|
|
Сложноподчиненное предложение
9 класс. Тема урока: Сложноподчиненное предложение
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный союз.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненного предложения.
Педагогические цели:
Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.
Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.
Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Ожидаемый результат: ученики знают, что называется сложноподчиненным предложением, составляют схему СПП, определяют тип придаточного.
этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг момент
Подготовка к освоению нового материала Стадия Вызова
Объясне ние нового материала Стадия Осмысления
Закрепление нового мате риала
Заключительный контроль
Подведение итогов урока
Стадия Рефлексии
|
Вступительное слово учителя Приветствие Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую пословицу: «Скажи мне- я забуду. Покажи мне- я запомню. Вовлеки меня- я пойму.» (китайская пословица) «Древо знаний» « Притча В.В.Вересаева рассказывает о волшебных деревьях, священном лесе. Образ дерева имеет в мировой культуре богатую символику: древо жизни, древо познания Добра и Зла, древо языков, генеалогическое древо. Перед нами тоже символическое дерево – посмотрите, какое оно безжизненное, голое. Но оно может изменить свой вид, и это зависит от каждого из нас. Правильный ответ, и на дереве появляется цветок. «Мозговой штурм» 1.Что называется сложным предложением? 2.Что называется ССП? 3.ССП с соединительными союзами? 4.ССП с противительными союзами? 5.ССП с разделительными союзами? Обратите внимание на эти предложения: 1. Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт. 2.Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля. 3. Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения. Учитель: Какие союзы вы здесь видите? Равноправны ли предложения? Можно ли назвать эти предложения сложносочиненными? Можно ли поставить точку после первого предложения и следующее предложение начать с прописной буквы? Какой можно сделать вывод?.
Учитель: Значит мы будем говорить о сложноподчиненноем предложении Кто вспомнит правило? В СПП придаточные предложения могут находиться: Подчинительные союзы не являются членами предложения, а служат только в качестве подчинительной связи. Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, которые совмещают две роли и не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений. (Таблица.Союзы) По характеру соотнесенности предложения с главным СПП делятся на две группы: 1) СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову( или словосочетанию) в главном предложении; 2) СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению в целом. В группу СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову главного предложения входят: 1) Придаточные определительные, относятся к существительному или местоимению в главном предложении. Я люблю людей, с которыми легко общаться. 2) Придаточные изъяснительные относятся к тем словам, которые требуют пояснения (к глаголу) в главном предложении. Я не знаю, что меня ждет в будущем. 3) В группу СПП, в которых придаточные предложение относится ко всему главному предложению, входят сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными; Когда заморосил дождь, он направился к дому.. Выводим алгоритм нахождения СПП
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные предложения присоединяются к главным предложениям Задание для І группы 1.Около дома в зелени завелся с...ловей, который кричит не перест...вая. 2.Становится легче, когда песню поеш... . Задание для ІІ группы 1.Я хочу, чтобы пурга и ненаст...е не закрыли небес голубых. 2.Если выт...кающий из гор ручей будет продолжать свое т...чение, то дойдет до моря. Задание для ІІІ группы. 1.С...лома была гнилая и рыхлая, так что волчица едва не пров...лилась. 2.Я прекл...няюсь перед правилами, потому что люблю порядок. Практическое задание. Устно А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваша задача - из «перепутанных» предложений надо собрать текст. (Коллективная работа) Из “перепутанных” предложений соберите текст. A.Он был человеком деловым, и дело его процветающим. B.Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”. C.Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи. D.Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь. Выберите вариант ответа: А) А, B, C, D B) C, D, А, B (правильный ответ) C) B, C, А, D D) А, D, B, C Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске)
Для І группы 1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать. 2.Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным. 3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику. 4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. Для ІІ группы 5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце. 6. Комната, в которую мы вошли, была обставлена по-казахски. 7.Вдруг ему показалось, что что-то барахтается у самого берега. 8.Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. Для ІІІ группы. 9. Любовь к труду необходима, чтобы построить свободную счастливую жизнь. 10.Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно. 11.Солист пел так, что все слушали затаив дыхание. 12.Книги, которые рассказываеют об искусстве, быстро раскупаются. Работа у доски. Переписываем в тетради. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений A) В местностях где процветали искусства рождались и самые прекрасные люди. B) Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум который определяет культуру человека. C) Когда на душе спокойно жизнь становится прекрасной А) Дорогу размыло дождем так что по краям образовались рытвины. В) Экспедиция отправится в Арктику завтра если будет летная погода. С) Аркадий Николаевич любил чтобы у него елка выходила на славу Рефлексия. За каждый правильный ответ ученики приклеили на дереве лепесток. К концу урока дерево расцвело. Оценка знаний учащихся Домащнее задание. |
Ученики готовятся к уроку
23
отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся находят сложноподчиненное предложение, составляют алгоритм нахождения сложноподчиненного предложения
сначала индивидуально, потом в парах
неравноправные части:главная и придаточная СПП состоит из простых предложений, связанных синтаксической связью. Простое предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется главным. Теперь определим место придаточного
Придаточн. в СПП может стоять впереди, в середине и после главного предложения
[людей], (с которыми )
( знаю ), [ что ]
( ), [ ].
1.Вид придаточного 2.На какой вопрос отвечает? 3.К чему прикрепляется в главном? 4.Средства связи 5.Есть ли указательные слова? 6.Позиция по отношению к главному? 7.Схема предложения
[ ] , ( когда).
[ ] , ( где).
( Если), [ ] .
( Чтобы), [ ].
[ ], (хотя).
[ , ( в которую), ].
[ ], ( что).
(Когда), [ ],
[ ], (чтобы).
(Пока), [ ].
[ так ], (что)
[ , ( которые), ].
[ , ( где ), ].
[ ] , ( который). 28
( Когда), [ ].
[ так ], (что).
[ ], если).
[ ], (чтобы).
|
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |