Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Магнитное поле


Магнитное поле

Магнитное поле

Повторительно-обобщающий урок по теме «Магнитное поле»

Тип урока: Комбинированный

Цели и задачи урока: Повторение  и обобщение ранее усвоенных знании.  Совершенствование  знании , умении и навыков.

ТСО: компьютер.мультемедийный проектор, интерактивная доска или экран.

Демонстрации: Взаймодействие постоянного магнита и катушки стоком;  взаимодействие        катушки с током  и магнитной стрелки.

Домашнее задание: Самое важное в главе 10  учебника для 10 кл. естеств.-матем. направления общеобразоват.шк./ Б.Кронгарт, В.Кем, Н.Койшыбаев;

Решение задач  № 898 ,  № 899 ,902 из  «Сборника эадач по физике» А.П.Рымкевича 1987 года.

Подготовиться к контрольной работе по данной теме.

План урока

 1  Вступительное слово учителя   - 3 мин.

2. Фронтальные экспериментальные задания – 7 мин.

3. Разбор основных вопросов по данной теме -15 мин

4. Решение качественных задач задач              - 10 мин.

5. Контроль (решение количественных задач на силу Ампера, силу Лоренца, использованию правила буравчика и правила левой руки) по карточкам – 6-7 мин.

6. Домашнее задание -  1-2 мин.

7. Итоги   -  1-2 мин.

Ход урока

Во вступительном слове говорю о значении и важности  знании законов электромагнетизма.

На каждом столе находятся компас и два постоянных магнита.

Учащимся дается первое задание: исследовать взаимодействие постоянных магнитов друг на друга. Задаются вопросы как называются полюса магнита, как взаимодействуют одноименные полюса, разноименные полюса и зависит ли взаимодействие от расстояния между магнитами.

Затем учащиеся выполняют второе задание: определить пользуясь компасом какой полюс постоянного магнита является южным, а какой – северным.

После выполнения экспериментальных задании переходим к обсуждению следующих вопросов, которые выводятся на экран:

1. Какие взаимодействия называют магнитными?

2. Что называют магнитным полем?

3. Какими основными свойствами обладает магнитное поле? Перечислите.

4. Какие опыты подтверждают  существование магнитного взаимодействия?

5. Что служит индикатором магнитного поля?

6. Как перемещаются замкнутый контур с током и магнитная стрелка в однородном магнитном поле?

7. Какое направление принято за направление вектора магнитной индукции?

8. Укажите способы определения вектора магнитной индукции.

9 Что называют линиями магнитной индукции.

10. Какие поля называют вихревыми?

11. Чем вихревое поле отличается от потенциального?

12. К какому виду (вихревому или потенциальному) относится  магнитное поле?

13. Как определить модуль вектора магнитной индукции?

14. Чему равен модуль вектора  силы Ампера?

15. Сформулируите правило для определения  направления силы Ампера.

16. В каких единицах выражается магнитная индукция?

17. Какие устроиства (приборы) основаны на действии силы Ампера?

18. Какую силу назвали силой Лоренца?

19. Чему равен модуль силы Лоренца?

20. Как определить направление силы Лоренца?

21. Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле, если начальная скорость частицы перпендикулярна  линиям магнитной индукции?

22. Почему сила Лоренца меняет направление скорости, но не меняет ее модуль?

23. Какая величина характеризует магнитные своиства среды?

24. Какие тела называют ферромагнетиками?

25. Для каких целей применяют ферромагнитные материалы?

26. Какую температуру называют температурой Кюри?

27. Как осуществляется запись информации на электронных носителях?

В ходе обсуждения вопросов демонстрирую опыты по взаимодействию катушки с током и постоянного магнита, катушки с током  и магнитной стрелки.

При достаточной подготовке учащихся обсуждение вопросов  проходит очень быстро.

Переходим к решению следующих качественных задач, которые поочередно выводятся на  экран:

№1

Как построить сильный электромагнит, если поставлено условие, чтобы ток в электромагните  был сравнительно слабым?

Ответ: Сделать большее число витков из тонкой проволоки

№2

Как изготовить электромагнит, подъемную силу которого можно было бы регулировать?

Ответ: Включить реостат последовательно с электромагнитом или сделать выдвижной сердечник.

№3

На шлифовальных станках для обработки стальных деталей вместо механического держателя  применяется электромагнитный. В чем его преимущество?

Ответ: Магнитный держатель исключает возможность деформации деталей.Кроме того, увеличивается производительность за счет экономии времени при смене детелей 

№4

В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами указывает на юг?

Ответ: На северном географическом полюсе.

№5

Почему стальные оконные решетки с течением времени намагничиваются?

Ответ: Намагничивание железных вертикальных предметов в магнитном поле Земли доказывает, что индукция этого поля имеет вертикальную составляющую.

№6

Электрон движется в однородном магнитном поле  вдоль линии магнитной индукции.Чему равна работа силы, действующей на электрон со стороны магнитного поля?

Ответ: Нулю, так как сила, действующая на электрон, все время перпендикулярна к его перемещению.   

№7

Почему стальные корпуса кораблей, танков, бронетранспортеров оказываются намагниченными?

ОтветНамагниченность этих и других сооружении объясняется деиствием магнитного поля Земли?

После решения качественных задач всем учащимся раздаются карточки с условием одной задачи на силу Ампера, силу Лоренца, использованию правила буравчика и правила левой руки. Задачи подбираются из различных задачников по физике с учетом  уровня подготовки класса и каждого учащегося индивидуально.На решение  задачи учащимся отводится 5-6 минут.Двое учащихся решают свои задачи на доске.

В это время на доске записывается домашнее задание.

За 1-2 минуты до конца урока подвожу итоги, выставляю оценки. 

Список использованной литературы:

  1. Сборник задач по физике. А.П.Рымкевич, Москва,Издательство «Просвещение»,1986
  2.  Учебник физики для 10 кл. естеств.-матем. направления общеобразоват. Шк./ Б.Кронгарт, В.Кем, Н.Койшыбаев; Алматы; Мектеп.-2010

3. Сборник задач по физике для средних профтехучилищ  В.П.Демкович; Москва, «Высшая школа» - 1987

4. Трудовое воспитание на уроках физики в средней школе .  А.С.Свиридов, Б.М.Демин , Москва, Просвещение – 1981

5 .Педагогика. П.И.Пидкасистый. Педагогическое общество  России. Москва  2006

6. Фронтальные экспериментальные задания по физике В.А.Буров  А.И.Иванов В.И.Свиридов Москва «Просвещение» 1986


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Закон сохранения импульса
Взаимодействие тел. Масса тел
Реактивное движение
Физика атома и атомного ядра
Решение генетических задач
Физика вокруг нас
ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Обобщающее повторение по теме: «Законы сохранения в механике».
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 3748 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык