Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Педагогика |
Көрсетілім: 1483 |
|
|
|
Идея рефлексивности обучения
Идея рефлексивности обучения
Идея рефлексивности обучения основывается на том, что освоение происходит, когда в дело включается направляемая рефлексия.
Рефлексия – специфически человеческая способность, позволяющая сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия и отношения, вообще себя – предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития).
Функция рефлексии:
1. Контроль и оценка возникшего затруднения или достигнутого положительного результата
2. Выяснение причины удачи или неудачи или препятствия и поиск выхода
Содержание рефлексии
1. Общее состояние: эмоциональные ощущения, психологический настрой.
2. Предметная - продукция деятельности: идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.
3. Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности.
4. Предположения по отношению к будущей деятельности.
5. Личностная динамика – что изменилось в самом участнике.
Два основных вида рефлексии (В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман)
Определяющая рефлексия - способность устанавливать границы собственных возможностей: знать, что я знаю, умею и чего не знаю, не умею
Сравнивающая рефлексия – действия с оценочными шкалами, в которых ученик сравнивает себя с окружающими, находит свое место в однородных рядах.
Организационные шаги рефлексии
1) Остановка предметной деятельности.
2) Восстановление последовательности выполненных действий.
3) Осмысление действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии.
На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.
Этап урока Форма рефлексии
Организационный этап, вводно-мотивационный Выбор индивидуальной цели учеником
Ученики могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока, какие виды работ предлагают
Рефлексия в данном случае выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся, класса в целом
Этап изучения, осмысления Решение учебных задач с комментированием предпринимаемых действий
Выбор формы организации учебной деятельности
Осмысление хода групповой или парной деятельности
Заключительный этап урока Подведение итогов урока, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока
Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний)
60 приемов и методов рефлексии на уроке.
1. Рефлексивный дневник ученика.
2. Игра для начальных классов «31».
3. Игра «Это хорошо, потому что и это плохо, потому что».
4. Телеграмма.
5. Лента успешного ученика (ежедневно нашиваются на красивую ленту пуговицы – знак успешной работы на уроке).
6. Тетрадь успехов моих учеников.
7. Двухрядный круглый стол (супервайзеры - наблюдатели). Побывать в двух ипостасях – а) быть внутри круга б) быть наблюдателем
8. Портфолио рефлексии.
9. «Здравствуй, урок!» - попросить сказать учеников в начале урока.
10. «До свидания, урок!» - попросить сказать учеников в конце урока
11. Белая карточка (просьба не беспокоить на этом уроке). Ученик может вернуться лоно класса, когда пожелает.
12. Светофор.
13. 3 звезды и 1 пожелание.
14. Благодарю!
15. Письмо учителю. Письмо историческому деятелю. Письмо ученому, художнику, герою произведения, современнику тех или иных событий.
16. Незаконченная фраза
Меня поразило…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
За это я могу себя похвалить…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
Урок взволновал…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
Я выбрал эти задания, потому что…
После урока мне захотелось…
На будущее я решил …
Сейчас я мечтаю о том, чтобы…
А напоследок я скажу…
17. Критики, пессимисты, оптимисты
18. Реалисты, аналитики, мечтатели
19. Завершение работы с маркировочной таблицей «ЗХУ»
20. Ресторан (мне понравилось…, в следующий раз я не хотел бы…, мне ещё бы хотелось…, кажется, я объелся…, и т.д.)
21. «Горячий стул», «Авторский стул»
22. Кто поменял свою точку зрения к концу урока?
23. Главный вопрос темы.
24. Диаграмма Венна.
25. Синквейн.
26. Аргументы за и против.
• «5+5+1»:написать 5 предложений о сегодняшнем уроке или об изученном материале, сократить до 5 слов, сократить до 1 слова.
27. 6 W
28. PEST – анализ
29. Каскад вопросов. (Как?Почему?)
Как?
Как? Как?
Как?
Как?
КАК? Как? Как?
Как?
Как?
Как? Как?
Как?
30. Перестрелка.
31. Чистая доска
32. Бинго: ученики получают таблицу Бинго (или создают ее сами) с ключевыми словами из темы, учитель зачитывает определение ключевого слова, ученики отмечают слово, которое соответствует определению, первый, кто заполнит таблицу, кричит «Бинго!».
33. Графические виды рефлексии (диаграммы, стрелка весов – нарисовать стрелку на нужной отметке, отобразить свое местонахождение при восхождении к цели урока на рисунке горы, дерева или на ступенях лестницы и т.д.)
34. Выбор смайлика, передающего общее настроение от урока.
35. Feedback – оглянемся назад – что мы узнали на уроке? Как мы это сделали?
36. Предложить различные картинки с изображением животных, попросить выбрать одну из них – рыбка прячется в иле, птица летит в небе, собачка лениво зевает и т.д.
37. Карусель или Ротация (передают плакаты по кругу, каждая группа рисует своим цветом)
38. Хочу сказать комплемент! (уроку, однокласснику, учителю) по итогам урока.
39. Три хлопка – кому и чему можно сделать 3 хлопка по итогам урока и почему?
40. Одной фразой – повести итог по теме, по уроку, о своей работе на уроке, благодарность учителю и т.д.
41. Тур по галерее – после презентации всех групп и выступлений обобщить информацию по постерам.
42. Листы обратной связи разных видов – раздать короткий опросник об уроке, по теме урока
43. Тест Люшера или выразить свое отношение к уроку цветами – можно дважды – в начале и в конце урока.
44. Мини-эссе
45. Фишбоун (рыбья кость, «балық қаңқасы»
46. Эссе (вариант субъективной интерпретации)
47. Письменное интервью (вопросы и ответы участников группы, обмен мнениями)
48. Синквейн (стихотворение из пяти строк; в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей (три глагола); в четвертой приводится фраза из 4 значимых слов; пятая строка отражает синоним).)
49. Маятник настроения (ученик подбирает картинки к своему настроению)
50. Цветик-самоцветик (выбор лепестка по настроению)
51. «Лестница» (адекватность внутреннему состоянию): (над ступеньками лестницы ученик может написать слова: скверно, плохо, хорошо, уверенность, комфорт; чем выше ступень, тем лучше состояние)
52. SMS-сообщение (на бумажных сотовых телефонах написать смс в виде смайликов)
53. «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно). . В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
54. Самопроверка. Учитель предлагает учащимся поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее.
55. Чемодан, мясорубка, корзина
56. Рефлексивный круг. Все субъекты педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии, как вы оцениваете свое участие в занятии и т.п.
57. Рефлексивная мишень
58. 1 – моя деятельность; 2 – содержание; 3 – деятельность учителя; 4 – форма, методы
59. На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый участник маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10».
60. «Бортовой журнал». Форма «бортового журнала»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал по этой теме
- Из текста?
- На уроке?
- От одноклассников?
- От учителя?
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |