|
|
Инновационные модели обучения в колледже
Модернизация образования требует от современного преподавателя постоянного совершенствования педагогического, профессионального мастерства в большей степени, чем ранее. Одним из показателей мастерства преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Высоким профессиональным мастерством является доведенная до совершенства образовательная и психологическая грамотность преподавателя, а также его умение применять эти навыки на практике. Преподаватель становится мастером своего дела лишь через много лет работы, его профессиональный рост и постоянное обучение продолжаются на протяжении всего периода работы. Для того чтобы достичь успехов в своей деятельности, преподаватель должен стараться постоянно развивать свои внутренние ресурсы, воспитывать волю и характер, мышление и потенциальный рост. Именно от умения управлять механизмом своей деятельности, и зависит его успех, как самостоятельной личности
Сегодня востребован преподаватель, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно измерять и развивать свою профессиональную деятельность. Успешность деятельности преподавателя специальных дисциплин во многом зависит от умения и способности мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Профессиональная компетентность будущего специалиста напрямую зависит от модели обучения, традиций и основ, заложенных в него в учебном заведении.
Инновационные модели обучения в колледже предусматривают: активное участие студента в процессе обучения (в противовес пассивному усвоению материала), представление знаний в самых разнообразных формах (а не только в текстовой), возможности прикладного использования знаний в реальных условиях. В традиционной модели обучения результат, как правило, связан с усвоением установленного программой объема информации, тогда как в инновационной модели акцент делается не на запоминание информации, а на процессе обучения. Как мы знаем, в традиционной модели роль преподавателя – ведущая (главный источник знаний), а роль студента–преимущественно пассивная. В инновационной модели, которую мы используем в настоящее время роль преподавателя – консультативная, а студента – преимущественно активная. В такой ситуации преподавателю уже бывает недостаточно того багажа знаний, который у него есть, а это побуждает постоянному развитию педагогических качеств преподавателя и повышению его творческого и профессионального мастерства. Таким образом, инновационные методы обучения не только повышают мотивацию студентов к изучению материала, но и оптимизируют работу преподавателей. В то же время инновационная модель не исключает опоры на традиционные основы и использует формы и методы классической модели обучения. Можно выделить те направления, которые могут быть использованы с целью усовершенствования традиционной формы и постепенного перехода к инновационной модели обучения.
Например: увеличение доли активных методов обучения (использование игровых и имитационных форм); изменение характера учебной задачи (побуждение к самостоятельному поиску студентом знаний через проблематизацию учебного материала);
специфическая организация учебного материала в более сжатом и понятном для студента виде (содержание учебного материала четко структурируется и сопровождается набором заданий для контроля);
увеличение доли практической работы студентов и создание условий, максимально приближенных к реальным.;
разработка вариантов достижения учебных результатов для студентов с разными способностями; использование новейших информационно-коммуникативных средств и технологий (широкий доступ к образовательным ресурсам, возможность дистанционного обучения).
Применение инновационных технологий в учебный процессе при подготовке будущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, преподаватель клинических дисциплин повышает качество образования, уровень подготовки специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство. Для совершенствования приобретенных умений, навыков студентов традиционной в нашем колледже стала технология симуляционного обучения, которая развивает профессионализм, творческие способности студента. Симуляция – это в широком смысле слово, подходы к обучению, приближенные к реальной действительности, которая начинается с простого тренажера, например, фантом руки, предназначенный для венепункции и завершается использованием симуляторов высокого класса, оснащенных сложной компьютерной программой.
Использование симуляторов в медицине способствует созданию искуственной клинической ситуации (разыгривание клинических ситуаций), выполнение манипуляций на тренажерах, что является неотъемлемым фактором для закрепления навыков и умений будущих медицинских работников. Симуляционное обучение обеспечивает безопасную среду при соверешенствовании профессиональной практики студентов. Использование симуляторов на практических занятиях клинических дисциплин позволяет многократно обрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать сложные клинические сценарии и адаптировать учебную ситуацию для каждого студента.
Улучшение качества преподавания клинических дисциплин не ограничивается использованием тренажеров. Также преподаватели совершенствуют свою профессиональный опыт, посещая семинары, конференции различных уровней, участвуя в мастер-классах Международного уровня. Применение инновационных технологий в учебном процессе определяет интеграцию в Международное образовательное пространство, которая будет способствовать динамичному развитию медицинского образования, разработке перспективных образовательных методик, а также повышению престижа казахстанского образования. В нашем колледже проводятся мастер-классы специалистами из
Финляндии по темам: «Разработка образовательной программы по сестринскому делу, основанной на компетенциях», «Структура и механизмы функционирования системы сестринского ухода в Финляндии», «Разработка учебного плана сестринского дела на уровне прикладного бакалавриата», «Инновационные технологии в подготовке специалистов сестринского дела» со следующими актуальными вопросами: современные мировые тенденции в системе сестринского ухода; международные стандарты в сестринском уходе в Финляндии; профессиональные обязанности и должностные инструкции медсестер разных уровней; принципы и примеры организации и функционирования системы сестринского ухода на разных уровнях в стационарах и поликлиниках.
Преобразования в образовательном процессе позволят поднять качество подготовки специалистов, приблизив уровень обучения к международным стандартам.
А. Б. ТЛЕУЖАНОВА
методист колледжа, преподаватель
информатики ГККП «Медицинский колледж»
акимата г. Астаны
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Ұстаздарға |
Ата-аналарға |
Біздің мектеп |
Баяндама |
Эссе |
Оқушыларға |
Конкурс ең үздік шығарма Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз |