Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Тарих |
Көрсетілім: 1866 |
|
|
|
Древние германцы
Урок по всемирной истории в 7 классе на тему: Древние германцы
Цели:
1. Изучить занятия германцев в период варварского общества; выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины.
2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.
Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижения в Европе вIV-VII вв.»; атлас «История средних веков», карта № 1.
Главный вопрос урока:
Определите, основное событие в жизни древних германцев, произошедшее в IV-VI вв.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания:
1. Начертить в тетради линию времени.
2. Показать место истории средних веков в истории человечества.
3. Исторический диктант по понятиям урока № 1.
4. Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 8).
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Древние германцы;
а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.
2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
1. Древние германцы (занятия, порядки, формирование знати).
Обобщение сведений о германцах, известных учащимся из истории древнего мира.
а) Беседа по вопросам:
• Как римляне и греки называли племена, язык которых не понимали? Почему?
• В каких отношениях находились германцы с Римской империей?
• Что вам известно о германцах из дополнительной литературы?
Учитель (обобщая ответы детей):
Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это название (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.
Рассказ учителя.
Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет письменности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а не нанимают себе наемников?
В отличие от греков, римляне начали захватывать земли варваров и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и др., но не все варварские племена становились подданными Рима. Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться в провинции.
Германцы интересовали римлян как военные противники. Римские историки очень внимательно изучали образ жизни германцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.
б) Работа с картой № 1 в атласе:
Какую территорию занимали германцы в древности?
Какие племена жили к востоку от германских племен?
Учитель (обобщая результаты работы учащихся с картой):
Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще оставалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец. Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых. Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые важные вопросы решались на народных собраниях, на которых высказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нравилось, мужчины шумели, если нравилось - поднимали копья вверх.
в) Работа с учебником:
I вариант: документ, стр. 14:
Какую религию исповедовали древние германцы?
II вариант: учебник, стр. 14:
Как и почему у германцев усилилась знать?
Учитель (обобщая ответы детей):
Любимым занятием германцев была охота. В поселках германцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие. Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия.
Но основным занятием оставалось военное дело.
У германцев появляются военные вожди. Первоначально они имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменниками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю, постепенно осваивали конные походы.
Пока Римская империя была сильной, германцы отваживались только на пограничные набеги. В III веке н. э. Римская империя утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не хватало средств на содержание охраны приграничных районов империи.
Разрозненные германские племена объединяются в союзы племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семьями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.
В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников слабые правители стали использовать варваров-переселенцев. Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.
После расселения на завоеванной территории Римской империи родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.
г) Работа со схемой - закрепление данного вопроса (см. дополнительные материалы):
2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
а) Вопрос:
Подумайте, почему германцы целыми племенами переселялись на территорию Западной Римской империи?
б) Работа по карте учебника, стр. 16 + объяснение учителя:
Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.
Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.
в) Записать в тетрадь:
Значение переселения:
• исчезали старые и возникали новые народы;
• распадались и формировались государства;
• в это время были заложены основы современной политической карты Европы.
Вестготы вторглись в Италию. В 410 году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и три ночи продолжалось сопротивление варварам.
Готы опустошили Апеннинский полуостров, Сицилию и Северную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе. Это государство становится вторым после Бургундского королевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной Римской империи.
Таким образом, в VI веке на территории бывшей Западной Римской империи располагалось уже несколько варварских государств.
На захваченных землях германскими племенами создаются государства:
• вандалами - в Северной Африке;
• вестготами - в Испании;
• остготами - в Италии;
• англами и саксами - на острове Британия;
• франками — в Галлии.
III. Закрепление изученного материала.
1. Что послужило толчком к переселению народов?
2. Почему германцы целыми семьями переселялись на территорию Западной Римской империи?
3. Чем завершилось вторжение германцев в Западную Римскую империю?
4. К каким последствиям привели вторжения германских племен в Западную Римскую империю?
Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времени падения Западной Римской империи и Великого переселения народов и началась в Европе история средних веков.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать значение понятий и терминов.
Сочинение - рассуждение на тему: «Почему римляне считали германцев варварами?»
*Задание повышенной сложности для желающих
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |