|
|
Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова Судьба человека
Тема: Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»
Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.
Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации
О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»
Ход урока
I. Организационный момент:учащиеся поделены на группы.
II Побуждение
1. Слово учителя.
Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте, пожалуйста:
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.
Выслушивание ответов (Составление ассоциативной карты)
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»
Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека»
Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.
III Реализация
- Слово учителя: послушайте историю создания рассказа.
- Словарная работа: Неизбывная- не проходящая.
Спорится –удаётся. Подлючность- подлость. Закипела слеза-стало жаль до слёз. Засеменил- пошёл мелкими шагами
- Беседа- Кто является главным героем рассказа?
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?
- Кому он поведал историю своей жизни?
-Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?
-Как называется такой композиционный приём? Для чего?
-Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте.
Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят?
-Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова
- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
- Анализ эпизода «Мирная жизнь»
- Как жил наш герой до войны?
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?
-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
- Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.
- Озаглавливание части
- Выслушивание ответов.
- Анализ эпизода «Война».
- Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война.
-Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?
-Как начинается его фронтовая жизнь?
- Анализ эпизода «Плен»
- Слово учителя:
-Как А.Соколов попадает в плен?
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?
-С какими людьми А.С. сталкивается в этом эпизоде?
- Анализ эпизода «Поединок с Мюллером»
- Анализ эпизода «Встреча с Ваней»
- Домашнее задание: написать эссе на тему: «Кто он – настоящий человек?»
Кусаинова Кунзипа Гайсиевна
Жұмыс орны: Подстёпный қазақ жалпы орта білім беретін мектебінде жұмыс істеймін.
Бітірген оқу орны: А.С. Пушкин атындағы Орал педагогиқалық институты .
Мамандығы: Ұлттық мектептердегі орыс тілі және әдебиетінің мұғалімі.
Білімі: жоғары
Санаты: 1
Жұмыс өтілі: 30 жыл.
Урок русской литературы в 11 классе
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |