Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Идея рефлексивности обучения


Идея рефлексивности обучения
Идея рефлексивности обучения
 
Идея рефлексивности обучения основывается на том, что освоение происходит, когда в дело включается направляемая рефлексия. 
Рефлексия – специфически человеческая способность, позволяющая сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения, вообще себя – предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития).
Функция рефлексии:
1. Контроль и оценка возникшего затруднения или достигнутого положительного результата
2. Выяснение причины удачи или неудачи или препятствия и поиск выхода
            Содержание рефлексии
1. Общее состояние: эмоциональные ощущения, психологический настрой.
2. Предметная - продукция деятельности: идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.
3. Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности.
4. Предположения по отношению к будущей деятельности. 
5. Личностная динамика – что изменилось в самом участнике.
           Два основных вида рефлексии (В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман)
Определяющая рефлексия - способность устанавливать границы собственных возможностей: знать, что я знаю, умею и чего не знаю, не умею 
Сравнивающая рефлексия – действия с оценочными шкалами, в которых ученик сравнивает себя с окружающими, находит свое место в однородных рядах. 
Организационные шаги рефлексии
1) Остановка предметной деятельности. 
2) Восстановление последовательности выполненных действий. 
3) Осмысление действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии. 
 
На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.
 
Этап урока Форма рефлексии
Организационный этап, вводно-мотивационный Выбор индивидуальной цели учеником
Ученики могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока, какие виды работ предлагают
Рефлексия в данном случае выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся, класса в целом
Этап изучения, осмысления Решение учебных задач с комментированием предпринимаемых действий
Выбор формы организации учебной деятельности
Осмысление хода групповой или парной деятельности
Заключительный этап урока Подведение итогов урока, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока
Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний)
 
60 приемов и методов рефлексии на уроке.
 
1. Рефлексивный дневник ученика.
2. Игра для начальных классов «31».
3. Игра «Это хорошо, потому что и это плохо, потому что».
4. Телеграмма.
5. Лента успешного ученика (ежедневно нашиваются на красивую ленту пуговицы – знак успешной работы на уроке).
6. Тетрадь успехов моих учеников.
7. Двухрядный круглый стол (супервайзеры - наблюдатели). Побывать в двух ипостасях – а) быть внутри круга б) быть наблюдателем
8. Портфолио рефлексии.
9. «Здравствуй, урок!» - попросить сказать учеников в начале урока.
10. «До свидания, урок!» - попросить сказать учеников в конце урока
11. Белая карточка (просьба не беспокоить на этом уроке). Ученик может вернуться лоно класса, когда пожелает. 
12. Светофор.
13. 3 звезды и 1 пожелание.
14. Благодарю!
15. Письмо учителю. Письмо историческому деятелю. Письмо ученому, художнику, герою произведения, современнику тех или иных событий. 
16. Незаконченная фраза
 
Меня поразило…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
За это я могу себя похвалить…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
Урок взволновал…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
Я выбрал эти задания, потому что…
После урока мне захотелось…
На будущее я решил …
Сейчас я мечтаю о том, чтобы…
А напоследок я скажу…
 
17. Критики, пессимисты, оптимисты
18. Реалисты, аналитики, мечтатели
19. Завершение работы с  маркировочной таблицей «ЗХУ»
20. Ресторан (мне понравилось…, в следующий раз я не хотел бы…, мне ещё бы хотелось…, кажется, я объелся…, и т.д.)
21. «Горячий стул», «Авторский стул»
22. Кто поменял свою точку зрения к концу урока?
23. Главный вопрос темы.
24. Диаграмма Венна.
25. Синквейн.
26. Аргументы за и против. 
• «5+5+1»:написать 5 предложений о сегодняшнем уроке или об изученном материале, сократить до 5 слов, сократить до 1 слова.
27. 6 W
28. PEST – анализ
29. Каскад вопросов. (Как?Почему?)
Как?
                 Как? Как?
Как?
Как?
          КАК? Как? Как?
Как?
Как?
Как? Как?
Как?
30. Перестрелка.
31. Чистая доска
32. Бинго: ученики получают таблицу Бинго (или создают ее сами) с ключевыми словами из темы, учитель зачитывает определение ключевого слова, ученики отмечают слово, которое соответствует определению, первый, кто заполнит таблицу, кричит «Бинго!».
33. Графические виды рефлексии (диаграммы, стрелка весов – нарисовать стрелку на нужной отметке, отобразить свое местонахождение при восхождении к цели урока на рисунке горы, дерева или на ступенях лестницы и т.д.)
34. Выбор смайлика, передающего общее настроение от урока.
35. Feedback – оглянемся назад – что мы узнали на уроке? Как мы это сделали?
36. Предложить различные картинки с изображением животных, попросить выбрать одну из них – рыбка прячется в иле, птица летит в небе, собачка лениво зевает и т.д.
37. Карусель или Ротация (передают плакаты по кругу, каждая группа рисует своим цветом)
38. Хочу сказать комплемент! (уроку, однокласснику, учителю) по итогам урока.
39. Три хлопка – кому и чему можно сделать 3 хлопка по итогам урока и почему?  
40. Одной фразой – повести итог по теме, по уроку, о своей работе на уроке, благодарность учителю и т.д.
41. Тур по галерее – после презентации всех групп и выступлений обобщить информацию по постерам.
42. Листы обратной связи разных видов – раздать короткий опросник об уроке, по теме урока 
43. Тест Люшера или выразить свое отношение к уроку цветами – можно дважды – в начале и в конце урока. 
44. Мини-эссе 
45. Фишбоун (рыбья кость, «балық қаңқасы»
46. Эссе (вариант субъективной интерпретации)
47. Письменное интервью (вопросы и ответы участников группы, обмен мнениями)
48. Синквейн (стихотворение из пяти строк; в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей (три глагола); в четвертой приводится фраза из 4 значимых слов; пятая строка отражает синоним).)
49. Маятник настроения (ученик подбирает картинки к своему настроению)
50. Цветик-самоцветик (выбор лепестка по настроению)
51. «Лестница» (адекватность внутреннему состоянию): (над ступеньками лестницы ученик может написать слова: скверно, плохо, хорошо, уверенность, комфорт; чем выше ступень, тем лучше состояние)
52. SMS-сообщение (на бумажных сотовых телефонах написать смс в виде смайликов)
53. «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно). . В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
54. Самопроверка. Учитель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее. 
55. Чемодан, мясорубка, корзина
56. Рефлексивный круг. Все субъекты педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии и т.п. 
57. Рефлексивная мишень 
58. 1 – моя деятельность; 2 – содержание; 3 – деятельность учителя; 4 – форма, методы
59. На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».
60. «Бортовой журнал». Форма «бортового журнала»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал по этой теме 
- Из текста? 
- На уроке? 
- От одноклассников?
- От учителя?

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Глагол как часть речи.
Наш ата. Двойные согласные.
Движение земной коры
Решение задач по теме «Работа и мощность»
Теплолюбивые растения. Холодостойкие растения.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Связь слов в словосочетании
Повторение темы " Сложные союзные предложения"
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 1483 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык