излучений?

3. Назовите интервал длин волн каждого из излучений?

4. Назовите интервал видимого света?

IV . Игра «Лабиринт». Флипчарт №4

Бросив кубик (1 кость в флипчарте), команда передвигается в соответствующий сектор игрового поля, выбирает вопрос и отвечает на него (передвигаются специально созданные  фигуры). В случае правильного ответа продвигается на один шаг к выходу из лабиринта. При повторном попадании на тот же сектор, команда отодвигается на один шаг назад. При попадании на секторы "приз", "сюрприз", "фортуна" делается дополнительный шаг по лабиринту.

 

Старт

 

Радиоволны

 

Рентгеновское излучение

 

Инфракрасное излучение

 

Приз

 

Свет

Спектр и цвет

 

Дисперсия

 

Дифракция

 

Фортуна

 

Ультрафиолетовое излучение

 

Литературный

 

Интерференция

 

Сюрприз

 

СЕКТОР "ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ"

  1. Что происходит с лезвием безопасной бритвы при нагревании ее на спиртовке?
  2. Получится ли интерференционная картина при наложении волн 4 и 2, 6 и 2?

 3.  Объясните механизм образования колец Ньютона.

 СЕКТОР "ДИФРАКЦИЯ"

  1. Если, прищурив глаз, смотреть на нить лампочки, то нить кажется окаймленной светлыми бликами. Почему?
  2. Если человек видит радужные кольца в чистом воздухе вокруг источника света, то доктора считают это признаком помутнения прозрачных сред глаз. Прочему?
  3. При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхность наносятся мельчайшая штриховка. Почему при такой обработке пуговица имеет радужную окраску?

СЕКТОР "ДИСПЕРСИЯ"

  1. В стакан с тонкими стенками налейте немного воды. Наклоните стакан и сквозь воду (Смотрите перпендикулярно дну стакана) наблюдайте иголку, положенную на черную бумагу. Что наблюдаете? Почему? (Произвести опыт.)
  2. Наблюдатель рассматривает сквозь стеклянную призму черную черту на белой бумаге. Что видите? Почему? (Произвести опыт.)
  3. Узкая фиолетовая полоска продолжена красной. Что видите, смотря на полоски через стеклянную призму, если  преломляющее ребро призмы параллельно полоскам? Почему? (Произвести опыт.)

СЕКТОР "РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ"

  1. Электроны в катодном луче телевизионной трубки, достигнув экрана, резко останавливаются. Не возникает ли при этом рентгеновское излучение? Не опасно ли в связи с этим смотреть телепередачи?
  2. Для чего врачи-рентгенологи пользуются при работе перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца?
  3. При рентгенодиагностике желудочно-кишечного тракта больному дают "бариеву кашу". Для чего это делается?

СЕКТОР "ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ"

  1. Расставьте диапазоны в порядке возрастания длин волн. Каким излучениям они соответствуют?
  2. Комнатный нагреватель состоит из накаливаемой спирали и вогнутой хорошо отполированной металлической поверхности. Каковое назначение?
  3. На фотографиях, полученных в инфракрасных лучах, четко видны предметы до самого горизонта. Почему?

СЕКТОР "СПЕКТР И ЦВЕТ"

  1. Составьте спектр из цветных полос.
  2. Покажите на карте "цветные" моря.
  3. Дополнительные цвета - это цвета, которые вместе с первоначальным дают белый цвет. Найдите такие цвета для красного и желтого цветов.

СЕКТОР "ЛИТЕРАТУРНЫЙ"

  1. Назовите литературные произведения, в которых упоминается слова свет, цвет и Солнце.
  2. Перечислите пословицы и поговорки, содержащие слово свет.
  3. Составить рассказ из слов: свет, волна, Ньютон, интерференция, антенна, окно, красный, великолепный.

СЕКТОР "РАДИОВОЛНЫ"

  1. Почему замирает или совсем прекращается радиоприем в автомобилях при проезде под мостом?
  2. Почему при связи на коротких волнах получаются "зоны молчания"?
  3. Что изображено на схеме?

 СЕКТОР "УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ"

  1. Почему высоко в горах легко получить солнечный ожог?
  2. Можно ли фотографировать предметы в совершенно темном помещении?
  3. Подкрашенная вода налита в пробирку и в  широкий сосуд. Если погрузить часть пробирки в сосуд и включить ультрафиолетовое освещение, то в погруженной части пробирки флуоресценции не наблюдается. Почему?

СЕКТОР "СВЕТ"

  1. При каком условии от непрозрачного предмета получается тень без полутени?
  2. Как получить от одной и той же палки тень разной длины?
  3. Может ли человек бежать быстрее своей тени?

V. Дополнительные сведения про спектральный анализ (с точки зрения психологии)

Мир вокруг нас полон красок. Мы воспринимаем окружающие цвета привычно, не задумываясь о том, что они, так же как и другие природные явления, воздействуют на наше самочувствие, настроение, восприятие.
 

О том, как важно правильно подобрать цвет стен и мебели в доме, мы давно уже знаем, но ведь краски так же активно присутствуют и в нашей повседневной одежде. Кстати, наши пращуры прекрасно знали о магическом воздействии тех или иных цветов и использовали его в своих ритуалах. Цвет – это всегда символ, образ, несущий определенный смысл, и наше подсознание прекрасно его “считывает”.
 

Трудно переоценить роль цвета в создании гармоничного имиджа, который зависит не только от того, как мы выглядим в глазах окружающих, но и от того, как мы сами себя ощущаем, в каком расположении духа находимся. Наукой давно доказано, что та или иная цветовая гамма оказывает огромное влияние на наш эмоциональный фон: бодрит, успокаивает, делает веселыми или агрессивными, увеличивает чувствительность к внешним воздействиям или притупляет ощущения. Воистину цвет – это магия, правы были древние! Как жаль, что “цветовая наука” оказалась незаслуженно забытой.
      Хотя справедливости ради надо сказать, что в последнее время появилось немало интересных научных разработок по влиянию цвета на состояние нашего организма. Психофизиологи выдвинули гипотезу о том, что цветовое воздействие на сетчатку глаза меняет физиологический фон человека, влияя на состояние его нервной системы, замедляя или, наоборот, усиливая восприимчивость.
        А еще цвет способен, оказывается, вызывать гормональные изменения в организме, что, в свою очередь, влечет за собой ощущение дискомфорта или, напротив, глубокого спокойствия.      Например, черные тона в одежде, столь любимые многими, не просто усиливают неосознанное чувство дисгармонии, особенно в утреннее время, но и увеличивают артериальное давление, вызывают утомление, апатию. А если у вас перед глазами долгое время маячит нечто в полосочку, то температура вашего тела и артериальное давление почти наверняка немного повысятся. В этом случае направьте взор на чье-нибудь миленькое платьице в горошек – этот узор крайне полезен для нашего организма!

Психофизиологи предполагают, что любой ритмично повторяющийся рисунок (в одежде или на обоях – все равно) негативно влияет на нас: мало того, что подскакивает давление, но и возникает непонятное раздражение и даже агрессия. Так что не злоупотребляйте ритмичными рисунками в одежде, если не хотите разбудить в окружающих зверя. Тем более что к вашим услугам вся богатая палитра цветов. 
            Выберите, например, зеленый: он мобилизует мышцы, повышает работоспособность – повышение по службе вам обеспечено. Голубой снимает усталость, в том числе и у тех, кто на вас смотрит, так что не удивляйтесь, если кто-то внезапно не сможет отвести от вас глаз. Красный цвет стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит – хрупким тургеневским барышням следует об этом помнить.

Выступающий сюрприз

     Осваивая тонкости владения магией цвета в одежде, имейте в виду, что по воздействию на наши чувства все цвета делятся на теплые и холодные, их еще называют соответственно активными (выступающими) и пассивными (отступающими). Определить, какая именно цветовая гамма подходит лично вам, очень просто: для этого вам понадобятся два куска ткани – персикового и бледно-розового цвета. Поднесите их поочередно к лицу; если вам больше идет персиковый цвет, то вся гамма теплых (активных, выступающих) цветов ваша. Если же розовая ткань преобразила вас необычайно, смело используйте всю гамму холодных (пассивных, отступающих) цветов.     

         Теплые цвета, к которым относятся красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, создают у вас и у тех, кто на вас смотрит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения. Но теплая гамма не зря названа еще и выступающей: она зрительно увеличивает фигуру, делает ее более объемной. Экспериментируйте! Может быть, вам сегодня важнее ощущение эмоциональной близости, чем зрительная стройность фигуры.

          Холодные, пассивные, отступающие тона, к которым относятся все оттенки синего,  голубого, зеленого, фиолетового, серого, действуют на нас мобилизующе, заставляют быть собраннее, активнее, зрительно делают фигуру более стройной, подтянутой. Зато могут вызвать у окружающих чувство дистанции, закрытости, отстраненности. Как видите, палитра чувств, вызываемых цветом вашей одежды, весьма разнообразна. Здесь нет “плохих” и “хороших” оттенков: не бойтесь казаться новой, неожиданной, смело играйте цветом на чувствах! Еще одна маленькая, но важная деталь, о которой мы часто забываем: цвет нашей любимой кофточки или костюма выглядит совершенно по-разному при естественном и искусственном освещении. Например, синий, голубой и бирюзовый при освещении лампами дневного света бледнеют и тускнеют. А желтый, оранжевый и красный становятся, наоборот, более яркими и насыщенными.
           Но магия магией, а у каждого из нас есть любимые тона. Они невольно притягивают наш взгляд, вызывают положительные эмоции. Пристрастия к цвету могут быть постоянными, тянущимися из детства, а могут меняться в зависимости от возраста или настроения. Психологи считают, что цветовые приверженности способны многое сказать о нашем нраве, привычках. Кстати, на этом основаны проективные цветовые тесты, которые используются специалистами в диагностике самых разнообразных свойств личности и эмоционального состояния. И все-таки не стоит воспринимать их совсем буквально: диагностика личности – дело тонкое и деликатное, опирающееся далеко не на один тестовый показатель. Приведу лишь несколько основных цветовых предпочтений, характеризующих ту или иную нашу черту.
                 Выбор желтого цвета говорит о личности в целом оптимистичной, открытой, дружелюбной. Такой человек идет к своей цели, не признавая формальностей, условных запретов, штампов, экспериментируя и проявляя креативность. А вот выбор бежевого цвета свидетельствует о натуре приземленной, тяготеющей к материальным благам, собранной и хладнокровной.
              Красный – цвет людей энергичных, крайне коммуникабельных. Правда, в любых контактах они напористы, активны, стремятся доминировать, подавлять собеседника, и часто создается ощущение, что такого человека слишком много. Это цвет лидерства, крайне болезненного к своему статусу в глазах окружающих.
Если вас не оставляет равнодушным розовый цвет, то вам крайне необходимы в жизни любовь и понимание. Идеальный вариант – поскорей прислониться к чьему-нибудь сильному плечу. Вы чрезвычайно чувствительны к оттенкам настроения других людей, они могут больно ранить вас, ваши эмоции всегда готовы откликнуться на давление извне. Из-за того, что вас так легко уязвить, вы крайне избирательны в выборе круга общения.
            Коричневая палитра является любимой у людей практичного, скорее педантичного склада. Они не строят далеко идущих и абстрактных планов, но, наметив для себя цель, идут к ней хоть и медленно, но упорно, не отвлекаясь ни на что. Все, что касается благополучия их близких, свято. Любые перемены, даже самые незначительные (например, переложенные по-другому бумаги на столе), для такого человека крайне болезненны, он долго привыкает ко всему новому. Любители коричневого, как правило, очень верные друзья, не меняющие круг общения многие годы, но зато и обиды они помнят так же долго. 
          Черный цвет говорит о сложной, противоречивой натуре того, кто его предпочитает. Как правило, это человек самодостаточный с богатой внутренней жизнью, для него важна собственная оценка своих действий, а не мнение окружающих. В какой-то степени это цвет закрытости, отгороженности. Некоторые исследователи считают, что выбор черного цвета говорит о внутриличностном конфликте, скрытой депрессии, вызванной недовольством собой. В этом случае черный цвет – проявление своеобразной агрессии, отрицания, направленного на самого себя. 
         Традиционно считается, что белый цвет говорит о чистоте помыслов, невинности, но психологи уверяют: данное предпочтение может так же свидетельствовать о недостаточной сформированности волевого самоконтроля, значительном отрыве от реальности, неумении разумно оценить свои возможности. 
            Человек, предпочитающий синий цвет, отличается способностью сохранять спокойствие и собранность в любых экстремальных ситуациях. Вся беда в том, что чрезмерную собранность он сохраняет и в повседневной жизни. При этом его мнение всегда должно быть единственно верным, и никак иначе. А вот любители нежно- голубого имеют серьезные проблемы с постановкой реальной цели. Им всегда хочется того, чего в принципе достичь невозможно, отсюда вечная неудовлетворенность настоящим и фантастические мечты о будущем. Это не может не сказываться на умении общаться и сохранять контакты продолжительное время. Ну и, наконец, зеленый. У любителей этого цвета сильно развито инстинктивное начало. Они, как правило, виртуозно умеют пользоваться интуицией, и она их редко подводит. Порой они и сами не могут объяснить, почему приняли то или иное решение, но, привыкнув доверять себе, даже не особо и стараются вникнуть в мотивы.
Цвета, которые окружают нас повсюду, так или иначе воздействуют на нас, хотим мы этого или нет. И не будет лишним иметь хотя бы примерное представление о том, как именно это происходит. Цвет одежды – мощное средство воздействия, и благодаря его осознанному использованию, мы можем научиться полнее выражать свой внутренний мир, испытывать комфорт и уверенность, создавать желаемое настроение не только у себя, но и у окружающих. Культура цвета недаром накапливалась тысячелетиями, не стоит пренебрегать ее богатыми возможностями.

 

  1. Решение тестовых заданий.

1. На белом фоне написан текст синими буквами. Если их рассматривать через красное стекло, то буквы будут казаться 

A) синими.

B) розовыми.

C) красными.

D) темными.

E) белыми.

2. g-излучение - это

A) поток протонов.

B) электромагнитное излучение.

C) поток нейтронов.

D) поток ядер атома гелия.

E) поток электронов.

3. При пропускании света через два последовательно расположенных кристалла турмалина свет полностью проходит через оба кристалла

A) при перпендикулярно расположенных осях кристаллов

B) если угол между осями кристаллов равен 450

C) при параллельно расположенных осях кристаллов

D) при вращении одного из кристаллов

E) если угол между осями приближается к 900

4. Какие вещества дают линейчатые спектры?

A) Все вещества в газообразном атомарном состоянии

B) Все тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии.

C) Сильно сжатые газы

D) Свечение газового разряда

     E) Все тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также  сильно сжатые газы

5. Какие вещества дают непрерывный спектр?

A) Все вещества в газообразном атомарном состоянии

B) Все тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии.

C) Сильно сжатые газы

D) Свечение газового разряда

E) Все тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также  сильно сжатые газы

6. В каком интервале длин волн находится видимый свет?

A) 7*10-6 – 9*10-8 см

B) 5*10-8-6*10-5 м

C) 4*10-7-8*10-7 м

D) 5*10-11-4*10-18 м

      E) 4*10-7-8*10-7 см

7. Что называют спектральным анализом?

A) Метод определения химического состава вещества по его спектру.

B) Метод определения отпечатков пальцев

C) Метод определения скорости света.

D) Метод для получения рентгеновского снимка

      E) Среди ответов нет правильного.

 

  1. Подведение итогов тестирования. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
  1. Домашнее задание. Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Тридевятое царство.
«Рисуйте всегда, Рисуйте везде И будет прекрасным Мир на земле»
Строение глаза. Зрительный анализатор
Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения
Вещества Явления
Тела
Воздух и его свойства. Значение воздуха в жизни человека
Шкала электромагнитных излучений
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч
Повторение темы " Сложные союзные предложения"
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 4224 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык