Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Педагогика |
Көрсетілім: 3821 |
|
|
|
Снежный ком
Снежный ком
I. Тур.
Составьте план-конспект “Наклонение глаголов”:
II. Тур.
Рассмотрите опорную таблицу. Что в ней отражено? По инфинитиву (н.ф.), определите спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
Образец: думать (1 спр.)- он думает, они думают.
Находить, позволить, позволять дышать, зависеть, гнать, разогнать, смотреть, высмотреть, бороться, мыться, колоть, клеить, спросить, трудиться.
ІІ спряжение
Глаголы на –ить (кроме брить,стелить) 7 глаголов на –еть: видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть,терпеть,зависеть 4 глагола на –ать: слышать,дышать, держать, гнать.
III. Тур.
Продолжите начатый рассказ, озаглавьте его. Употребите глаголы в форме 2л. ед.ч. Обозначьте окончания и укажите спряжение глагола.
Когда выпадет первый снег, ты, конечно, не утерпишь и тут же станешь на лыжи…
Карточка-1
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
2. Как изменяется глагол хотеть в ед. ч. наст. вр., во множ.ч.
3. Поставьте глаголы в нужной форме и перепишите. Определите грамматическое значение глагола.
“Чего ты(хотеть) от меня?-нахмурясь, голова вскричала.
Вы отдохнуть (хотеть)?
Солнце так и (жечь).
(Зажечь) огни, нальем бокалы. (П).
Карточка-2
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
2. По образцу проспрягайте устно данные глаголы.
Решать, решаться, решить, решиться.
3. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст. вр. и прош.вр. Сделайте морф.разбор выделенного глагола.
Сосны вершинами (махать) приветно.(Н.) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхать) от ветра. Река (замерзнуть). Шахматист (отвергнуть) предложение соперника согласиться на ничью.
Карточка-3
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению? Какие к І спр.? Назовите их.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение.
3. Пообразцам проспрягайте устно данные глаголы.
Приготовлять, приготовляться, приготовить,приготовиться.
Карточка-4
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр., какие к І спр.? Назовите их.
2. Как образуются глаголы повелительного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение.
3. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо ед.ч. наст.вр. Подчеркните чередующиеся согласные.
Махать-машут, колыхать- , плакать-плачет, клокотать- , кликать- , плескать-плещет, полоскать- ,хлестать- , сыпать-сыплет, щипать- , трепать- , дремать- .
Карточка-5
1. От глаголов победить,убедить, затмить, дерзить, очутиться 1-лицо не употребляется. Перепишите, заменяя такие глаголы, данные в скопках, близкие по значению описательными формами (в 1-м лице,наст. или буд.вр.)
О р а з е ц: Я (победить) своего противника.-Я хочу, обязательно победить своего противника. (или: Я постараюсь победить…; или: Я надеюсь победить…и.т.д.)
1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры.
Карточка-6
1. Перепишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица мн.ч.,наст. буд.простого вр.. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжения, обозначьте личные окончания.
Бросать-бросают (несов.в., І.) –бросить-бросят (сов.в.,ІІ.)
Обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать.
2. Как образуется повелительное наклонение глаголов. Приведите примеры.
3. Укажите неопределенную форму каждого глагола с пропущенными буквами и его спряжение.
В лицо мне дыш…т свежая трава. А во ржи дорога стел…тся. Ветер вдаль меня влеч…т, звонко песнь мою разнос…т.
Карточка-7
1. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте с приведенными примерами 2 предложения.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обясните правописание.
Если выда…ся теплый денек, уедем за город. Наша поездка, возможно, уда…ся. Ему не уда…ся осуществить этот план.
3. Перепишите, втавляя пропущенные буквы в формах буд.вр. и повелительного наклонения глаголов.
1) Вышл…те нужные мне книги заказной бандеролью. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно.
2) Вытр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
Карточка-8
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. и к І спр.? Назовите их.
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в формах будущего времени и повелительного наклонения глаголов.
Хотя здесь шумно, но если вы крикн…те, я вас услышу. Крикн…те только погромче. Вы на второе полугодие выпиш…те те же газеты? Выпиш…те, пожалуйста, и для меня.
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложения.
Карточка-9
1. Перепишите. Подчеркните глаголы прош.вр. одной, настоящее двумя чертами.
1.Лед та…т. Снег раста…л. 2. В небе ре…т орел. Он далеко вид…т кругом. Вот увид…л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3. На улице громко ла..т собаченка. Она пола…ла, пола..ла и замолчала.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2 предложения.
3. Перепишите, заменяя выделенные сущ. однокоренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При затруднении проверьте по орфографическому словарю.
Проподедь новых взглядов, реферат статьи, пропаганда юридических знаний, стабилизация положения, чувство удовлетворения, доклад о работе комиссии, участие в субботнике.
Карточка-10
1. Какие глаголы относятся ко ІІ спр.? Назовите их.
2. Перепишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящих по смыслу (при этом глаголы ставьте в прошедшем вр.).
1. Он широко … и подпрыгивал. Стелковый батальон, готовясь к параду, … на площади (маршировать, шагать).
2. Обстановка дома вполне … с его обитателями. Полученное ранее известие … действительности ( гармонировать, соответствовать).
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2 предложения.
Карточка-11
1. Прочитайте текст. Найдите глаголы в сослагательном наклонении. Расскажите, какое значение вносит частица бы.
Мой друг говорит:” А знаешь, я бы, наверное, тоже сумел бы …” Это когда речь заходит о людях, которые действительно кое-что совершили в жизни.Но “бы” ведь не считается. Или сделал, или не сделал. Середины нет.
2. Спишите, раскрывая скобки . Глаголы ставьте в повелительном наклонении во мн.числе.
(Приготовиться) писать текст под диктовку. Для этого (взять) и (прочитать) его. (Быть) внимательны! (Не пропускать) ни одного слова! (Разобрать) все орфограммы. (Не забыть) объяснить все пунктограммы! Затем (попросить) кого-нибудь продиктовать текст. Проверить) себя по книге.
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите
примеры. Если сможете составьте предложение.
Карточка-12
1. Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите примеры. Составьте предложение.
2. Прочитайте и определите наклонение глаголов по их значению в предложении.
1.Крикните погромче. Если вы крикните погромче , то вас услышат. 2. Выделите через калитку. Когда выдете, поверните направо. 3.Перед тем, как ложиться спать, выгоните всех мух. Когда выгоните, закройте окно. 4. Вытрите ноги. Вытрите- проходите.
3. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. (к І спр.)?
Карточка-13
1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы сослагательного наклонения. Подберите синонимы к глаголу торопиться, расположив их по степениусиления действия.
Я помчался к тотуару, размахивая потфелем. И вскоре очутился на той самой дороге, по которой мог (бы) идти зажмурившись если (бы) в моем городе по тротуарам не спешили пешеходы, по мостовой (не) мчались автомобили и троллейбусы и на каждом углу (не) подмигивали (бы) разноцветными глазами светофоры.
2. Что такое спряжение? Какие глаголы мы относим ко ІІ спр.? к І спр.?
3. Обозначьте спряжение глаголов и образуйте 2-е лицо мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений.
Принесите, остановить, писать, выбрать, прыгнуть, просохнуть, выдохнуть.
Карочка-14
1. Что такое спряжение? Какие глаголы относятся ко ІІ спр.?
2. Запишите, определяя наклонение глаголов по их значению в предложении и вставляя пропушенные буквы.
Выпиш…те глаголы. Когда выпиш…те, объясните их правописание. Оттолкнитесь посильнее и прыгн…те подальше. Если удачно прыгн…те, не упадете.Если вы вылет…те пораньше, успеете на ярмарку. –Вылет..те пораньше! -Вы вымокли! Высохн…те хорошенько и высуш..те одежду. Когда высохн..те- приходите.
3. От данных глаголов образуйте форму сослагательного наклонения, с выделенными глаголами составьте предложение.
Создать, встречаться, писать, убедиться, читать, восторгаться, возникнуть, говорить, сделать, преодолеть.
Карточка 15.
1. Преобразуйте предложения, образуя форму сослагательного наклонения выделенных глаголов.
Образец: Погода была хорошая и мы пошли купаться на речку.- Если бы погода была хороша, мы пошли бы на речку купаться.
Уменя было время и я зашел к друзьям. Он пришел вовремя и застал меня дома. Ты внимательно слушал объяснение и хорошо понял это правило. Ты послушался моего совета и не допустил ошибок.
2. Спишите казахские поговорки и пословицы, ставя глаголы данные в скобках, в ед. ч. повелительного наклонения. Определите спряжение глаголов.
Творя добро, /делать/ до конца. Не/касаться/ котла- сажа пристанет. Утолив жажду, /благодарить/ того, ктоколодец вырыл.
3. Спишите определите наклонение глаголов. Составьте с выделенными словами предложения.
Говорить, рисовать, разучить, поиграть, видеть, начинать, прокатиться, выиграть, убирать, звонить, получать, пригласить, подружиться, прибежать.
Опорная схема №7
а) признак действия – бежать быстро
б) признак предмета – яйцо всмятку
в) признак признака – очень далеко
II. Образование наречий.
Прил.
а) медленный медленно , тихий тихо.
Сущ.
б) крыша дома приезд домой , теплый вечер вечером холодно.
глагол
в) плавать вплавь, мелькать мельком
числ.
г) два вдвоём, три трижды
местоим.
д) мой по - моему, по чему почему
ІІІ. Синтаксические признаки наречий:
Наречие наречие
Звёзды (как?) приветливо, (как?) дружески мигают с небес.
ІV. Правописание наречий
а) из издавна б) дефис между частями слова:
до досыта по - русски
с справа по - весеннему
по - другому
в влево в) после шипящих во всех наричиях:
на направо вскачь
за запросто прочь
Слова – исключения: уж, замуж, невтерпёж.
г) после шипящих:
свежо, певуче
слово – исключение: ещё
Особая форма глагола. По значению различают действительные,
страдательные причастия.
ІІ. Причастие имеет свойства глагола и прилагательного.
Глагол. Прилагательное.
1. Время /настоящее и прошедшее/
2. Вид /совершенный и несовершен./.
3. Возвратную и невозвратную форму
4.Требуют от существительного
форму определенного падежа. 1. Отвечает на вопрос: какой?
2. Склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
ІІІ. Образование действительных причастий настоящего времени.
Глагол Суффиксы Причастие
І спр. Пиш-ут -ущ-,-ющ-. Пишущий.
ІІ спр. Держ-ат -ащ-,-ящ-. Держащий.
Образование действительных причастий прошедшего времени.
глагол суффиксы причастие
Молча-ть -вш- молчавший
Нес-ти -ш- несший
Образование страдательных причастий настоящего времени.
Неопределенная форма глагола. Глагол наст. времени. Суффикс. Причастие.
Исполнять
Хранить. исполня-ет /Іспр/
хран-ит /ІІ спр/ -ем-
-им- Исполняемый
Хранимый.
Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Прошедшее время. Суффикс. Причастие.
Прочитать
Соединять
Построить
Открыть Прочита-л
Соединя-л
Построи-л
Откры-л -нн-
-енн-
-енн-
-т- Прочитанный
Соединенный
Построенный
Открытый
IV. Причастный оборот.
Играть на домбре – играющий на домбре, игравший на домбре.
Артист,/ игравший на домбре/ , закончил выступление.
/Игравший на домбре /артист закончил выступление
Особая форма глагола, что делая? каким образом?
которая обозначает что сделав? когда?
добавочное действие. как? почему?
ІІ. Деепричастие имеет признаки:
1)вид, 2)время, 3)неизменяемость.
ІІІ. Образование деепричастий.
Гл.сов.в. деепр.сов.в.
Подня-ть - подняв
Гл.несов.в. деепр.несов.в.
Каса-ет-ся – касаясь
Опорная схема №9
Подлежащее
I. Главный член предложения. Кто? Что?
II. Способы выражения подлежащего:
а) И.п. существительного:
И.п.сущ.
Музыка играла.
б) И.п. местоимения:
М.и.п.
Она звучит повсюду.
в) И.п. прилагательного или причастия в значении существительного:
И.п.прилаг.
Больной выздоровел.
Причастие и.п.
Присутствующие аплодировали артистам.
г) Сочетанием слов:
Мать с сыном слушали музыку.
д) Сочетанием числительного с существительным:
Звучали две домбры.
III. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.
Мальчику понравилась эта игра.
Опорная схема №10
II. Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается:
1) глаголом в форме прошедшего, будущего, настоящего времени:
В ноябре выпал снег. В пустыне зимой тоже лежит снег. Весной снег растает.
2) глаголом в форме будущего сложного времени:
Долго я ещё буду ходить по пескам.
3) глаголом повелительного наклонения:
Иди и смотри. Сначала подумай, потом говори.
4) глаголом сослагательного наклонения:
Знал бы, где упасть – соломки бы подостлал.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |