Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ


КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
 
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
 
Цели деятельности классного руководителя:
 
 Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.
 
 Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни.
 Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.
Исходя из вышесказанного, основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие.
 
Воспитатель (классный руководитель):
 
1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка.
 Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике и руководствуясь  правилом – чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
 Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, совместно подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
 Корректирует межличностные отношения в классе, по мере сил гуманизируя их.
 В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
 Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, спутников (спутниц) жизни, семьи.
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива).
 Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
 Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации.
 Развивает умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, идти на компромисс.
 Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
 Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей.
 Поощряет и, по возможности, организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.
 Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости – посещает уроки учителя-предметника.
 Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т.д.
 Содействует профессиональному самоопределению выпускника.
 Содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения.
4. Проводит родительские собрания. Дает консультации родителям. Привлекает родителей к оказанию помощи школе.
5. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.
6. Предпринимает необходимые меры по предупреждению опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
7. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
8. Осуществляет повышение своего профессионального мастерства, своевременно участвует в аттестации.
Цели деятельности педагогического коллектива определены в школьных документах – Уставе и программе. Цели воспитательной работы со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики внутренних межличностных отношений, структуры классного коллектива и своей педагогической позиции.
Воспитателю следует помнить, что непосредственным (т.е. видимым, реальным) результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности»  класса, что невозможно измерить из-за сложности феномена, а реальное изменение отношений в коллективе, детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к школе, к родителям. Ребята должны становиться друг к другу добрее, у «отверженного» ребенка должен появиться товарищ, слабоуспевающий должен поверить в себя и т.д.
 
Основные обязанности классного руководителя:
 
1. Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде РК, Закона РК «Об образовании», а также Устава школы.
2. Час классного руководителя (классный час) проводится один раз в неделю по расписанию.
3. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
4. Количество родительских собраний – не менее одного раза в четверть; занятия по педагогическому просвещению родителей проводятся ежемесячно.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются и согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года в соответствии с установленным графиком.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
 
Права классного руководителя:
 
Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления – педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
3. Создавать собственные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суде.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.
 
Классный руководитель не имеет права:
 
1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
2. Использовать отметку для наказания ученика или расправы над ним.
3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
 
Классный руководитель должен знать:
1. Закон РК «Об образовании»;
2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
3. Педагогику, возрастную и социальную психологию.
4. Школьную гигиену.
5. Педагогическую этику.
6. Теорию и методику воспитательной работы.
7. Основы трудового законодательства.
 
Классный руководитель должен уметь:
1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
3. Составить план работы с классом.
4. Организовать классную деятельность, провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.
5. Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
6. Организовать и провести родительское собрание.
7. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.
 
Документация и отчетность классного руководителя.
 
Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. План работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Сводный лист классных дел.
5. Протоколы родительских собраний, журнал по педагогическому просвещению родителей.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, детскими работами и т.д.
8. Журналы:
 Учетапроводимых воспитательно-профилактических мероприятий;
 Учета несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; учета неблагополучных семей;
 Регистрации инструктажа по охране труда при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
 
Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся
1. Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю
1. Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника
2. Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.
3. Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.
4. Можно предложить классным руководителям еще одно новшество, которое поможет использовать дневник в положительном смысле. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю. Это приятно и самим учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего ребенка за неделю.
5. Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для него минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.
6. Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть однотипными и стандартными. Ведь учащиеся, особенно на среднем этапе обучения, очень ревностно относятся к тому, что написал учитель в дневнике, какие слова нашел, отметить его достижения, повторил ли эти слова в другом дневнике. 
Говоря о школьном дневнике, можно предложить несколько интересных мероприятий, связанных со школьным дневником. Во многих семьях школьные дневники являются семейной реликвией. В архивах семей находятся дневники нескольких поколений. Интересным может быть классным час «Дневники истории», на который могут быть приглашены родители учащихся, дедушки и бабушки, которые расскажут о значимости дневника в школьной жизни в то время, когда они были детьми, поделятся интересными историями, связанными со школьным дневником. Интересным мероприятием в классе в рамках классной юморины может стать «Ода о дневнике». Ребята придумывают афоризмы на слово «дневник», рассказывают фантастические истории о жизни дневника у разных владельцев, сочиняют стихи- посвящения дневнику, защищают проект дневника 21 века.
Классный час
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.
По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. 
Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
 4.вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5.вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6.психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7.проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8.общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Здоровый образ жизни по средней школе №24
«Физическая культура, как средство сохранения здоровья»
К Дню Независимости Республики Казахстан
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ К ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Использование современных информационных технологий на уроках начальных классов
Профориентация в школе
Здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта
Преподавание и обучение в соответсвии с возрастными особенностями
Тренинг «Психологические знания – основа профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач»
Здоровье сберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3525 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык