ХОД УРОКА
Есенин - гордость Родины, святыня
Теперь уже нельзя забыть о нем.
(Виктор Ф .Боков)
Звучит романс «Клен ты мой опавший».
Вводно – мотивационный этап: отметка отсутствующих, объявление цели и задач урока.
Учитель: Тема нашего урока « Страницы жизни и творчества Сергея Есенина». Это самый читаемый и любимый в России поэт. Мы и сегодня любим его стихи, молодежь открывает в его поэзии что-то личное и близкое для себя.
И строки из стихотворения В.Бокова, взятые эпиграфом к уроку , как нельзя точнее подтверждают моё вступительное слово.
Многие стихи Есенина стали песнями, и это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Сегодняшний урок мы проведем в виде литературно-музыкальной композиции.
В ходе урока работают 3 группы:
1. Информационно-биографическая группа.
2. Поисково-исследовательская группа.
3. Творческая группа.
II.Усвоение новых знаний 1. Сообщение студента: Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по старому стилю) 1895 г. в селе Константиново Кузьминской области Рязанской губернии в крестьянской семье. Сам поэт в автобиографической статье “О себе” рассказывает так:
2. “С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все моё детство”
…Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, гарным маслом гофрили голову, потому что не один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам”.
3.Стихотворение “Край любимый…!”
4.Поисково-исследовательская группа: Дед Есенина, “яркая личность, широкая натура”, по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен, которые напевал впечатлительному внуку. Мать, Татьяна Федоровна, была замечательной песенницей, о ее пение Есенин вспоминал не раз. Бабка рассказывала ему сказки. Молодой поэт, по воспоминанию современников, особенно любил русские песни, посвящая им целые вечера: “Он заставлял петь всех приходивших к нему… он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее- грустную, задорную, старинную, современную”.
5.Сообщение студентки: В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян вот мужики сетуют на засуху ,”где-то вдали,на кукане реки, дремную песню”.
Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкую”, “пахнет рыхлыми драчонками”, “щенки кудлатые заползают в хомуты”.
6. Слово учителя :Я хотела бы познакомить вас со стихотворением 1919 г., которое характерно для раннего Есенина
“Задымился вечер, дремлет кот на брусе”.
Описывая деревенский вечер, поэт находит оригинальные и точные слова и образы, метафоры, создающие целостную картину.
Словарная работа Задымился вечер”, “полыхают зори”, “курятся туманы”, “занавес багряный”
Поэт подмечает детали деревенского быта
(“Резное окошко”, “Золотая поветь”, “Соломенная крыша”, “в свяслах копны сена”)
В стихотворении используется прием градации - от громкого звука к чуть слышному, к тому же еще заглушаемому затворенной дверью. Вторым компонентом эмоционального состояния является чувство спокойствия, умиротворенности, выражаемая образом дремлющего кота, обращенной к Богу молитвой.
Ранний период творчества юного поэта отмечен стремлением найти свой путь и свой смысл в жизни. Он прислушивается к себе и, впитывая красоту окружающего мира, пересоздаёт в слове, и пишет, на ряду с ученическими, довольно зрелые стихи.
7.Сообщение студента: В 1912 г. Есенин окончил Спас-Клепековскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армии 1916 г. Это важный период в жизни и творчестве поэта.
8.Стихотворение “Топи да болота”.
9. Отрывок из фильма”С.Есенин”.
10. Сообщение студента: Вскоре стихи Есенина начинают появляться в газетах и журнал, а в 1916 г. вышел первый сборник “Радуница”.
Мировоззрение Есенина складывалось под влияньем русской природы. Природа и Родина для поэта - неразрывные понятия.
Стихотворение “Край ты мой заброшенный…“Радуница или Радонец”*
* пояснение учителя - Радоница - весенний обрядовый праздник, в церкви отмечался как день поминовения усопших.
11. Слово учителя: В стихах этих лет доминирует жизнерадостное настроение. Большая часть стихов наполнена светом, что достигается использованием цветосветовой лексики и слов, называющих разные источники света:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Цветовая гамма стихов этих лет - яркая, свежая, красочная - передает красоту окружающего мира и радость жизни.
12. Аудиозапись голоса Есенина
13. Сообщение студента: Судьба гениального поэта России-Сергея Есенина-блестательное подтверждение того, что в его стихах и поэмах есть беспощадный нравственный счет своим ошибкам и заблуждениям, и кричащие противоречия самой действительности, равно как и субьективные противоречия во взглядах самого поэта. Нет во всем творчестве Есенина ,его гражданской жизни одного:ухода, отстраненности от самых жгучих, самых животрепещущих, самых сложных социально-классовых, политических, моральных, нравственных ,этических проблем коротые встали перед Родиной поэта, его народом в годы революции.
Стихотворение :«Гой ты ,Русь ,моя родная.»
14. Сообщение студента Стремительно меняющая реальность заставляет поэта искать новый поэтический язык, новый ритм. 1919 г. эти искания привели его в группу имажинистов.
15. Слово учителя:Слово “имажинист” произошло от английского и французского,image - образ. Имажинисты считали создание художественного образа самоцелью.
“Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умела сама собой, оставив правду за органическим образом”
16.Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Не просунет ногтей лазурь
Из пургового кашля – смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
17. 25 марта 1916 года Есенин был вызван в действующею армию, на фронт не попал - был направлен санитаром в царское село. Выезжал на фронт, подносил на носилках к вагонам раненых ,сопровождал их по железной дороге. Свободное время Есенин использовал для творческой работы, даже в казарме он садился у окна и сочинял стихи – за время службы он написал около 20 стихотворений, подготовил второй сборник стихотворений «Голубень».
18. Стихотворение “ Письмо матери”
17.Сообщение студента:
Поэт надеялся, что революция возродит этот национальный дух, но этого не произошло. Есенин скоро убедился, что его мечтам о “революции духа” не суждено сбыться. Это вызвало у него пессимизм и отчаяние. В стихах этого периода исчезает яркость и свежесть красок, появляется черный цвет, который становиться преобладающим на есенинской палитре. Лирический герой предчувствует гибель дорого ему мира, а вместе с ним - свою гибель:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
…
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу.
В черный цвет окрашены явления, несущие деревне зло: “черная горсть” трактора, “дым провоза”, “чёрен, густ и чёток”. Лирический герой чувствует себя одиноким: самих людей уже нет, они ушли, оставив лишь следы.
Но “черная жуть” соприкасается с природой и не может стать её составной частью, ведь природа наполнена другими красками: “синие чащи”, “стадо рыжие”, “голубая степь”.
18.Слово учителя: Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших».С глубоким сочувствием он пишет о корове ,у которой «выпали зубы ,свиток годов на рогах» пишет с болью, потому что у нее отняли «белоногого телка».В эпизоде ,мимо которого другой прошел бы спокойно, Есенин видит драму сердца :«не дали матери сына».
В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на Земле. Замечательно широко известна «Песнь о собаке».Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами:«До вечера она их ласкала, причесывая языком, и струился снежок подталый под теплым ее животом».
19. Стихотворение «Песнь о собаке»
20.Сообщение студента: Летом 1921 г. в Москву из-за границы прибыла на гастроли знаменитая танцовщица А. Дункан.
Оставаться в Москве артистка не могла, она должна была в мае 1922г. выехать на гастроли в Западную Европу и США. Есенин женился на Дункан и решил ехать вместе с ней. За границей они пробыли до августа 1923 г. 3 августа вернулись в Москву. Путешествие по зарубежным странам протекало под знаком двояких ощущений: с одной стороны, глубокого недовольства буржуазным миром, с другой - ощущение кризиса в отношениях с Дункан.
Поездка на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а иной мир - вблизи. К концу подходит и драматическая история взаимоотношений с Айседорой Дункан.
21.Поисково-исследовательская группа: о Айседоре Дункан(отрывок из фильма)
22.Есенин по- разному пытается преодалеть настроение одиночества и тоски, как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью. Формами преодаления были дружба с другими поэтами.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…
Но самым продуктивным способом сопротивления тоске было творчество.В цикле
(«Москва кабацкая »1923 -1924гг.)
23. Стихотворение “Шаганэ, ты моя, Шаганэ”
24. Сообщение студента: К сожалению, ему не удалось избавиться от этого конфликта. Его жизнь оборвалась в ночь с 27 по 28 декабря 1925 г. в номере гостиницы “Англетер” В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.
С. Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Трагически замолчал русский соловей, но как и к Пушкину, и к Лермонтову к нему не зарастает “народная тропа”.
Стихотворение «До свиданья ,друг мой, до свидания..»)
Учитель: слово творческой группе: портрет, иллюстрации к стихотворениям, кроссворд, стихотворение собственного сочинения.
На стихи Есенина написано множество песен.
Аудиозапись песни на слова Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
IV.Рефлексивно-оценочный этап : выставление оценок
Подведение итогов урока.
Задание на дом: выучить стихотворение наизусть (на выбор), подготовиться к конкурсу выразительного чтения «Поэты серебряного века»
“Отговорила роща золотая”- Алиева М.М.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Статьи / Баяндама |
Көрсетілім: 2211 |
|
|
|
Страницы жизни и творчества Сергея Есенина
Есенин - гордость Родины, святыня
Теперь уже нельзя забыть о нем.
(Виктор Ф .Боков)
Звучит романс «Клен ты мой опавший».
Вводно – мотивационный этап: отметка отсутствующих, объявление цели и задач урока.
Учитель: Тема нашего урока « Страницы жизни и творчества Сергея Есенина». Это самый читаемый и любимый в России поэт. Мы и сегодня любим его стихи, молодежь открывает в его поэзии что-то личное и близкое для себя.
И строки из стихотворения В.Бокова, взятые эпиграфом к уроку , как нельзя точнее подтверждают моё вступительное слово.
Многие стихи Есенина стали песнями, и это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Сегодняшний урок мы проведем в виде литературно-музыкальной композиции.
В ходе урока работают 3 группы:
1. Информационно-биографическая группа.
2. Поисково-исследовательская группа.
3. Творческая группа.
II.Усвоение новых знаний 1. Сообщение студента: Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по старому стилю) 1895 г. в селе Константиново Кузьминской области Рязанской губернии в крестьянской семье. Сам поэт в автобиографической статье “О себе” рассказывает так:
2. “С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все моё детство”
…Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, гарным маслом гофрили голову, потому что не один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам”.
3.Стихотворение “Край любимый…!”
4.Поисково-исследовательская группа: Дед Есенина, “яркая личность, широкая натура”, по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен, которые напевал впечатлительному внуку. Мать, Татьяна Федоровна, была замечательной песенницей, о ее пение Есенин вспоминал не раз. Бабка рассказывала ему сказки. Молодой поэт, по воспоминанию современников, особенно любил русские песни, посвящая им целые вечера: “Он заставлял петь всех приходивших к нему… он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее- грустную, задорную, старинную, современную”.
5.Сообщение студентки: В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян вот мужики сетуют на засуху ,”где-то вдали,на кукане реки, дремную песню”.
Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкую”, “пахнет рыхлыми драчонками”, “щенки кудлатые заползают в хомуты”.
6. Слово учителя :Я хотела бы познакомить вас со стихотворением 1919 г., которое характерно для раннего Есенина
“Задымился вечер, дремлет кот на брусе”.
Описывая деревенский вечер, поэт находит оригинальные и точные слова и образы, метафоры, создающие целостную картину.
Словарная работа Задымился вечер”, “полыхают зори”, “курятся туманы”, “занавес багряный”
Поэт подмечает детали деревенского быта
(“Резное окошко”, “Золотая поветь”, “Соломенная крыша”, “в свяслах копны сена”)
В стихотворении используется прием градации - от громкого звука к чуть слышному, к тому же еще заглушаемому затворенной дверью. Вторым компонентом эмоционального состояния является чувство спокойствия, умиротворенности, выражаемая образом дремлющего кота, обращенной к Богу молитвой.
Ранний период творчества юного поэта отмечен стремлением найти свой путь и свой смысл в жизни. Он прислушивается к себе и, впитывая красоту окружающего мира, пересоздаёт в слове, и пишет, на ряду с ученическими, довольно зрелые стихи.
7.Сообщение студента: В 1912 г. Есенин окончил Спас-Клепековскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армии 1916 г. Это важный период в жизни и творчестве поэта.
8.Стихотворение “Топи да болота”.
9. Отрывок из фильма”С.Есенин”.
10. Сообщение студента: Вскоре стихи Есенина начинают появляться в газетах и журнал, а в 1916 г. вышел первый сборник “Радуница”.
Мировоззрение Есенина складывалось под влияньем русской природы. Природа и Родина для поэта - неразрывные понятия.
Стихотворение “Край ты мой заброшенный…“Радуница или Радонец”*
* пояснение учителя - Радоница - весенний обрядовый праздник, в церкви отмечался как день поминовения усопших.
11. Слово учителя: В стихах этих лет доминирует жизнерадостное настроение. Большая часть стихов наполнена светом, что достигается использованием цветосветовой лексики и слов, называющих разные источники света:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Цветовая гамма стихов этих лет - яркая, свежая, красочная - передает красоту окружающего мира и радость жизни.
12. Аудиозапись голоса Есенина
13. Сообщение студента: Судьба гениального поэта России-Сергея Есенина-блестательное подтверждение того, что в его стихах и поэмах есть беспощадный нравственный счет своим ошибкам и заблуждениям, и кричащие противоречия самой действительности, равно как и субьективные противоречия во взглядах самого поэта. Нет во всем творчестве Есенина ,его гражданской жизни одного:ухода, отстраненности от самых жгучих, самых животрепещущих, самых сложных социально-классовых, политических, моральных, нравственных ,этических проблем коротые встали перед Родиной поэта, его народом в годы революции.
Стихотворение :«Гой ты ,Русь ,моя родная.»
14. Сообщение студента Стремительно меняющая реальность заставляет поэта искать новый поэтический язык, новый ритм. 1919 г. эти искания привели его в группу имажинистов.
15. Слово учителя:Слово “имажинист” произошло от английского и французского,image - образ. Имажинисты считали создание художественного образа самоцелью.
“Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умела сама собой, оставив правду за органическим образом”
16.Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Не просунет ногтей лазурь
Из пургового кашля – смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
17. 25 марта 1916 года Есенин был вызван в действующею армию, на фронт не попал - был направлен санитаром в царское село. Выезжал на фронт, подносил на носилках к вагонам раненых ,сопровождал их по железной дороге. Свободное время Есенин использовал для творческой работы, даже в казарме он садился у окна и сочинял стихи – за время службы он написал около 20 стихотворений, подготовил второй сборник стихотворений «Голубень».
18. Стихотворение “ Письмо матери”
17.Сообщение студента:
Поэт надеялся, что революция возродит этот национальный дух, но этого не произошло. Есенин скоро убедился, что его мечтам о “революции духа” не суждено сбыться. Это вызвало у него пессимизм и отчаяние. В стихах этого периода исчезает яркость и свежесть красок, появляется черный цвет, который становиться преобладающим на есенинской палитре. Лирический герой предчувствует гибель дорого ему мира, а вместе с ним - свою гибель:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
…
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу.
В черный цвет окрашены явления, несущие деревне зло: “черная горсть” трактора, “дым провоза”, “чёрен, густ и чёток”. Лирический герой чувствует себя одиноким: самих людей уже нет, они ушли, оставив лишь следы.
Но “черная жуть” соприкасается с природой и не может стать её составной частью, ведь природа наполнена другими красками: “синие чащи”, “стадо рыжие”, “голубая степь”.
18.Слово учителя: Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших».С глубоким сочувствием он пишет о корове ,у которой «выпали зубы ,свиток годов на рогах» пишет с болью, потому что у нее отняли «белоногого телка».В эпизоде ,мимо которого другой прошел бы спокойно, Есенин видит драму сердца :«не дали матери сына».
В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на Земле. Замечательно широко известна «Песнь о собаке».Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами:«До вечера она их ласкала, причесывая языком, и струился снежок подталый под теплым ее животом».
19. Стихотворение «Песнь о собаке»
20.Сообщение студента: Летом 1921 г. в Москву из-за границы прибыла на гастроли знаменитая танцовщица А. Дункан.
Оставаться в Москве артистка не могла, она должна была в мае 1922г. выехать на гастроли в Западную Европу и США. Есенин женился на Дункан и решил ехать вместе с ней. За границей они пробыли до августа 1923 г. 3 августа вернулись в Москву. Путешествие по зарубежным странам протекало под знаком двояких ощущений: с одной стороны, глубокого недовольства буржуазным миром, с другой - ощущение кризиса в отношениях с Дункан.
Поездка на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а иной мир - вблизи. К концу подходит и драматическая история взаимоотношений с Айседорой Дункан.
21.Поисково-исследовательская группа: о Айседоре Дункан(отрывок из фильма)
22.Есенин по- разному пытается преодалеть настроение одиночества и тоски, как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью. Формами преодаления были дружба с другими поэтами.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…
Но самым продуктивным способом сопротивления тоске было творчество.В цикле
(«Москва кабацкая »1923 -1924гг.)
23. Стихотворение “Шаганэ, ты моя, Шаганэ”
24. Сообщение студента: К сожалению, ему не удалось избавиться от этого конфликта. Его жизнь оборвалась в ночь с 27 по 28 декабря 1925 г. в номере гостиницы “Англетер” В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.
С. Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Трагически замолчал русский соловей, но как и к Пушкину, и к Лермонтову к нему не зарастает “народная тропа”.
Стихотворение «До свиданья ,друг мой, до свидания..»)
Учитель: слово творческой группе: портрет, иллюстрации к стихотворениям, кроссворд, стихотворение собственного сочинения.
На стихи Есенина написано множество песен.
Аудиозапись песни на слова Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
IV.Рефлексивно-оценочный этап : выставление оценок
Подведение итогов урока.
Задание на дом: выучить стихотворение наизусть (на выбор), подготовиться к конкурсу выразительного чтения «Поэты серебряного века»
“Отговорила роща золотая”- Алиева М.М.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Ұстаздарға |
Ата-аналарға |
Біздің мектеп |
Баяндама |
Эссе |
Оқушыларға |
Конкурс ең үздік шығарма Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз |