Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Решение генетических задач


Решение генетических задач

Решение генетических задач

Цель урока: обобщение фактического и теоретического материала по основам взаимодействия аллельных генов.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию умений и навыков в работе с компьютером как средством индивидуального обучения на разных этапах урока.
  2. Совершенствовать умения составлять и решать генетические задачи и простейшие схемы родословных для приобретения практических навыков.
  3. Углубить и расширить знания учащихся о наследовании групп крови и резус-факторе.
  4. Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему: отработать поисковые, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие развитие памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить десятиклассников к планированию семьи.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • учебно-электронное пособие,
  • таблицы,
  • семена гороха,
  • модели кроликов.

Содержание урока

1. Организационный настрой на тему урока.

- Сегодня на уроке обобщим фактический и теоретический материал по основам взаимодействия аллельных генов. В процессе выполнения лабораторной работы будем решать генетические задачи и разбирать материал, используя компьютер.

2. Проверка индивидуальных заданий.

- На предыдущем уроке при изучении материала на наследование признаков, сцепленных с полом, вам были предложены индивидуальные задания - изучить материал, составить презентацию, используя компьютер, и приготовить краткий рассказ.

Первое сообщение о семье последнего русского царя Николая II, в частности о болезни гемофилии, которую унаследовали члены его семьи.

Вопрос классу после выступления ученика:

- В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”. Какие ошибки допустил автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

Второе сообщение о наследственном заболевании – дальтонизме, ген которого локализован в половой хромосоме (по материалам книги М. Д. Квасовой “Зрение и наследственность”).

Вопрос классу после выступления ученика:

- Англичанин Джон Дальтон, несмотря на заболевание цветослепотой, прожил 78 счастливых лет. У него было три брата и одна сестра, двое братьев тоже страдали цветослепотой на красный цвет. Составьте схему генетического скрещивания в семье Дальтона по признаку дальтонизма. Какие генотипы были у всех членов семьи?

3. Практическая работа учащихся по составлению и решению генетических задач с использованием компьютера.

- Продолжаем с вами работать. У вас на столе находятся семена гороха. Опираясь на ранее приобретённые знания, определим возможные генотипы семян гороха посевного и обоснуем свои ответы.

(Зелёные - имеют один генотип аа, жёлтые - АА или Аа. Для этого необходимо провести анализирующее скрещивание.

Чтобы убедиться в научности наших выводов, проводим лабораторную работу на компьютере. Нашли в Главном меню лабораторию “Генетика”. Открыли, нашли тему 1.2., в боковом меню - вопрос 7, выполняем работу (см. CD - диск “Учебно-электронное издание Биология”).

Заслушивание учителем ответа учеников.

- Выполняем следующую задачу на полное доминирование. Читаем условие: составить схему скрещивания растений гороха с жёлтыми и зелёными семенами.

- Приступаем к следующему заданию. Читаем задачу, но пока не решаем.

А. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом?

- Решим задачу, используя модели

Б.От скрещивания чёрного кролика с белой крольчихой получено 2 чёрных и 2 белых крольчонка. Каковы генотипы крольчат и кролов?

- Проверим на компьютере правильность ответа.

- Выполняем задание 11 на компьютере “Неполное доминирование” с ответом на вопрос: какое расщепление по фенотипу и генотипу будет?

Комментирование найденного решения учащимися.

- К взаимодействию аллельных генов относится и кодоминирование, примером является наследование у человека группы крови систем АВО. На компьютере вернулись назад, открыли тему под номером 2.2. (Определение характера наследования групп крови). В меню нашли задание под номером 7. Работу выполним в интерактивном режиме с последующей устной проверкой.

  • Группа крови зависит от действия (3-х аллельных генов)
  • Какие доминантные гены (А, В)
  • Рецессивный ген (0)
  • Гены А и В друг друга (не подавляют)
  • Три аллели формируют сколько генотипов? (6 - 00; АА; АО; ВВ; ВО; АВ)
  • Назовите генотипы гомозиготные (00; АА; ВВ)
  • Назовите генотипы гетерозиготные (АО; ВОЛ; АВ)

Какие группы крови возможны у детей, если у их матери III группа, а у отца IV группа крови?

Самостоятельное выполнение учащимися данного задания.

(Ответ: Если генотип у матери ВВ гомозиготен, возможны у детей IV (АВ) или III (ВВ). если генотип у матери гетерозиготен (ВО), а у отца АВ, у детей возможны II группа (АО), III группа (ВВ; ВО) и IV группа (АВ).)

Расположите группы крови человека в соответствии с их генотипом.

4. Подведение итогов урока.

- Какова практическая значимость знаний о группах крови? Где это может пригодиться в жизни?

5. Контроль знаний по теме урока.

Открываем вопросы  тестовых заданий стр182-185  , внизу под параграфом  есть два уровня:

4.1 (Базовый)

4.2. Ваше право - выбрать. Выполняем с 1 по 13 задание (кроме 14, 15, 16). После окончания работы пригласите меня на проверку .

6. Домашнее задание:

Составить задачу на наследование групп крови или других наследственных признаков у человека, используя таблицу в учебнике стр178 Общая биология 10класса изд «Мектеп»

Можно подготовить презентацию по вопросу: бывают ли трёхцветные коты?

7. Саморефлексия: (проводит учитель)

- Какое у вас настроение на конец урока?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Что понравилось на уроке, что нет?

- В какой форме вы бы провели этот урок?


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Вложенные циклы
Методы исследования генетики человека
Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание
Генотип, среда и здоровье человека
Тромбоциты. Свертывание крови
Применение свойств и признаков прямоугольного треугольника при решении задач
Методы исследования генетики человека
«Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Способы решения систем уравнений
Бөлім: Уроки / Биология | Көрсетілім: 1749 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык