Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Подготовка к ЕНТ – урок-практикум


Подготовка к ЕНТ – урок-практикум

Подготовка к ЕНТ – урок-практикум

Тема урока: Подготовка к ЕНТ – урок-практикум

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.    

       В конце учебного года вам всем предстоит серьезное испытание. Вы будете участвовать в Едином Национальном Тестировании. Для этого вам придется сильно напрячься. Именно в это время, как никогда, понадобится хорошо тренированная память, способность мгновенно ориентироваться и собраться с мыслями, очень быстро, а главное самостоятельно приводить себя в состояние внутреннего равновесия, без который невозможно успешно сдать экзамен.

      На сегодняшнем занятии мы попытаемся вместе повторить пройденный материал и подготовиться к грозному «ЕНТ».

 Приветствие

 

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

 

- Послушайте!

Ведь если звезды зажигаются

Значит это кому - нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда.

У каждого человека есть своя звезда. И я хочу, чтобы ваши звезды горели ярко и вы получили на ЕНТ высокие баллы.

  

Сегодня у нас урок-повторение.  Мы сегодня побываем на звездах

Звуки речи изучает – фонетика

Словарный состав языка изучает - лексика

Способы образования слов изучает – словообразование

Словосочетание и предложение изучает -  синтаксис

 

 Повторяем темы:

 «Фонетика»

«Лексика»

«Словосочетание»

«Словообразование»

«Предложение»

   Сегодня у нас необычный урок, для того,  чтобы получить высшие баллы на ЕНТ, мы должны достать звезду и написать на нем свое желание.

 І. «Фонетика»

1.Сколько букв в русском языке?

2.Сколько гласных букв?

3.Сколько согласных букв?

4. Звуков  не дают?

5.Где пишется Ь?

6.Где пишется Ъ?

7.В каких словах есть твердый знак с...ехали, вы...ехали, об...езд, с...ел, до...ел

8.Сколько букв и звуков в слове шаль, вьюга, объезд?

9.Шипящие: Ж, Ш, Ч, Щ

10.Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

11.Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

12.Звонкие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З

13.Сонорные: Л, М, Н, Р

14.Глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С

15.Что называется чередованием?

16.Слог, на который падает ударение называется?

17.Слог, на который не падает ударение называется?

18.Какие буквы обозначают два звука?

19.Перед звонкими и сонорными в приставке пришется?

     бе...жалостный, и...вестный,  ра ... говаривать, ра ... будить

20.Перед глухими в приставке пишется?

     ра...пилить, и...печь, ра...тереть, и...ходить

21.Прописная буква?

22.Строчная буква?

ІІ. Лексика

1.Однозначные слова?

2.Многозначные слова?

3.Омонимы?

4.Синонимы?

5.Антонимы?

6.Заимствованные слова?

7.Профессиональные слова?

8.Неологизмы?

І вариант

1. Синоним – это:

A) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением

B) Устойчивые сочетания слов

C) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению

D) Слова, которые одинаково звучат и пишутся

E) Слова, которые обозначают одно и то же и близкие по значению

{Правильный ответ}=Е

2. Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение:

A) Золотое кольцо

B) Золотые часы

C) Золотой браслет

D) Золотые серьги

E) Золотой характер

3.В каком варианте есть сходство по действию?

A) Золотая осень-золотая вещь

B) Крыло птицы-крыло самолёта

C) Весёлая девушка-весёлая песня

D) Волк воет-ветер воет

E) Горячий чай-горячий человек

4.Раздел языкознания, который изучает слова и их значение

А) фонетика

В) морфология

С) лексика

D) синтаксис

Е) пунктуация

5.Многозначное слово

А) газета

В) книга

С) тетрадь

D) операция

Е) стол

6. Найдите синоним к словам: студёный, ледяной

A) горячий

B) тёплый

C) холодный

D) тяжёлый

E) свежий

7.Антоним к слову грусть

А) апатия

В) безразличие

С) ненависть

D) радость

Е) равнодушие

8.Неологизм

А) студент

В) визажист

С) экзамен

D) экскурсия

Е) трамвай

ІІ вариант

1.Словосочетание в переносном значении

А) тесная дружба

В) тесная обувь

С) зеленые саженцы

D) светлая комната

Е) смелый воин

2.Синонимы

А) облако, облачный

В) север, юг

С) восхитительный, замечательный

D) могучий, слабый

Е) мороз, морозный

3.Антонимы

А) ненависть, любовь

В) великан, гигант

С) традиции, обычаи

D) бой, сражение

Е) жара, зной

4.Неологизм

А) корабль

В) спорт

С) парус

D) мобильник

Е) кино

5.Синоним – фразеологизм к слову убежать

А) смазать пятки

В) собраться с духом

С) сжечь корабли

D) утереть нос

Е) пустое место

6.Омонимы

А) имеют несколько значений

В) имеют одно значение

С) одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению

D) имеют переносное значение

Е) слова с противоположным значением

7.Заимствованное слово

А) дочь

В) жалюзи

С) грамоты

D) журавль

Е) ночь

8. Профессиональное слово

А) карандаш

В) ручка

С) скальпель

D) сокол

Е) учения

   ІІІ.«Словобразование» Работа в паре. Садимся по двое.

Перед тем как выполнить тест, ответим на вопросы:

1.Что называется словообразованием?

2.Что называется основой?

3.Что называется окончанием?

4.Что называется суффиком?

5.Что называется корнем слова?

6.Что называется приставкой?

7.Однокоренные слова?

8.Что входит в основу?

Выполняем тест. Работаем в паре.

1. Найдите форму слова МЕЧТАТЕЛЬ

А) мечтательница

В) мечта

С) мечтательно

Д) мечтатели

Е) мечтать

2.Основа слова «пришкольный»:

A) школьн-

B) пришкольн-

C) школьный

D) пришколь-

E) школь-

3. Найдите слово, которое соответствует модели: корень – суффикс – окончание

A) смородина

B) малина

C) машинка

D) пароход

E) детсад

4.Какое слово является неоднокоренным с остальными?

А)  водный

В)  подводник

С)  освободить

Д)  наводнение

 Е) водопад

5.Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение

всех однокоренных слов

A) корень

B) суффикс

C) окончание

D) основа слова

E) приставка

6.Найдите однокоренное слово для слова «слепой»

A) лепить

B) лепка

C) ослепнуть

D) вылепить

E) залепить

7.Это слово образовано с помощью суффикса:

A) лесник

B) полом

C) луноход

D) перекосить

E) побережье

8.Определите способ словообразования одеяло - пододеяльник :

A) приставочно-суффиксальный

B) приставочный

C) суффиксальный

D) сложение основ

E) сложение коней слов с соединительным гласным

9.Найдите  слова, образованные с помощью суффикса –чик-:

A) рассказ…ик, камен…ик, барабан…ик

B) водопровод…ик, бетон…ик, рассказ…ик

C) доклад…ик, перевод…ик, паль…ик

D) экскаватор…ик, камен…ик, закрой…ик

E) груз…ик, свар…ик, кранов…ик

10.Укажите способ образования слов по-старому, по-дружески:

A) бессуфиксальный

B) сложение основ

C) приставочно-суффиксальный

D) приставочный

E) суффиксальный

ІV.  «Словосочетание» Садимся по трое

Что называется словосочетанием?

Что называется согласованием?

Что называется управлением?

Что называется примыканием?

Тест на тему  «Словосочетание» Работаем по трое.

1.Найдите словосочетание, связанное по способу управления

А) сердито ворчать

В) горный воздух

С) бронзовая статуя

Д) справедливое решение

Е) оплатить расходы

2.Найдите словосочетание, связанное по способу согласования.

A) Читаю газету.

B) Учит стихотворение.

C) Играет хорошо.

D) Живет далеко.

E) Юные спортсмены.

3.Не является словосочетанием.

A) Белый медведь.

B) Жизнь медведя.

C) Устраивать берлоги.

D) Плавать и нырять.

E) Широкие лапы.

4.Словосочетание указывает на предмет и его признак 

А) читать роман

В) журнал с иллюстрациями

С) плавить металл

Д) рубить топором

Е) жизненно необходимый

5.Укажите словосочетание, построенное по типу: прилагательное + существительное.

A) Интересно заниматься.

B) Прекрасный день.

C) Очень интересно.

D) Встретил путешественника.

E) Этот путешественник.

6. Словосочетание указывает на действие и предмет:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Голубое небо.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

7. Словосочетание указывает на действие и его признак:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Любовь к книге.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

8. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется

A) сочинением.

B) управлением.

C) примыканием.

D) согласованием.

E) связью между компонентами грамматической основы.

9. Словосочетание – это

A) сочетание частицы с глаголом.

B) сочетание подлежащего и сказуемого.

C) сочетание предлога с именем существительным.

D) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

E) слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.

10. Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется

A) сочинением.

B) управлением.

C) примыканием.

D) согласованием.

E) связью между компонентами грамматической основы.

V.«Предложение» Садимся в группы

Что называется простым предложением?

Грамматическая основа предложения?

На сколько делятся простые предложения?

Тест на тему «Предложение».

1.Односоставное предложение

А) Надо было убирать хлеб

В) Из-за леса выплыла луна

С) Ночь начинает медленно светлеть

D) Даны дороги  все на свете, но ты иди необходимой

Е) Посветлела небесная высь

2.Обобщенно - личное предложение

А) Заходи ко мне, потолкуем

В) Других не суди, на себя погляди

С) Если ты что- нибудь делаешь, делай хорошо

D) Стало жарко

Е) Потянуло холодом

3.Назывное предложение

А) Мне долго не открывали

В) Тебе было трудно позвонить

С) Развели костер на берегу реки

D) Осенний парк

Е) Надо вовремя готовить уроки

4.Безличное предложение:

А) Пахнет сеном над лугами.

В) Умную голову почитают смолоду.

С) Тишина вокруг.

D) Сухие листья под ногами.

Е) Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.

5. Определи тип простого предложения: Зажгло грозою дерево

А) определенно - личное

В) неопределенно - личное

С) безличное

D) обобщенно - личное

Е) назывное

6.Определенно- личное предложение:

А) Люблю грозу в начале мая

В) Всех дел разом не переделаешь

С) Пыль вихрем неслась по дороге

D) Бросили кость между двух собак

Е)  Уже совсем рассвело

7.Определи тип односоставного предложения:

Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.

А) определенно - личное

В) неопределенно - личное

С) безличное

D) обобщенно - личное

Е) назывное

8.Неопределенно – личное предложение:

А) Сижу за решеткой в темнице сырой.

В) А поворотись-ка, сын!

С) Без  букв и грамматики не научишься математике.

D) Насильно мил не будешь.

Е) В клубе пели и плясали.

9.Определи тип односоставного предложения:

В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.

А) определенно - личное

В) неопределенно - личное

С) безличное

D) обобщенно - личное

Е) назывное

10. Односоставным неопределенно-личным является предложение

A) Сюда я больше не ездок.

B) Моя судьба ещё ли не плачевна?

C) Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

D) Злые языки страшнее пистолета.

E) Пред кем я давече так страстно и так низко был расточитель нежных слов!

Сложное предложение

Что называется сложным предложением?

Типы сложных предложений?

Что называется сложносочиненным предложением?

Что называется сложноподчиненным предложением?      

   Работа в группе.

І группа

Определите типы ССП и СПП и составьте схему СПП

А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

С) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.

Определите вид подчинения. Составьте схему

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбе ближнего.

ІІ группа

Определите типы ССП и СПП и составьте схему СПП

А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.

В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.

D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

Определите вид подчинения. Составьте схему

До этого счастья никто не мог добраться, потому что не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон.

ІІІ группа

Определите типы ССП и СПП и составьте схему СПП

А) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.

В) Люди сильно проголодались, и лошади тоже нуждались в отдыхе.

С)Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком

Д) Туча, которая висела над лесом, постепенно стала уплывать на север.

Определите вид подчинения. Составьте схему

Когда шел этот разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая проклятая из всех ночей.

ІV группа

Определите типы ССП и СПП и составьте схему СПП

А) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше..

В) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.

С) Когда человек отдаётся лжи, его оставляет ум и талант.

Е) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды!

Определите вид подчинения. Составьте схему

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. На звездах написать свои пожелания.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Состав слова
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели
Односоставные предложения
Имя существительное
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Обобщение по теме «Звуки и буквы»
Главные члены предложения. 5 класс
Словообразование. Производная основа
Связь слов в словосочетании
Лидер класса
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 5189 | Қосты: Калышева Алтыншаш Кошкинбаевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык