|
|
Приемы развития критического мышления
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Место проведения: кабинет № 9 Аккольской средней школы
Дата проведения: 6 сентября 2014 года
Тема: Приемы развития критического мышления
ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
- Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
- Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
- Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
- Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
- Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
- Определение целей и задач сессии.
- Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
- Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Навыки |
Содержание |
Что делают ученики |
Глаголы-действия |
Знание |
Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией: -устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации; -устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции |
Слушает, запоминает, узнает |
Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) |
Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения: -имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется; -проводится дифференциация между главными и вторичными источниками; -осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника; -чтение текста и отбор основных идей; -переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных; -определение материала для цитирования; -участие в дискуссиях; |
Объясняет, переводит, демонстрирует |
Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение |
Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: -изучаются содержание и организация информации; -разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; -определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию |
Решает проблемы, демонстрирует знания |
Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ |
Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: -изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие; -анализируются структура и логика приводимой аргументации; -распознаются предубеждения, обман, манипуляции; -рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации |
Анализирует, обсуждает, раскрывает |
Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) |
Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия: -устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами; -первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; -рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе; -определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения |
Обобщает, формулирует, планирует |
Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка |
Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации: -определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация; -определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее; -делаются выводы, заключения на основе собранной информации; -определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения; -новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием; -отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы |
Обсуждает, оценивает, выбирает |
Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное |
Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»
Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»
По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.
Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»
Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания ( «Колобок»)
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Задание группе №5: Прием «Кластер – гроздья»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья – графический прием в систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
- Записывайте все идеи учащихся.
- Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
- Выступление спикеров групп. Защита флипчарта в течение 1 минуты.
6. Вывод о необходимости и эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического мышления на различных этапах урока.
7.Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «Незаконченное предложение…»
Рефлексия тренинга «Развитие критического мышления»
- Мы только что закончили семинар, который в целом был _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как мне кажется, нам удалось приобрести_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Особенно интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда я приду на работу, я первым делом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В заключение я хотел бы сказать организаторам
_________________________________________________________________________
Используемая литература:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
Хаяперн Д.. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm
http://teacher.fio.ru/news.php?n=20373&c=668
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Денотатный граф
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Концептуальные таблицы
• Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы
• Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
• Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
• Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
• Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |