|
|
Обучение на основе интеграции знаний
В настоящее время идет становлекние новой системы образования, происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются новые содержания, новые подходы, новые отношения, новый педагогический менталитет.
Для новой системы образования характерны интеграция не только образовательных факторов: семьи, школы, микро и макросоциума, но и седержание образования. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, что значительно повышает роль текстового материала, имеющего культурологическую, познавательную ценность.
Интегративностью в обучении выступает система взаимосвязи и взаимопроникновения, взаимодополнения содержания знаний, близких по логике и дающих учащимся возможность осмыслить и осознать разнообразные стороны и грани науки, получить совокупность общенаучных и общеучебных умений и навыков.
Еще в начале ХХ века зарубежными дидактами и психологами были разработаны интегрированные курсы на основе комбинированных программ, который объединяют несколько предметов. При этом интеграция касается не только содержания, но и формы организации учебной работы. Идеи интеграции в зарубежной педагогике получили свою реализацию в программах модульного типа.
В первой трети ХХ века в России также разрабатываются коцепции интегрированного обучения Блонским П.П., Иссен С.И., Дюон Д.И. и др. Однако они не получили своего развития.
Новая реформированная программа обучения русскому языку в школах с другими навыками обучения по своей сути интегративна, т.к. объединяет два бликородственных предмета. Принцип интегративности предполагает принцип дифференциации в системе обучения русской речевой деятельности – учет особенностей объединяемых предметов. Одним из условий отбора является полное или частичное слияние учебного материала для чтения, письма или развития речи.
В своих работах по проблемам интегративно дифференцированного обучения русской грамоте ученый-методист Павленко В.К. отмечает, что ядром интегративного обучения становится текст, который позволяет решить в единстве задачи обучения русской речи в их разных видах деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма). В модели ученого также определена соответствующая интегративному обучению форма организации учебной деятельности – интегрированный урок.
Птусова А.А. указывает, что на интегрированном уроке образуется новое качество в результате синтеза знаний различных дисциплин. Цель интегрированного урока, по ее определению, дать учащимся целостную картину изучаемого процесса или явления во всем многообразии внутренних и внешних связей.
В предлагаемых нами разработках интегрированных уроков четко прослеживаются принципы построения учебного процесса по новым технологиям обучения:
- изучение явления или факта с различных аспектов (например, истории литературы);
- побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
- исследовательский поисковый характер поисковой деятельности учащихся;
- большая доля самостоятельной работы учащихся;
- развитие эмоциональной сферы личности, воспитание высокой гуманитарной культуры;
- обучение на высоком уровне трудности
При отборе материалов интегрированных уроков учитывается принцип ценности методического материала, полнота раскрытия сущности данного типа уроков, этнокультурологический потенциал предлагаемых текстов, возможность построения многоуровневых заданий на основе текстов, а также разнообразие видов интегрируемых компонентов.
Цели разработок:
- формирование целостной картины восприятия и представлений учащихся, системное закрепление на основе интеграции знаний;
- развитие речевой деятельности на основе текстового материала;
- развитие умений учащихся анализировать события, находить общее с другими предметами;
- воспитание интереса к историческим, культурным, духовным ценностям.
Цели разработок реализуются через тематические беседы, чтение художественной, научной литературы и других источников, анализ проблем через игровые элементы.
К идее интегрированного урока пришла чисто интуитивно, когда почувствовала, что надо что-то менять, вносить новое.
Первый урок был проведен по тексту «Бабушка Зере» в 5 классе. В родной литературе есть текст «Әжемнің әңгімесі». Текст небольшой по содержанию, но цель была раскрыть глубоко внутреннее содержание, особенности воспитания в казахской семье.
Особенно интересными проходят интегрирванные уроки поэзии. Немало стихов Абая созвучны духу произведений Пушкина, Лермонтова по характеру чувствований, по тематике, по манере описаний. На таких уроках возможна связь с музыкой, с театром. К юбилею Абая в школе был проеведен цикл интегрированных уроков: «Абай и Пушкин», «Абай и Лермонтов».
Стихи Абая «Осень», «Зима» перекликаются состихами Пушкина, Некрасова о временах года «(Мороз - воевода)». Образы-символы в стихах Лермонтова (одинокий парус, одинокая сосна, одинокий путник) нашли отклик в душе Абая («Атадан алтау, анадан төртеу, жалғыздық көрер жерім жоқ»).
Не секрет, что в казахской школе мы мало уделяем внимание живописи, скульптуре. В 10 классе на уроке по теме: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», обобщая пройденное по творчеству Пушкина, учащиеся познакомились с работами великих художников и скульпторов. Им стали известны имена художников Кипренского, Фаворского («Пушкин-лицеист»), Репин, Айвазовский («Прощай, свободная стихия»), Тропинин, Серов («Осень»).
Скульпторы: Опекунин, Бах, Комов
Память о великом поэте осталась не только в его стихах, но и в искусстве, а также в музыке. Это оперы Глинки, Чайковского, Рахманинова («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), в балете («Бахчисарайсккий фонтан», «Медный всадник»), множество романсов.
Перевод Абаем «Письма Татьяны» в исполнении Ж.Карменова – очень близкая старшеклассникам тема любви. Есть у каждого человека любимые поэты. Интегрированый урок «С.Есенин и М.Макатаев» – урок поэзии и музыки двух великих народов. Схожесть судеб, созвучие поэзии, музыкальность, лиричность тематики делают их понятными и близкими учашимся.
Эпиграф: «В этой жизни умереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней».
Границы интеграции очень широки. Это и история, и геогафия, и экология, и театр, и музей.
Проведение таких уроков сопровождается определенными трудностями, требуется большая исследовательская, поисковая работа как учителя, так и учащихся.
Цель нашего предмета – духовное обогащение учащихся, приобщение к культурным ценностям, что очень сложно в наше время, развитие их интеллектуальных качеств, воспитание интереса к историческим культурным памятникам.
Цель реализуется через тематические беседы, чтение художественной литературы и других источников, через анализ проблем.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |