Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Жизнь и творчество Н.А. Некрасова Школьник


Жизнь и творчество Н.А. Некрасова Школьник

Тема урока: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова Школьник

Цель:дать представление  о творчестве Н. А. Некрасова.
 Задачи:
Образовательная: провести анализ ранней лирики Н.А. Некрасова; расширяя читательский кругозор учеников показать своеобразие поэзии Н. А. Некрасова;учить анализировать стихотворение;
развивающая:развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением, обучая учащихся выразительному и плавному чтению; развивать кругозор, аналитические способности учащихся, способствовать развитию воображения, коммуникативных умений. 
воспитательная; воспитывать умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование  урока: портрет поэта, интерактивная доска, слайды. 
тип урока: урок объяснения нового материала
методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.


                                   Эпиграф к уроку.
                                                           Я лиру посвятил народ своему,
                                                                    Быть может, я умру неведомый ему,
                                   Но я ему служил-
                                             И сердцем я спокоен…

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание эмоционального настроя
3. Начало урока


Опрос домашнего задания И.С. Тургенев «Муму»  Игра «Горячий стул»
Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем говорить  о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то, что он был борцом за свободу, а его лирика была наполнена гражданскими мотивами, о поэте, чьё творчество было поистине народным, и главным героем  произведений которого выступал простой крестьянин.
– Может быть, кто-то из вас догадался, кто этот поэт?
– Это Николай Алексеевич Некрасов.
– Вспомните произведения Н. А. Некрасова, которые вы читали. Чем они вам запомнились?
– Что вы знаете о самом поэте?
– Детские годы Николая Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова, выйдя в отставку в чине майора, поселился  с  семьёй  в  своем  родовом  имении,  когда  Николаю  было 3 года.
Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и его домочадцы, особенно мать Николая, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя своих детей, ради их счастья и спокойствия, она безропотно сносила произвол мужа и терпеливо занималась их воспитанием. Хотя крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, оно с детских лет уязвило душу Н. Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая им мать. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, – писал о Н. А. Некрасове Ф. М. Достоевский, – и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Именно отсюда Н. А. Некрасов вынес исключительную чуткость к чужому страданию, именно здесь завязалась его сердечная привязанность к русскому крестьянину.
В характере Н. Некрасова уже с детских лет укоренился дух правдоискательства. Рано стал он тяготиться отцовским деспотизмом, рано стал заявлять своё несогласие с образом жизни отца.
В Ярославской гимназии, куда он поступил в возрасте 11 лет, Некрасов целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына, Алексей Сергеевич, который желал видеть Николая в военном учебном заведении, пришёл в ярость и отправил тому письмо с угрозой лишить всякой материальной помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Между отцом и сыном произошёл разрыв, и Николай остался в Петербурге без всякой поддержки.
Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер. В эти дни главной темой его поэзии стала судьба простого человека: русской женщины-крестьянки, бесправного мужика, городского нищего люда. Кроме сочинения стихов, Некрасов пробует силы в театральной критике, но обретает популярность как автор стихотворных фельетонов.
В 1843 году двадцатидвухлетний Некрасов встречается с известным литературным критиком В. Г. Белинским. Эта встреча сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе и творчестве поэта. Теперь он создаёт зрелые, реалистические стихи. Первое из них – «В дороге» (1845 г.) – вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» В эти годы Н. А. Некрасов наряду с поэзией пробует свои силы и в прозе. А через некоторое время (1847 г.) он становится редактором журнала «Современник». А ещё через 20 лет (1868 г.) он становится редактором журнала «Отечественные записки» и остаётся им до конца жизни.
Всё творчество Н. А. Некрасова пронизано состраданием, думами о судьбе простого народа. Своей поэзией Некрасов пробудил совесть русского общества, поставил достоинство, честь, гордость выше победы и успеха. Многие стихотворения Некрасова становились народными песнями, так как в них соседствуют и народный здравый смысл, и истинно русская мечтательность. А сам поэт о своём творчестве сказал так:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил –
И сердцем я спокоен…
Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель предлагает свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова «Школьник»
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.

Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.
Послушаем стихотворение “Школьник”.
Выразительное чтение стихотворения «Школьник» учителем.

История создания стихотворения «Школьник». Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
Анализ стихотворения «Школьник»

2) - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?
- О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?
- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).
- Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?
- От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку», «знаю…».) Как называется речь одного лица?
- Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Напутствие (книжное).Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.)
- Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)
- Почему он не должен стыдиться: 
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).
- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
3) - Анализируем третью и четвертую строфы. 
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?
- Далее автор предполагает: 
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!
- Ребята, кого называли «дворовым»? (Дворовые, принадлежащие дворне.Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).
- Так от кого же все зависит?
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь? 
«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.
- Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Поприще (высокое).Область деятельности.)
- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?
Словарно- лексическая  работа
Котомка(устар)- сумка, носимая за плечами
Грош – старинная монета в 2 копейки позднее равна 05 коп
Четвертачок-равен 25 копейкам

 Зачитать восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.
VII. Чтение высказываний русских критиков о поэзии Некрасова 
 Подведение итогов урока                             
Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.
Обобщение.
Что интересного узнали на уроке?
Чему научились?
Какое задание вам понравилось?
Выставление оценок
Домашняя работа.
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» и поставить вопросы, которые оно вызывает, для обсуждения в классе.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь поэта.
Шаганэ, ты моя Шаганэ!
С.А. Есенин. "Черёмуха"
Некрасов Мужичок с ноготок
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
Майор привёз мальчишку на лафете
Сибиряк Серая Шейка
Знаешь ли ты творчество М.Ю.Лермонтова?
Н. В. Гоголь- гордость русской литературы" в 10 классе
Спешите делать добрые дела. А.Яшин
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3694 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык