|
|
Бессоюзное сложное предложение.
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:
Образовательные:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
Развивающие:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП
Приветствие
а) Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о СП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Доброе утро!
Давайте пожелаем друг-другу удачу
Перед тем, как начать урок, я хочу прочитать отрывок из «Песни о Соколе» А.М.Горького?
Пусть станет невозможное - возможным!
Пусть станет ближе всё, что далеко!
И пусть всё то, что кажется так сложно,
решается красиво и легко!
Какие качества в человеке должны быть, для того, чтобы он достиг цели: настойчивость, ответственность, честность
целеустремленность, трудолюбие, жизнерадостность.
Поделить учеников на группы:
«Цель», «Удача», «Радость»
У нас на уроке гости, а казахи гостепреимный народ. Для гостей мы готовим дастархан. И сегодня мы тоже приготовили дастархан.
Но гостепреимство будет зависеть от вас. Блюда казахской кухни, это ваши ответы.
За правильные ответы І группы на дастархане появятся мясные блюда, за правильные ответы ІІ группы на дастархане появятся мучные изделия, за правильные ответы ІІІ группы, на дастархане появятся молочные напитки.
Сегодня мы вспомним все о сложном предложении.
«Мозговой штурм»
1.Что называется сложным предложением?
2.Что называется сложносочиненным предложением?
3.Что называется сложноподчиненным предложением?
Определите вид сложного предложения
1.Восток чуть порозовел, но звезды ещё сверкали ярко.
2.Как только солнце скрылось за горизонт, сразу подул резкий холодный ветер.
3.Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик.
4.Всё в доме писателя сохранилось так, как было при его жизни.
5.То ветер подует и тронет верхушки деревьев, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6.Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным.
Вот у нас появились первые блюда
Что называется сложным бессоюзным предложением?
Смысловые отношения в СБП
Со значением последовательности, пояснения, со значением дополнения, со значением причины, со значением условия, со значением следствия, со значением времени, со значением сопоставления
Знаки препинания в БСП
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).
[ ] ; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)
2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)
3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)
4. Тире ставится:
1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )
2) [ ] — [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ ] — [результат, вывод]. (так что, поэтому)
4) [время] — [ ]. (когда)
5) [условие] — [ ]. (если)
Задание. Группа «Цель »
Построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП
А) Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.
В) Служить бы рад – прислуживаться тошно.
С) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
Задание. Группа «Удача »
Построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП
А)За всё браться – ничего не сделать.
В) Я понимал: выручить нас может только случайность.
С) Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
Задание. Группа «Радость»
Построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП
А) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
В)Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.
С) Печален я: со мной друга нет.
Разминка.
– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)
Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека.
Но на первое место мы ставим доброту.
– А вот почему на первое место мы ставим доброту?
Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.
На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)
– У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даете ответ «да» или «нет» (показ на экране):
Любовь, уверенность, дружба, защищенность, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т.д.
– Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?)
– Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да)
– Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да)
Стихи о доброте
Группа «Цель». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Весь день простояли на месте, потому что сушили имущество и отдыхали.
В. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
С. Если гуси высоко летят, то воды будет много.
Группа «Удача». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
В. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
С. Когда настанет утро, двинемся в путь.
Группа «Радость». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания
А. Пробовал бежать, но ноги от страха не двигались.
В. Тихо пахать не годится, потому что вместо хлеба трава уродится.
С. Я сразу понял, что петух был где-то здесь.
Подведение итогов урока. Выполнение тестовых заданий
1 вариант 1-в, 2-а, 3-д, 4-е, 5- д, 6-в.
2 вариант 1-д, 2-с, 3-с, 4-с, 5-е, 6-д
3 вариант 1-с, 2-с, 3-в, 4-с, 5-в, 6-а
Выводы. Какие знаки препинания ставятся в БСП и когда?
Знаки препинания в БСП
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).
[ ] ; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)
2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)
3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)
4. Тире ставится:
1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )
2) [ ] — [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ ] — [результат, вывод]. (так что, поэтому)
4) [время] — [ ]. (когда)
5) [условие] — [ ]. (если)
Один человек всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Бывало, кто-то из людей задавал ему по этому поводу различные вопросы:
- Почему вы никогда не грустите? Как вам удается всегда быть радостным?
В чем секрет вашего счастья?
На что человек обычно отвечал:
- Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же МОЙ выбор, МОЯ жизнь! И ведь я делаю этот выбор – каждый день, каждый час, каждую минуту. И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя:
- Ну, что я выберу сегодня: печаль или радость? И всегда получается так, что я выбираю радость
Рефлексия.
Что я узнал?
Подведение итогов урока.
Оценка знаний учащихся.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |