Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Древние германцы


Древние германцы

Урок по всемирной истории в 7 классе на тему: Древние германцы

Цели:
1. Изучить занятия германцев в период варварского общества; выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины.
2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.
Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижения в Европе вIV-VII вв.»; атлас «История средних веков», карта № 1.
Главный вопрос урока:
  Определите, основное событие в жизни древних германцев, произошедшее в IV-VI вв.
 Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания:                  
1.                 Начертить в тетради линию времени.
2.                 Показать место истории средних веков в истории человечества.
3.                 Исторический диктант по понятиям урока № 1.
4.                 Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 8).
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.      Древние германцы;
а) занятия;    б) порядки;    в) формирование знати.
2.      Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
1.      Древние германцы (занятия, порядки, формирование знати).
Обобщение сведений о германцах, известных учащимся из истории древнего мира.
а) Беседа по вопросам:
 
• Как римляне и греки называли племена, язык которых не понимали? Почему?
• В каких отношениях находились германцы с Римской империей?
• Что вам известно о германцах из дополнительной литературы?
 
Учитель (обобщая ответы детей):
Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это название (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.
Рассказ учителя.
Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет письменности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а не нанимают себе наемников?
В отличие от греков, римляне начали захватывать земли варваров и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и др., но не все варварские племена становились подданными Рима. Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться в провинции.
Германцы интересовали римлян как военные противники. Римские историки очень внимательно изучали образ жизни германцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.
б) Работа с картой № 1 в атласе:
Какую территорию занимали германцы в древности?
Какие племена жили к востоку от германских племен?
Учитель (обобщая результаты работы учащихся с картой):
Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще оставалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец. Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых. Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые важные вопросы решались на народных собраниях, на которых высказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нравилось, мужчины шумели, если нравилось - поднимали копья вверх.
 
в) Работа с учебником:
I вариант:  документ, стр. 14:
 Какую религию исповедовали древние германцы?
II вариант: учебник, стр. 14:
Как и почему у германцев усилилась знать?
Учитель (обобщая ответы детей):
Любимым занятием германцев была охота. В поселках германцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие. Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия.
Но основным занятием оставалось военное дело.
У германцев появляются военные вожди. Первоначально они имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменниками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю, постепенно осваивали конные походы.
Пока Римская империя была сильной, германцы отваживались только на пограничные набеги. В III веке н. э. Римская империя утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не хватало средств на содержание охраны приграничных районов империи.
Разрозненные германские племена объединяются в союзы племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семьями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.
В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников слабые правители стали использовать варваров-переселенцев. Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.
После расселения на завоеванной территории Римской империи родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.
г) Работа со схемой - закрепление данного вопроса (см. дополнительные материалы):
2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
а) Вопрос:
Подумайте, почему германцы целыми племенами переселялись на территорию Западной Римской империи?
б) Работа по карте учебника, стр. 16 + объяснение учителя:
Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.
Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.
в) Записать в тетрадь:
Значение переселения:
•         исчезали старые и возникали новые народы;
•         распадались и формировались государства;
•         в это время были заложены основы современной политической карты Европы.
Вестготы вторглись в Италию. В 410 году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и три ночи продолжалось сопротивление варварам.
Готы опустошили Апеннинский полуостров, Сицилию и Северную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе. Это государство становится вторым после Бургундского королевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной Римской империи.
Таким образом, в VI веке на территории бывшей Западной Римской империи располагалось уже несколько варварских государств.
На захваченных землях германскими племенами создаются государства:  
•         вандалами - в Северной Африке;
•         вестготами - в Испании;
•         остготами - в Италии;
•         англами и саксами - на острове Британия;
•         франками — в Галлии.
III. Закрепление изученного материала.
1.      Что послужило толчком к переселению народов?
2.      Почему германцы целыми семьями переселялись на территорию Западной Римской империи?
3.      Чем завершилось вторжение германцев в Западную Римскую империю?
4.      К каким последствиям привели вторжения германских племен в Западную Римскую империю? 
Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времени падения Западной Римской империи и Великого переселения народов и началась в Европе история средних веков.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать значение понятий и терминов.
Сочинение - рассуждение на тему: «Почему римляне считали германцев варварами?» 
 
*Задание повышенной сложности для желающих

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Расселение саков. Сакское общество
Саки
Повторительно –обобщающий урок с игровыми моментами по истории Древнего мира
Древний Индостан
Казахстан в период раннего средневековья
Гунны
Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана
Государства Азии в XVII-XVIII веках: Джунгарское ханство, Казахское ханство, Цинская империя
Арабы в 6-10вв
ГОСУДАРСТВО
Бөлім: Уроки / Тарих | Көрсетілім: 1866 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык