Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы


Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы

Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы

I. Введени

В послании Президента Республики Казахстан народу от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкуретноспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования- это обновление качества образования и повышения конкуретноспособности национальной системы образования. В соответствии с этим при творческом и ответственном подходе к образованию можно формировать у детей необходимые в жизни способы и технологии деятельности, активизировать их творческие способности.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как прогрессивное развитие науки особенно в последние десятилетия выдвинули у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать большой поток информации в кратчайшие сроки. Сейчас  Республике Казахстан нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Приоритет для нынешней казахстанской системы образования- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся и подготовка их к реальной жизни. 
Переориентация школы на гуманистические, личностно-деятельностные и развивающие технологии обучения изменили отношения к даровитым ученикам-будущей интеллектуальной элите общества. Определенные требования, выдвигаемые к новой личности XXI века — креативность, активность, социальная ответственность, обладание хорошо развитым интеллектом, профессиональная грамотность.
Развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря способс-твуют задания творческого характера.

ІІ. Основная часть

Над этой темой я работаю третий год. Я считаю, что не научив ребенка творчески мыслить, не сумев разжечь его интерес, нельзя научить.
Целью моей работы является:
1.    Развивать творческие способности учащихся;
2.    Создать условия для реализации личности ребенка.
Актуальным для учителя становится приобщение ученика к обучению через его собственный поиск, учитель должен помочь ребенку выявить скрытые нереализованные возможности, раскрыть его собственное самовыражение. В ребенке нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были его результаты.
Детские творческие увлечения, фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее является той движущей силой, которая помогает человеку в жизни, заставляет его двигаться вперед к совершенству.
Чтобы предмет для учеников не превратился в скучный урок, приходится проявлять массу изобретательности.
Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои суждения.
Мои задачи заключаются в следующем:
1.    развивать связную речь  учащихся.
2.    научить детей выражать свои идеи, мысли, чувства в творческой манере, используя оригинальные решения.
3.    на основе знаний и практических навыков раскрывать творческий  потенциал учащихся.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речи должно идти параллельно развитию мышления, соответствовать возрастным особенностям детей и содействовать повышению общей культуры школьника.
Практическое овладение русским языком предполагает освоение учащимися всех видов речевой деятельности: аудирования, письма, говорения и чтения.
Основным методом в совершенствовании умения является анализ текста. Анализ текста направлен на то, чтобы  формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых, проблемных и творческих действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. От первой встречи с текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение учащихся. 
Первый шаг в формировании творческого мышления- ответы на поставленные вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Почему рассказ так назван? Что нового и интересного вы узнали из текста? Какова главная мысль текста?
В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа.
Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим. Решение репродуктивных упражнений, выполняемых по предложенным критериям, на основе образца полагает формировать и продуктивные- это воссоздание, преобразование текста, собственная оценка действий персонажей: «Ответь словами из текста  «Когда лучше учить уроки?» ( русская речь, 6 класс, стр 47).  Можно ли согласиться с Болатом? Если нет, то почему? Учебные действия при выполнении заданий такого типа относятся к исполнительским, репродуктивным, ответы на них учащиеся могут найти в тексте. 
Можно представить ученикам задания, позволяющие детям идти от понимания темы, содержания, идейного смысла произведения к размышлениям об особенностях поведения героев,их оценке, к предложениям о возможных вариантах развития сюжета. Научить писать сочинения-дело очень непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11-го класса.Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои чувства, мысли, переживания.
Мини-сочинения позволяют учителю не только проследить степень эмоционального воздействия на ребенка, но и увидеть процесс формирования у него нравственных ценностей. Так, прочитав сочинения учащихся 5-8 классов, можно с уверенностью сказать, что тексты учебника и задания к ним выработали у детей твердое убеждение. Так, например, ученица 6 класса пишет сочинение на тему «Зима»:«Наступила зима. Зима холодная, идет снег. Снег белый, пушистый. Снег блестит, как серебро, и слепит глаза. Снегопад неожиданно превратился в метелицу, началась буря. Оседают снежные высокие сугробы. Мороз крепчает и ветер усиливается. Он воет и завывает, даже сбивает с ног. А когда дует пронизывающий ветер и погода такая холодная, даже не хочется куда-то выходить».
Такие сочинения являются свидетельством динамики в развитии интеллекта ребенка, который приобретает умения самостоятельно, творчески осмысливая  прочитанное, переходя от репродуктивных задач к творческим.
Учащиеся выполняют задания, требующие определения темы и идеи, анализа поступков и характера героев, языковых особенностей произведения.
Понятие «тема» и «основная мысль произведения» вводятся в 5 классе. В связи с этим в учебнике предусмотрены такого рода задания: «О чем говорится в тексте? Назови тему. Определи основную мысль-идею текста. Выбери предложения, в котором выражена основная мысль текста».
Углублять понимание прочитанного, развивать мышление ученика позволяет выборочное чтение. Так сформировать идею сказки «Алдар-Косе и хвастливый бай» в 5-м  классе дети смогли найти ответ в самом тексте: «Забирай своего верблюда да не хвались наперед. Будь умнее!»
Как видим, сначала сформулирована поисковая задача, а затем предложен и поиск ее решения в тексте. Найденный ответ позволяет прийти к мысли, что бай на самом деле хвастлив и глуп.
Поисковая задача, сформулированная в вопросе, основная учебная единица при обучении анализу текста. Ее решение помогает развивать логическое мышление, вырабатывать исследовательские, творческие умения и навыки. Ответы на вопросы и задания помогут позднее раскрыть характер героев. Так, рассказ «Радости» в 5-м классе требует поиска ответов на вопросы, каковы мотивы поведения героев, их характер, как нужно оценить их действие в создавшейся ситуации:- Ваше отношение к Ване. Чем отличается Ваня от других. О каких радостях он говорил? Вам они понятны?
Особое место занимают вопросы и задания относительно жанра текста, использования в нем выразительно-изобразительных средств языка. Ребята находят эпитеты, сравнения: прочитай рассказ «Какой бывает снег?» М.Гая. Каким увидел снег автор рассказа? Какие использовал эпитеты? Снег золотой, алый, серебряный- эпитеты. Найди их, выпиши»
Вопросы и задания к прочитанному произведению помогают ученикам определить жанр текста: по каким признакам сказку «Иван-Царевич и Серый волк» можно отнести к волшебным сказкам?.
Поисковые задачи помогают формировать у детей определенные знания, умения и навыки, позволяющие выполнить творческие задания- самостоятельно сконструировать текст. Среди них- сочинения по мотивам прочитанных произведений: «Как баскетбол получил свое название?» в 8-м классе ( напиши небольшую статью об одном из спортсменов по данному плану).
Составление рассказа, сказки по заданной теме (составь устный рассказ; попробуй написать рассказ об искусстве; попробуй написать письмо другу в Белоруссию, в котором расскажешь о празднике Наурыз или оценка поступка друга.Как бы ты поступил на его месте?)
В развитии творчества учащихся играет моторика рук (рисование, лепка). После чтения текста учащиеся рисуют рисунки. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Так,ученики 5-7 классов, прочитав сказки (народные, литературные) нарисовали интересные рисунки на тему «Моя любимая сказка», прочитав стихотворение М.Лермонтова «Осень» нарисовали красивые рисунки. 
Еще одно творческое задание, уже коллективное, требующее понимания содержания языковых особенностей текста -озаглавить его. Особый интерес для учащихся представляют задания, связанные с перестройкой текста. Детям нравится придумывать новую концовку, по-своему «казнить» или «миловать» героев.
Прочитав начало текста и прочитав причинно-следственные связи в действиях героев, ученики желают самостоятельные выводы и обобщения, творчески переделывая ход повествования, придумывают разные концовки, выражая свое отношение к описываемым событиям.
Развивая связную речь, необходимо обучать повествованию, описанию и элементам рассуждения. Дети часто пишут сочинения разного типа: описания, повествования и рассуждения ( «Книги читаю – мир открываю», «Моя Родина- Казахстан», «Моя любимая собака», «Любимый вид спорта», «Зима»» и другие).
Дети часто составляют диалог по образцу. Диалог – наиболее близкая форма речи для детей, позволяющая воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на уроке речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям, требующие от ученика обмена мыслями, участия в обсуждении данной темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и другие). Дети умеют составлять ребусы, кроссворды, писать рефераты. 
Учащиеся 10 классов пишет доклады, рефераты на темы «Жизнь и творчество поэта, писателя, о произведениях разных писателей».
Уроки русского языка и литературы в казахской школе- это уроки развития творческого воображения с разнообразными интеллектуальными возможностями. Чтобы развивать детей творчески и при этом самому творить, учитель должен уметь определять вид одаренности.
Один из путей обеспечения успешности обучения учеников с разными учебными возможностями является дифференцированная работа по уровню обучаемости:
В своей практике пришла к выводу, что учащихся нужно делить на 3 группы:
1-    группа- учащиеся с высокой успеваемостью. Их отличает широта интересов, творческие задания, самостоятельность. Ребята со средними учебными возможностями составляют 2-ю группу. Главное в работе с ними развитие умственных способностей. Наибольшую трудность для учителя при подготовке к работе представляют 3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью.
На уроках в 6 классах использую «Систему уровненных заданий по развитию самостоятельного творческого мышления», где каждый ученик может показать свои знания по русскому языку.
Часто провожу на уроке игры. Игра, будучи органически присущей детскому возрасту и подростковому, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс также позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Выполнению поставленных задач во многом способствуют нестандартные уроки. Нестандартные уроки способствуют воспитанию ярко чувствующего и критически мыслящего человека.
Наряду со стандартными технологиями обучения я часто использую на своих уроках новые технологии обучения: некоторые приемы технологии развития критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю-узнал- хочу знать», составление кластеров, пятистишья, ассоциации, диаграмму Венна. Эта технология дает возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. С применением этой технологии повышается уровень самооценки каждого учащегося.

III. Разработка  урока на тему:  «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Приведу разработку урока-игры, направленный на развитие творческих способностей учащихся.
Цель урока:
1)    закрепить пройденный материал, научить учащихся делать правильный разбор слова по составу
2)    развить логику и мышление учащихся, обобщить знания о словообразовании
3)    воспитать положительного отношения к труду, учебе, воспитать желание самосовершенствоваться.

Тип урока: урок-игра
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, кластер, развивающий.
Форма урока: групповая
Оборудование: интерактивная доска, кластер, таблица, опорная схема
Ход урока:
1.    Организационный момент: разделение учащихся на группы, подготовка к уроку
2.    Показ с интерактивной доски опорной схемы

Части слова

пришкольный
3.    «Мозговая атака»:
- Из каких частей состоит слово?
- Что такое корень слова?
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое основа слова?
- Что такое нулевое окончание?
- Изменяемая часть слова?

4.    – Итак, ребята, мы вспомнили части слова в русском языке. Чтение учащимися стихотворений о составе слова («Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»)
5.    Игра «Крестики - нолики». 1 команда – «Крестики», 2 команда – «Нолики».
- Кто первый заполнит эту таблицу, ответив на вопросы, которые я зачитаю, та команда побеждает. За каждый правильный ответ каждый ученик получает жетон. У кого больше 2 и 3 место, получают по «5», кто занял 4 и 5 места, получают «4».
Задание № 1.Чем различаются данные слова? 
А) сад, садовник, посадка, посадили 
Б) садовник, садовника, садовником.
Задание № 2. Докажите, что в выделенных однокоренных словах разные основы. Подберите к каждому слову другие формы этих слов.
Задание № 3. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?
Труд, труда, труду, трудом.
Трудно, труд,  трудиться, трудный, трудность.
Задание № 4. К данным словам припишите справа другие формы этих же слов
Дети, рисуют.
Задание № 5. Прочитайте. Найдите слова с корнем труд.
Текст. Без чего не может жить человек.
Задание № 6. – Какие знаем пословицы, поговорки о труде?
6.    – Ребята, как вы понимаете выражение «Труд – корень всей нашей жизни?»
7.    Работа над текстом «Домбра и кобыз». а) словарная работа: вручную – қолмен істейтін, выдолбил – ұңғылады, похожие на  рели – құбылған дыбысқа ұқсол, искусством – импровизации – суырып солма өнері; б) выразительное чтение текста.
Задание для сильных учеников: рассказать о домбре-кобызе, истории создания инструмента.
Задание для учеников среднего уровня: ответьте на вопросы: Кобыз – инструмент, предназначенный для….. Домбра – инструмент ….
Задание для слабых учеников: Спишите. Вставите пропущенные буквы: Праздничн… инструмент, интересн… легенда, важн… событие.

Обобщение пройденного материала по методу «Инсерт»
Знаю    Хочу знать

Задание на дом: упр 6 (прочитать и ответить на вопросы, выписать из текста 3 слова, написать к этим словам форму одного и того же слова).
Комментирование оценок.
IV. Заключение

В заключении хочется сказать, что ни одна программа работа с детьми не сможет быть реализована, если учителю не удается создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя. При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию  творческого мышления, лучшему освоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературы.


V.Список использованной литературы

1.    Г.Ф.Гуревич, Р.К.Шаймакова «Русская речь» (Методическое руководство) 6 класс. Алматы «Атамұра», 2006.
2.    Бадамбаева Г.А. «Русская речь. Дидактические материалы» 8 класс. Алматы «Мектеп», 2004
3.    «Русский язык и литература в казахской школе» № 3, 2008 г.
4.    Стратегия «Казахстан - 2030»
5.    Текучева Н.В. «Основы методики русского языка в 4-8 классах». Москва. Просвещение, 1983 г.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Словарная работа на уроках русского языка.
Окончание
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения.
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Имя прилагательное
Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Инновационные технологии при обучении русскому языку
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 7444 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык