Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Употребление существительных мн.ч. в Р.п.


Употребление существительных мн.ч. в Р.п.

Тема: Употребление существительных мн.ч. в Р.п.

Цель: 1.Окончание существительных мн. числа в Р.п.
           2Повторить падежи с вопросами, условное обозначение дополнения.
            3. Привить интерес к профессиональным деятельностям скоморохов.
                                      1  Орг момент
Олень пришёл  пожелать  вам: «Доброго дня».
Так давайте же ребята улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт вам всем радость общения.
 
                                       2 Опрос домашнего задания.
Стр.144 стих « Ты береги нас» (выучить наизусть).
Вопросы: Найдите в стихотворении слова, которые соответствуют толкованиям
-водный источник, текущий из земли;
-Животное с ветвистыми рогами;
-Водяные капли на траве, растениях.
Наверное догадались: «Почему к нам на урок пришёл олень?» (анимация)
Он желает вам: «Доброго дня» и принес с собой вот такое задание: Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите состав предложения, их наличие. Как называются слово, которое подчеркнуто пунктиром?
 Существительное (голос) запишите во множественном числе в родительном падеже.
Что заметили? (ответы уч-ся)
Дайте определение дополнению.
№ падеж Вопросы
       он она оно
друг стол подруга вода яблоко
1 Именительный Кто? что? друг стол подруга вода яблоко
2 Родительный Кого? Чего? друга стола подруги воды яблоки
3 Дательный Кому? Чему? другу столу подруге воде яблоке
4 Винительный Кого? что? друга стол подругу воду яблоко
5 Творительный Кем? Чем? другом столом подругой водой яблоком
6 Предложный О ком? о чем? О друге О столе подруге воде яблоке
 
                      Образование существительных в родительном падеже в ед.ч.
 
Именительный падеж
Кто? что? Родительный падеж
Кого? Чего?
        он - Где здесь телефон?
У меня есть друг в Москве. Здесь нет телефона.
У тебя нет друга в Москве. -А
-Ь У тебя есть словарь? У меня нет словаря. -Я
 
оно -О Есть письмо? Нет, сегодня нет письма. -А
-Е У нас есть приглашение на  конференцию? Нет, у нас нет приглашения. -Я
 
она -А У нас есть машина? У него нет машины. -Ы
-Я Конференция  завтра? Нет, завтра нет конференции. -И
 
Вывод: телефон –мой, письмо –моё, машина –моя.
Объявляю тему урока, показ таблицы, читают правило на стр.146. Задание: сопоставить таблицу с описанием правила и сделать вывод.      
 Вот так образуется форма родительного падежа существительных в единственном числе:
 
                     Употребление  существительных в родительном падеже во мн.ч.
падеж подруги стулья яблоки
Им. падеж подруги стулья яблоки
Р.    падеж подруг_ стульев яблок_
Д.   падеж подругам стульям яблокам
В.   падеж подруг стулья яблоки
Т.   падеж подругами стульями яблоками
П.  падеж подругах стульях яблоках
 Употребление  существительных в родительном падеже во мн.ч.
 Существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончания  -ов, -ев, -ей. Существительные в родительном падеже множественного числа часто употребляется со словами мало, много
Например:
р.п много   магазин…                                 р.п мало         улиц..  
                     Завод…                                                           площад…
                     Лес…                                                               сёл…  
           Словарный диктант. (общее задание для всей группы)                                                   
Напишите данные существительные в родительном падеже множественного числа со словами много, мало.
      Сады, огороды, поля, озера, реки, горы, фабрики, парки, дома, институты.
(самопроверка работ по готовому ответу)
Загадочная викторина (работа по группам)
Написать отгадки в родительном падеже во мн.числе со словами «много», «мало» и составить несколько предложений.
 Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
                                        Книга
Белые шарики,
Будто фонарики.
Цветёт весной
На поляне лесной
Светлый и нежный
                          Ландыш
Тепла дождался,
Под шубою снежной
Расцвёл на проталинке,
Весне улыбается,
Как  называется?
                                  подснежник 
                                    
 Литературная викторина                      Стр 145  
Первые русские актеры
Самые первые русские профессиональные актеры –скоморохи. Они вышли из народной среды, были участниками обрядов и праздничных игр. Среди скоморохов было немало певцов, которые сами сочиняли песенки, музыкантов, острословов, акробатов. Они выступали на небольших участках улиц и просторах больших площадей, среди толп народа, вовлекая публику в свою игру.
                 Были скоморохи в городах, были и в русских селах, расположенных в окружении густых лесов, прохладных вод, петляющих речушек, крутых оврагов, цветущих лугов. Популярность скоморохов на Руси была огромна.
           Но в песнях, сценках скоморохи  часто допускали нападки на власть, а потому власти стали преследовать скоморохов, а потом в 1647 году их выступления и вовсе были запрещены. Но искусство скоморохов не умерло. Во время народных праздников все равно разыгрывались представления этих замечательных артистов.
 
  2-3 читают текст, 2-3 пересказывают содержание текста.
Словарная работа по словам текста (составить предложения )
Самостоятельная работа (выписать имена существительные в р.п. мн.ч.)
Найти и показать картину с изображением Скоморохов
Вопросы
1.Кто такие скоморохи?
2.Какова роль скоморохов?
3.Можно ли встретить скоморохов в наше время?
4.Выборочное чтение  предложений, где есть существительные во мн.ч. в р.п. 
Итог: Назовите окончание существительных мн.ч. и ед.ч  Р.п
 Игра « Кто быстрей передаст мяч?» , «Удивительное колесо»,
                               познавательные  игры, орфографическое лото.
                  1скл         2 скл             3 скл
 
 
           Слова: Стадион, библиотека, площадь, дедушка, луч, дача, море, тетрадь.
 Измените данные  слова во мн.ч. и в ед.ч в родительном падеже и определите род существительных по склонениям.
                                                       Удивительное колесо
Игры познавательного значения 
                               Заполните клетки  существительными  во мн.ч. в Р.п 
к н и г и
п а р т ы
с т о л ы
к а р т ы
л а с т ы
 Олень принёс вам конверт с тестовым заданием.
Тестовый контроль
1. Имя существительное обозначает:
А) предмет
Б) признаки
В) действие предмета
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
А) какой? какое?
Б) кто? что?
В) что делать?
3. Определите существительное множественного числа родительного падежа
А) парты, стулья
Б) колхозов, деревень
В) стол, доска
4. Слова Астана, Москва относятся к именам существительным
А) собственным
Б) нарицательным
      5. Слова цветы, облака, тучи относятся к:
А) множественному числу
       Б) единственному числу
      6. Какие  окончания имеет существительное во множественном числе родительном  падеже?
       А) –ов, ев,ей
       Б) –ах,ях
     7. Какие  окончания имеет существительное в единственном числе родительном  падеже?
А) – у, ю
Б) –а,-я,- ы,-и.
На обратной стороне конверта написаны буквы, если их сложишь, то прочтёшь слово «Спасибо!».
Рефлексия: Что нового узнали за урок?
Оценивание с комментированием под музыку «Весёлые музыканты» в исполнении скоморохов.
Д/З: напишите мини-сочинение на тему «Мое впечатление об увиденном», постройте диалог по содержанию текста «Первые русские актеры», выучите правило на стр.146

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Число имен существительных
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Обстоятельство-существительное в дательном падеже
Второе склонение имён существительных
Имя существительное
Имя существительное – хлеб языка
Имя существительное
Род имён существительных
Имя прилагательное
Имя существительное
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 4485 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык