Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Гунны



Тема урока Гунны

Цели урока:
Образовательные:  Ознакомить  учащихся с древними историческими сведениями о гуннах, с местами их расселения и государственным устройством. Рассказать о последствиях объединения гуннов.
 
Развивающие: Повысить активность учащихся, обеспечить развитие их способности самостоятельно размышлять над каждым из исторических фактов. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, учебником, историческим атласом. 
Воспитательные:  Прививать учащимся чувство глубокого уважения к истории своих предков, особо подчеркивая, что гунны сыграли большую роль в формировании казахского народа, что самоотверженный труд наших предков, их героизм в борьбе за защиту своей родины от внешних врагов, созданные ими культура и искусство достойны глубокого уважения.
Оборудование урока: таблицы, схемы, иллюстрации, историческая карта, учебник истории Казахстана, первый том «Иллюстративной истории Казахстана»
Тип урока: комбинированный урок
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, кроссворд, работа с картой и учебником.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологическая подготовка учащихся к уроку.
2. Опрос домашнего задания.
Устный опрос у нескольких учащихся.
1. Расскажите о развитии земледелия у кангюев.
2. Каковы особенности ведения скотоводства у кангюев?
3. Чем занимались кангюи, кроме скотоводства и земледелия?
4. Приведите свидетельства, доказывающие тесные связи кангюев с внешним миром, соседями.
5. Что нового вы узнали из стихотворения китайского поэта Бо Цзюй-и «Голубая юрта»?
 
Исторический диктант.
1. Кангюи жили… (в 3 в. до н.э. – 5 в. н.э.)
2. Ученые относят памятники  кангюев к следующим археологическим культурам: (кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской)
3. По китайским данным, союз племен кангюев  могли выставить … воинов. (120 тысяч)
4. Основным местом расселения кангюев была… (средняя часть долины реки Сырдарья)
5. На юге государство Кангюй соседствовал с … (Китаем и уйсунами)
6. Государство Кангюй управлялось … (великим ханом)
7. Столица государства Кангюй располагалась на реке … (Талас)
8. Общее количество монет эпохи государства Кангюй, найденных на территории Казахстана, состовляет … (1300 монет)
9. Государство Кангюй разделялось внутри себя на … владений. (5)
10. Каждое владение управлялось … (малым ханом)
 Проверка ответов.
 
Отгадывание кроссворда.
1. Г
2. У
3. Н
4. Н
5. Ы
Вопросы:
1. Племенной союз, населявший Казахстан в 3-2 вв. до н.э. – 5 в. н.э. (кангюи)
2. На юге государство Кангюй соседствовал с … (уйсунами)
3. Для орошения полей кангюи по левому берегу реки Чирчик выкопали канал … (Ханарык)
4. Столица кангюев - город … (Битянь)
5. На левом берегу какой реки, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей? (Арысь)
Заключение:
Вот ребята, мы с вами узнали немало сведений о племенах кангюй. Отгадав кроссворд, по вертикали мы получили название одного из древнейших народов, населявших некогда Азию и Восточную Европу, которые сыграли огромную роль в формировании казахского народа. Теперь переходим к изучению гуннских племен.
3. Объяснение новой темы.
Ознакомить учащихся с темой нового урока и его целями. 
План:
1. Ранняя история гуннов.
2. Государственное устройство гуннов.
3. Объединение гуннских племен.
 
Перед тем как начать изучение новой темы, я хочу привести слова великого казахского академика Алькея Маргулана: «История гуннов – это древнейшая история современных тюркских народов, именно они в Великой степи создали свое государство».
  
1. Ранняя история гуннов. 
       В 1 тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них – гунны. Эпоха гуннов охватывает 4 в. до н.э. – 3 в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну» т.е. «гунн» (китайцы до н.э. и после дали одному и тому же народу 32 названия) происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии. В 3 веке до н.э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. Моде остался в истории не только как смелый и умелый полководец, властный повелитель с диктаторскими манерами. Он был выдающимся политиком, искусным дипломатом. Его мысли и высказывания о государстве, о Родине, о том как можно в мире жить с соседними народами и странами особенно полезными могут быть сейчас, когда мы строим независимое и суверенное казахское государство, поскольку он думал не только о своем времени, но и устремлялся взглядом в будущее, заботился о потомках. Доказательством этому служит такая история, зафиксированная в «Исторических записках» Сыма Цяна.
        Когда Моде пришел к власти, сильным противником хуннов было государство Дунь Ху (протомонголы). Считая, что Моде узурпировал власть, они решили воспользоваться, и попросили у него коня, на котором в свое время ездил отец Моде Туман каган. Моде собрал вокруг себя самых знатных и мудрых людей страны и стал советоваться с ними, как ему поступить. Старейшины были оскорблены и сказали ему: «Быстроногий аргамак – реликвия гуннов, поэтому коня не следует отдавать». На это им Моде ответил: «Неужели нам жалко одного коня для соседствующего с нами народа?» и приказал отдать своего любимца. Люди из страны Дунь Ху знали, что Моде, отдавая коня, был сильно рассержен. Тем не менее, они снова посылают вестника к гуннам, и просят в подарок их правителю одну из самых красивых и любимых жен вождя гуннов. Моде вновь собирает на совет лучших визирей. Советники говорят: «Эти соседи совсем обнаглели. Теперь женщину просят. Мы должны с ними воевать!» Выслушав их, Моде вынес такое решение: «Неужели мы пожалеем всего лишь одну женщину от соседей?». С этими словами она была отправлена к неугомонным Дунь Ху. 
       После этого предводитель Дунь Ху, видя свою безнаказанность, думая что гунны поступают так из слабости, собирает свои войска и продвигается на запад. То есть к границам гуннов. Между государством хуннов и дунху лежал клочок пустынной земли, на нем не росла трава, не было воды. С давних времен на этой земле никто не жил, но площадь ее распространялась на тысячу ли (ли= пол км). Именно здесь проходила граница между страной дунху и державой гуннов. Дунху вновь посылают к Моде посла со словами: «Между нами лежит эта никому не нужная земля. Наши сторожа и ваши сторожа находятся по обе стороны от этой земли. Мы хотим взять у вас эту землю». Моде и на этот раз собирает совет. Старейшины хунну сочли, что не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Услышав такой ответ, Моде очень рассердился: «Земля, какая бы она не была, это вопрос государственный! Мы даже не должны сомневаться в вопросе о том, отдавать или не отдавать ее. Она есть основа и корень государства». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территорию. Так возникла держава хунну во главе с Моде. Произошло это событие, по сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 году до н.э.
        У этой назидательной и древней легенды глубокий смысл. Как бы не были дороги кочевнику конь и женщина, расставаться с ними или нет – это его личное дело. А что касается земли, по мнению Моде, она не является собственностью одного человека, а принадлежит всем, народу, будущим потомкам, поэтому ее, землю надо оберегать и защищать. Тем не менее, с соседствующими народами надо жить в мире, но государственные вопросы должны стоять выше личных. 
       Гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая. Они заставили платить дань Китай, который ежегодно отправлял в дар кочевникам шелковые ткани, хлопок, рис, украшения.
 
2. Государственное устройство гуннов.
        В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу, оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Управлял гуннами шаньюй. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них  определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук  со стрелами, саблю и копье.
        Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они также обсуждали государственные дела. 
 
3. Объединение гуннских племен.
       По сведениям китайских хроник, в 4-3 вв. до н.э. гуннские племена, жившие  на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, создали свое объединение. Гунны не только захватывали земли соседних племен, но даже вторгались в пределы Китайского государства. Войны гуннов с китайцами растянулось на более чем 300 лет.
          В 3 веке до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую Китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни. 
         Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во 2-1 вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Во времена его правления государство превратилось в сильнейшее государство Евразии. Гунны подчинили себе племена дунху, победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, гуннская держава превратилась в могущественное государство, которое простиралась от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
        В 55 году до н.э. Гуннское государство разделялось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце 1 в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев, заключили с ними мирное соглашение и таким образом тполучили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
        Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относиться к 1 в. н.э. Связи с этим местные племена аланы и асы вынуждены были перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Таким образом, движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во 2 в. до н.э. растянулось до 4 в. н.э.
 
4. Закрепление нового материала.
Игра «Кто быстрее ответить?»
1. Правитель гуннов? (шаньюй)
2. Кто объединил гуннов в 3 веке до н.э.? (Моде)
3. Эпоха гуннов охватывает … - 4 в. до н.э.-3 в. н.э.
4. Второе лицо государства после шаньюя? (темники)
5. Как по военному принципу разделялось государство гуннов? (на левое, центральное и правое крылья)
6. Из скольких родов состояло государство? (из 24 родов)
7. Войны гуннов с китайцами растянулись, на сколько лет? (на 300 лет)
8. Движение гуннских племен с востока на запад началось… (во 2 в. до н.э.)
9. В каком году государство гуннов разделилось на южных и северных гуннов? (в 55 году до н.э.)
10. Когда была начата вторая волна массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана? (1 в. н.э.)
Подведение итогов
 
5. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.
Прочитать в учебнике §20 и подготовить устный ответ на вопросы и задания, имеющиеся в конце параграфа. Прочитать материал для дополнительного чтения.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Племена гуннов на территории Казахстана
Расселение саков. Сакское общество
Саки
Уйсуни. Канглы. Гунны. Образование древних государств на территории Казахстана
Возникновение казахских жузов
Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана
Государство усуней и конгюев
Древние германцы
ГОСУДАРСТВО
Кимакский каганат
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 7798 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык