|
|
Тема: Имя существительное
Цели урока:
• повторить и закрепить усвоенные знания об имени существительном, совершенствовать навыки определения признаков имен существительных, формировать навыки правильного письма;
• Развивать умения применения знаний на практике;
• Выработать умение мыслить, вызвать чувство коллективизма, воспитание внимания, памяти, любознательности.
Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, тест.
Методы и приёмы: практический, наглядный, словесный.
Ход урока:
I. Организационный момент
Психологический настрой
Целевая установка.
II. Опрос домашнего задания.
III. Фронтальный опрос.
1.Что изучает морфология?
2.Что такое существительное?
3.Назовите признаки существительных.
4.Расскажите о роде существительных.
5.Расскажите о числе существительных.
6.Расскажите о склонении существительных.
7.Расскажите о падежах.
8.Чем обычно в предложении может быть существительное?
Ответы должны подкрепляться примерами.
IV. Побуждение интереса.
Групповая работа.
Составление и обсуждение кластера на тему «Имя существительное». Каждая группа составляет свой кластер в виде солнца.
V. Индивидуальная работа.
От данных имён существительных образуйте сначала именительный падеж множественного числа, затем родительный падеж множественного числа.
1. Малыш - … 2. Мандарин - …
Тревога - … Булочка - …
Ботинка - … Лошадь - …
Новость - … Арбуз - …
VI. Самостоятельная работа.
Спишите отрывки из текста <<Осень>>. Вставьте пропущенные буквы. Укажите число,род, склонение,падеж.Объясните,какую синтаксическую роль они выполняют в предложений.
1 группа
Проходит лет… - наступает разгар гриб…в. Красив, конечно, подосинов…к, но красив и рыж…к, особенно боров…й. В зеленой трав… он такой яркий, такой оранжевый. В ямк… у него в…дичка хрустальная, холодная, а в ней две-три хвоинк… и солнц… - величиной с горош…ну. Но когда увидишь белый гр…б, померкнет красота всех остальных гриб…в.
2 группа
В лес… уже и брусник… пошла краснеть. Словно капельк… кров…, горят ягодк… брусник… на еще зеленой л…стве. Но вот в эту зел…нь падает желтый кленовый л…ст. Другой кружится в в…здух…. Третий…
VII. Контроль знаний и умений.
Тестовые задания.
1. Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…
А) правила постановки знаков препинания;
Б) слово как часть речи и его формы;
В) правила произношения слов;
Г)состав слова и способы образования слов.
2. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…
А) признак предмета;
Б) предмет;
В) признак другого признака;
Г) действие предмета.
3. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:
А) асфальт, камень, столб, дорога;
Б) косьба, белизна, свежесть синева;
В) плавание, пловец, пловчиха, плавник;
Г) ходок, ходьба, хождение, переход.
4 . Найдите существительные общего рода:
А) рабочий, работник, больной;
Б) работяга, скорость, молодость;
В) не ряха, выскочка, плакса,
Г) терраса, шасси, регби.
5. Укажите несклоняемые существительные среднего рода:
А) мадам, леди;
Б) Сухуми, ГЭС, ГАИ;
В) шимпанзе, денди, атташе;
Г) эскимо, кашне, метро.
6. Сколько падежей в русском языке:
А) 5; В) 7; В) 8; Г) 6;
7. Определите правильный вариант склонения существительного у дедушки:
А) жен.р., 1скл., в Т.п. ед.ч.
Б) муж.р., 2скл., в П.п. ед. ч.
В) жен.р., 3скл., в Д.п. ед. ч.
Г) муж.р., 1скл., в Р.п. ед. ч.
8. Определите собирательные существительные:
А) листва, молодёжь, крестьянство;
Б) Семиречье, человек, березняк;
В) добро, книга, зло;
Г) кружка, хлопья, кнут.
9. определите склонение существительных:
А) 1-ое склонение; Б) 2-ое склонение;
В) 3-е склонение; Г) общее склонение.
10. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными:
А) путь, семя, родина;
Б) рояль, толь, бремя,
В) время, семя, путь;
Г) ворота, борона, путь.
11. Существительные, употребляемые только во множественном числе:
А) семена, рельсы, каникулы;
Б) брёвна, сани, вожжи;
В) сумерки, шахматы, духи;
Г) берёзы, грабли, обои.
12. Определите строку отвлечённых имён существительных:
А) брюки, ворота, учебник;
Б) каникулы, именины, доброта;
В) сундук, интеллект, компьютер;
Г) чашка, доска, школа.
13. Сколько склонение имеет имя существительное:
А) 2; Б)4; В) 3; Г) 5.
14. Определите существительные 2 склонения:
А) вагон, дорога, метро;
Б) кровать, квартира, мебель;
В) портрет, стена, обои;
Г) мастерство, основатель, стол.
15. Определите строку, где не пишется слитно:
А) (не) было, (не) вежа;
Б) (не) стоять, (не) ряха;
В) (не) годование, (не) уч;
Г) (не) навидеть, (не) стоять.
16. Укажите раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
А) Морфология
В) Лексика
С) Фонетика
Д) Орфография
17. Окончание - и пишется в существительном
А) в рощ…
В) на ладон…
С) в пол…
Д) по шасс…
18. Что называется склонением?
А) изменение по родам и числам
В) изменение по родам и падежам
С) изменение по падежам и числам
Д) изменение по падежам
19.Существительное мужского рода
А) год
В) вещь
С) речь
Д) облако
20. Укажите собственное имя существительное
А) город
В) планета
С) Балхаш
Д) театр
Ключ:
1б 2б 3б 4в 5г 6г 7г 8а 9а 10в 11в 12а 13б 14г 15в 16а 17в 18д 19а 20с
VIII. Взаимопроверка по ключу ответов.
IX. Домашнее задание
X. Написать эссе на тему «Имя существительное».
XI. Итоги урока
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |