|
|
Тема урока: Строение и значение опорно-двигательной системы человека
Цель урока: Формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Изучить основные отделы скелета человека.
Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях опорно-двигательной системы;
2.Развивающие:
Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты;
Совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала.
Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.
Продолжить развивать навыки работы с ПК.
3.Воспитательные:
Создание на уроке доброжелательного отношения между учащимися, атмосферу творческого поиска, формирование положительной мотивации в исследовательской деятельности.
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Научиться следить за своей осанкой, корректировать её состояние.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайд-презентация «Строение и значение опорно-двигательной системы», флипчарт «Опорно-двигательная система»(формат Актив-студио), видео «Строение опорно-двигательной системы человека», раздаточный материал (карточки с заданиями), «Прозрачный журнал учащихся», разно-уровневые задания по теме «Строение опорно-двигательной системы», модель скелета человека, модель черепа человека.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Педагогические технологии: ПТТМСО Ж.А.Караева (педагогическая технология трехмерной методической системы обучения), ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии, элементы критического мышления.
Методы урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, демонстрационный.
Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями.
Основное содержание урока:
1. Значение ОДС.
2. Система скелета - составная часть опоры, функции скелета.
3. Основные отделы скелета: скелет головы (черепа), скелет туловища, скелет поясов конечностей, собственно конечности.
4. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
5. Скелет как механическая система.
Целеполагание для учителя:
Цель: Создать на уроке условия для формирования стойкого представления об ОДС как механической системе.
Задачи:
1.) Сформировать представления о роли ОДС в прямохождении и её особенностях в связи с этим.
2.) Создать условия для успешной творческой самостоятельной работы и осмысления информации.
Продолжить формирование представления о здоровьесбергающей роли ОДС.
Целеполагание для учащихся:
1. Выявить значение Опорно-двигательной системы (ОДС) , познакомиться с особенностями строения скелета, связанными с трудовой деятельностью и прямохождением.
2. Изучить особенности строения отделов скелета и выполняемыми ими функциями, определить ОДС как механическую систему.
Уметь показывать отделы скелета и их составляющие на таблицах, иллюстративном материале и пояснять механизм действия ОДС.
Основные понятия: опорно-двигательный аппарат, осевой скелет, скелет, пояса конечностей, мозговой отдел, лицевой отдел, грудная клетка, позвоночник, позвонки, череп, пояс конечностей, таз, копчик, фаланги, лордоз, кифоз.
Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о строении и значении опорно-двигательной системы человека; актуализи-руются качества бережного отношения к своему здоровью; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание, развитие способностей владения ПК.
Ход урока:
- Орг. момент, приветствие(1 мин).
Установка на работу во время урока по группам (сформированным заранее). Класс делится заранее на 4 группы, каждая группа выбирают командира, информатора.
Учитель: Здравствуйте ребята. Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте своё тело, скажите ему мысленно «Спасибо, за то, что дает вам возможность активно прожить ещё один день жизни». Садитесь.
- Актуализация знаний (2 мин). Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).
Вступительное слово учителя: На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались, разговор пойдёт о скелете, а именно строении и значении опорно-двигательной системы человека.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово Опорно-двигательная система?(учащиеся называют свои ассоциации, связанные с данным словом, учитель записывает на интерактивной доске в формате Актив-студио, флипчарт «Опорно-двигательная система», стр.2).
- Изучение нового материала.(15 мин)
Учитель: Что такое опорно-двигательная система? Каково значение этой системы?
Опорно-двигательная система человека состоит из двух отделов: пассивной части и активной части (слайд). Основу пассивной части составляет скелет, а активная часть представлена мышцами. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением скелета человека.
-Что же такое скелет? Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.
Будучи твердым остовом, скелет выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная(слайд): он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями - хрящами, связками, сухожилиями - дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. Также скелет выполняет кроветворную функцию, красный костный мозг – источник клеток крови. Обменная функция заключается в том, что кости – источник Ca, F и других минеральных веществ. Но опорно-двига-тельная система не функционировала , если бы не ее активная часть.(слайд)
Скелет человека состоит из 4 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет и пояс верхних конечностей и скелет и пояс нижних конечностей. (просмотр видео «Строение опорно-двигательной системы человека»). Каждая из этих отделов имеет определенное строение и выполняемые функции.
Сейчас каждая группа самостоятельно изучит строение каждого отдела опорно-двигательной системы, для этого получает набор раздаточного материала, задания которые должны выполнить в течение 5 минут(раздаточный материал: карточки-задания, карточки с опорной таблицей, рисунки отделов скелета). Каждый работает с опорной схемой, текстом учебника и заполняет карточку –задание, используя модели опорно-двигательной системы. Ответы по карточке -заданию обсуждаются в группе и один от группы выходит к доске даёт ответ(после каждого ответа учащихся оценивание производится в «Прозрачном журнале»).
Алгоритм работы в группе.
1. Познакомьтесь с материалами, предоставленными вам учителем ( текст учебника, раздаточный материал, карточки задания), затем спланируйте свою работу.
2. Распределите задания внутри группы.
3. Выполните каждый своё задание.
4. Обсудите результаты своей работы и работы группы в целом
5. Решите, как будет подводиться итог работы группы перед всем классом.
- Групповая работа учащихся (5 мин). Приложение1-4.
Группа №1.
Ø Изучите особенности строения черепа человека. (Учебник с.78.,)
Ø Из каких отделов состоит скелет головы? Какие кости образуют каждый отдел, в чем их особенность? Укажите парные и непарные кости черепа, данные занесите в таблицу (Работа с муляжом черепа, рисунок учебника, рис.52 на стр.78).
Ø Укажите на рисунке что обозначено цифрами 1-10. (Работа с рисунком текста, рис.52).
Ø Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью?
Группа №2.
Ø Изучите скелет туловища, укажите (материал учебника c.76-79)
Ø Найдите отделы позвоночника, данные занесите в таблицу:
а. Что включает скелет туловища?
б. Отделы позвоночника, количество позвонков, особенности позвоночника (укажите на рисунке);
в. Какими костями образована грудная клетка? Что указано на рисунке цифрами 1-4? (Работа с муляжом скелета, рис.54на с.80).
Группа №3.
Ø Изучить особенности строения пояса верхней конечности. (работа с материалом учебника c.79)
Ø Из каких отделов и костей состоит свободная верхняя конечность, указать на рисунке. (Работа с рис.56, раздаточной карточкой).
Группа №4.
Ø Изучить строение пояса нижних конечностей. (работа с материалом учебника c.81)
Ø Из каких отделов и костей состоит свободная нижняя конечность, указать на рисунке. (Работа с рис.57, раздаточной карточкой).
Ø Выявить особенности строения таза и свободной нижней конечности человека, их отличие от животных.
- Корректирующая работа учащихся(8 мин).
Учитель: От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе ( при ответах учащихся на вопросы заданий используются материалы слайд-презентаций, модель скелета человека, модель черепа человека
- Физкультминутка.(слайд ).
Перед тем как продолжить дальше нашу в вами работу, несколько минут для расслабления и снятия напряжения. Тем более сегодняшний материал как нельзя кстати.
- Закрепление нового материала (15-17 мин).
- Первичное закрепление изученного материала.
4.1.1. «Определите….» - фронтальный опрос(1-2 мин), (слайд ).
1. Скелет человека образован около 200 костями.
2. Скелет человека относится к пассивной части опорно-двигательной системы.
3. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.
4. Подвижной костью лицевого отдела является – нижнечелюстная.
5. Позвоночник человека состоит из – шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.
6. Шейный отдел включает 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый отдел состоит из 4-5 позвонков.
7. Грудная клетка человека образована 12 парами ребер, 10 из которых срастаются, образуя грудину, а 2 пары-свободные.
8. Пояс верхних конечностей составляют –лопатка, ключица.
9. Скелет верхних конечностей состоит из отделов: плечо, предплечье и кисть.
10. Скелет нижних конечностей составляют кости- бедро, большая и малая берцовые кости, предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.
4.1.2. «Посещение виртуальной лаборатории»(флипчарт «Опорно-двигательная система человека», стр.3-6), (2 мин).
Собрать:
А.скелет головы;
Б.скелет позвоночника и грудной клетки;
В.скелет и пояс верхней конечности;
Г.скелет и пояс нижней конечности.
4.2. Вторичное закрепление изученного материала (12 мин).
Работа с разноуровневыми заданиями (каждый учащийся получает карточку разноуровневых заданий по теме).
Учитель. Ребята, вам предлагается работа с разноуровневыми заданиями по изученной теме (приложение 5). (Во время работы учитель контролирует правильность выполнения заданий каждого уровня сложности. Оценивание каждого уровня осуществляется в «Прозрачном журнале»)
- Подведение итогов, выставление оценок.
Оценить работу участников группы вы можете по «Прозрачному журналу». Рефлексия (1 минута). каждый учащийся получает карточку, где предлагается вычеркнуть лишнее(приложение6):
Вопрос |
Утверждение |
Утверждение |
1. На уроке я работал |
активно |
пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен |
не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким |
длинным |
4. За урок я |
не устал |
устал |
5. Мое настроение |
стало лучше |
стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен , полезен интересен легким |
не понятен бесполезен скучен трудным |
- Задание на дом (1 мин): §21 стр.76-82. табл. на стр. 82.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |