Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Рассказ-быль «Кавказский пленник»


Рассказ-быль «Кавказский пленник»

Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник»

Цели урока: 
обучающая:
-осмысление содержания рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник», умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; 
развивающая;
- формирование умения анализировать текст художественного произведения, логического и критического мышления;
-развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев произве-дения, обобщать, делать выводы;
воспитательная;
- воспитание общечеловеческих ценностей, духовно-нравственной личности, уважающей человеческое достоинство, умеющей ценить добро и дружбу, с толерантным отношением к национальному вопросу; умение работать в группе, уважать мнение одноклассника, развивать чувство взаимопомощи и поддержки.
 
Ожидаемый результат: выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы, формировать представления о героях произведения на основе сопоставления  словесного и графического образов, сжато излагать повествовательный текст, развивать коммуникативные навы-ки.
 
Методы: методы критического мышления, взаимооценивание.
 
Работа в группах.
 
Ресурсы (оборудование): ИКТ, листы А3, маркеры, рабочие тетради, учебник,  книга Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
 
Межпредметные связи: история, русский язык, самопознание.
 
Ход урока:
1. Орг.момент - 1мин.
2. Деление на группы- «рассказ»- «быль»-карточки с указанными словами раздаются учащимся -(2 группы-8 учеников) -2 мин.
3. Проверка домашнего задания- написанные  учащимися небольшие рассказы-были, повествующие о каком-то случае, истории из их жизни- 3мин..
 
3. Слово учителя:
- Ребята, вы самостоятельно прочитали рассказ-быль русского писателя Толстого льва Николаевича, который называется «Кавказский пленник».
 
Составьте постер- напишите ассоциации к слову КАВКАЗ
Активная работа учащихся в группе. Защита постеров – 5 минут.
 
Теперь, по заданной схеме определите, о чем говорится в каждой части композиции.
 
 
Активная работа учащихся в группе –3 мин.:
 
                                            Композиция рассказа:                 
 
 
                                                     кульминация
 
                        развитие действия развязка
 
                           завязка
                  экспозиция                                                            эпилог
 
Экспозиция- действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идет война русских с горцами.
Первоначальное знакомство с героями Жилиным и Костылиным.
Экспозиция и эпилог стремительные- они умещаются в нескольких строчках.
 
Завязка- Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
 
Развитие действия- они выехали из крепости, но попали в плен, таким образом оказались в ауле «татар».
 
Кульминация- второй побег.
 
Эпилог- Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупи-ли за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
 
    4.  На сегодняшнем уроке мы проанализируем образы главных героев рас-сказа Жилина и Костылина, персонажей рассказа, выделим основную идею произведения.
 
     Я вам раздам карточки со словами и пословицами, характеризующими человеческие качества, вы же должны правильно распределить их соот-ветственно образам героев произведения- составить кластер – 6 мин.:
Например:
Жилин
Качества характера Пословицы, смысл которых   можно отнести к образу героя                                                                         
Костылин
Качества характера Пословицы, смысл которых   можно отнести к образу героя                                                                         Добрый                                                                  
 честный 
смелый 
любознательный 
активный
трудолюбивый
гордый
благородный
великодушный
трусливый 
пассивный 
неуверенный
безмолвный
сломленный 
покорный
хоть не велик, а ростом удал
Можно на листе А4  написать эти слова и вырезать. Дети, выполняя данное задание, будут наклеивать слова-полосочки в нужную им графу.
5. Теперь задания группам – 5 минут:
1-я группа-опишите образ девочки Дины;
2-я группа- опишите аул татар (горцев), их дом.
 
6. Показ иллюстраций-слайдов по мотивам произведения: образы Жилина, Костылина, Дины, татар, рисунок аула горцев, «татары захватывают в плен Жилина и Костылина» и др.- 3 мин.
 
7. Следующее задание -3 мин.:
Решите кроссворд- если вы правильно его решите, то получите ключевое слово.
Д и н а
т а т а Р ы
в ы к У п
Ж и л и н
п о Б е г
к а в к А з
 
Вопросы:
 1. Как звали девочку, дочь «черного» татарина?
 2. Как называл автор горцев?
 3. Что потребовали татары за освобождение русских пленных? 
 4. Фамилия главного героя?
 5. Попытка выйти из плена?
 6. Где происходили события, описанные в рассказе?
                                                
                                  
8. Вывод – 2 мин.
 Закончим наш разговор об этом рассказе словами известной детской песни или споем все вместе- 3 мин.
                                      Солнечный круг, небо вокруг
                                      Это рисунок мальчишки
                                      Нарисовал он на листе
                                      И подписал в уголке
 
                                       Пусть всегда будет солнце
                                       Пусть всегда будет небо
                                       Пусть всегда будет мама
                                       Пусть всегда буду я.
 
                                      Против войны, против беды
                                      Встанем за наших мальчишек.
                                      Солнце навек, счастье навек
                                      Так повелел человек
 
                                      Пусть всегда будет солнце
                                       Пусть всегда будет небо
                                       Пусть всегда будет мама
                                       Пусть всегда буду я.
 
                                    
                                     9. Рефлексия – 4 минуты:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я согласен с тем, что…
Мне близка мысль..
   
10. Взаимооценивание по цвету стикера- таблица с именами учеников- 
3 мин.:
 Красный -«5»;
зеленый – «4»;
желтый –  «3».
11. Домашнее задание напишите эссе на тему «О характере человека» -
2 мин.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Наш ата. Двойные согласные.
Горький Песня о Соколе. Романтический пафос песни
Гоголя «Ревизор»
Л. Андреева «Иуда Искариот»
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Спешите делать добрые дела. А.Яшин
Чудесное и реальность в рассказе В.В. Набокова «Рождество»
А.М.Горький " Песня о Соколе"
Повторение темы " Сложные союзные предложения"
Онегин и автор. Татьяна и Ольга. Анализ произведения.
Бөлім: Уроки / Ашық сабақтар | Көрсетілім: 5144 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык