Тема: Проблемы востребованости молодого специалиста.
Муратова А.А.
Учреждение Образования «Авиценна»медицинский колледж
Когда говорят о молодежи, в каком-то смысле говорят о будущем страны и о ее
будущих лидерах. Молодежь во всем мире считается особой социальной категорией,
стратегическим ресурсом, от которого зависит каким будет завтра той или иной страны.
Однако этот ресурс требует к себе особого подхода. И для того чтобы будущие лидеры принесли пользу своей стране, нужно вовремя задействовать их силы. О том какое завтра ждет Казахстан, сумеет ли нынешняя молодежь стать хорошими «строителями» своего государства, как сегодня решаются существующие проблемы молодежи – об этом и многом наш разговор
Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Казахстан
и механизм их решения.
Молодежь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле, молодежь – социально – демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
В Казахстане к молодежи относятся люди в возросте от 18 до 29лет. Молодежь
составляет около 30% населения страны и являются важным звеном общества.
В соответствий с этим мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально. Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи являются стратегическими приоритет государственной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально – ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально – ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания наций, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократий нашей страны.
Важной частью жизни каждого казахстанца в возрасте от 18 до 29 лет является вопрос трудоустройства. Молодой человек, в силу своего возраста, не обладает каким-либо опытом в той или иной сфере, однако обладает огромным инновационным и творческим потенциалом, желанием и возможностью плодотворно работать. Проблеме трудоустройства молодежи в Республике Казахстан состоит в следующем:
во-первых: молодые люди, поступая в любое учебное заведение на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончаний обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности.
во-вторых: несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому предаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.
Зачастую теоретический знания, полученные в процессе обучения выпускников учебных заведений не совсем соответствует требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях. Таким образом,
приобретаемая студентом квалификация не отвечает требованиям реального времени. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников - либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность.
Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого
выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А
если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста.
Следует отметить, что в республике отсутствует служба, координирующая работу
по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном
самоопределении с учетом потребностей экономики страны.
Как известно, молодежь нацелена на быстрый карьерный рост и рассматривает
работу в качестве «социального лифта». Работодатель же не всегда имеет желание траты дополнительных расходов на «дообучение» молодых кадров. Кроме того, для выпускника - устроившегося на работу по специальности не предусмотрено никаких социальных льгот, в первую очередь, в сфере получения жилья.
По инициативе Президента РК Н.Назарбаева в 2009 году был создан Национальный
Совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров
при правительстве РК. В 2009 году предоставлено более 48 тысяч рабочих мест для прохождения производственной практики.
В 2009 году зачислены в резерв 312 кандидата из 1000 претендентов, которые уже прошли обучения и стажировку. По словам исполнительного секретаря МК «Жас Отан» Н.Утешева после всех этапов отбора количество претендентов к зачислению кадрового
Резерва составит 300 человек. Из 300 претендентов 70 резервистов, успешно прошедших
все этапы конкурса и имеющих наиболее высокий рейтинг, зачисляются в кадровый
резерв республиканского уровня. Оставшиеся 230 претендентов зачисляются в резерв регионального уровня.
В данный момент существует еще одна проблема - нежелание работать в сельской местности. У молодежи такая проблема возникает в основном по двум причинам: из-за отсутствия достойной высокооплачиваемой работы и современной инфраструктуры. Эти проблемы без помощи государства молодежи решить невозможно. Нужны господдержки, и реальные действия местных исполнительных органов. В частности, при корректировке районных бюджетов акимы должны предусмотреть дополнительные средства и для обучения наиболее способной молодежи тем профессиям, которые наиболее востребованы на селе. А также необходимо изыскать в бюджетах районов дополнительные средства и использовать другие механизмы для предоставления льготного жилья молодым специалистам, оказания помощи в приобретения скота, земельных участков, при необходимости- обеспечить их детей местами в дошкольных учреждениях.
Таким образом, из реализуемых на сегодняшний день проектов в республике, в
сфере реального трудоустройства выпускников учебных заведений наиболее существенный вклад, судя по итогам 2009 года, внес проект или акция «С дипломом в село», по результатом которой было трудоустроено 6 582 специалиста. Как видно из анализа деятельности остальных проектов, они не имели эффективных результатов в сфере комплексного
трудоустройства выпускников учебных заведений. На втором месте по количеству трудоустроенных молодых специалистов – проект «Молодежная практика». Хотелось бы отметить, что большая часть проектов начала свою реализацию лишь с 2009 года и
следует полагать, что именно с этим может быть связана их низкая результативность.
Лучше всего было бы совместить учебу с практикой, организованной каким-либо
ресурсным центром, главной задачей которого являлась бы координация будущих специалистов на последних курсах, организация их практики, обеспечение рабочим местом после окончания учебного заведения. В функций такого центра могло бы входить создание баз данных имеющихся вакансий различных учреждениях по различным специальностям. Создание баз данных и координация имеющихся вакансий и вакансий на перспективу в одном центре исключило бы такой порок нашего общества, как коррупция. Позволило бы координировать трудоустройство по специальности, и не допускать хаотичное трудоустройство молодых специалистов «куда придется». Исключило бы затраты со стороны студентов на получение второго высшего образования или переобучения, а так же способствовало бы тому, что денежные средства, затраченные на госзаказ со стороны государства не ушли бы в пустую, а по назначению. Реальное трудоустройство молодых специалистов по специальности позволило бы скорректировать коньюнктуру рынка труда. Наконец, это своего рода социальное ответственность бизнеса. Такой проект пока можно было бы создать на базе г. Алматы, как города, с большой концентрацией студентов и реальных рабочих мест, как пилотный. Далее, если проект оправдывает ожидание, то можно было бы и создать сеть таких центров по республике в Астане, а также по мере необходимости городах областного значения. Реализация такого проекта способствовала бы становлению в республике по настоящему конкурентоспособной молодежи – залога процветания наций.
Молодежь Казахстана назвала свои основные проблемы:
В сентябре-октябре 2011 года сеть комитетов «Молодежные банки идей», курируемые Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), провели исследование проблем молодежи в своих городах: Костанае, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске.
Из результатов исследования видно, что молодым людям нечем заполнить досуг, они испытывают трудности в поиске работы и даже не оплачиваемой практике, из чего, вероятно, исходит проблема зависимости от алкоголя, никотина и наркотиков.
Также были отмечены и специфические особенности по городам: в Таразе отметили отсутствие интереса у молодежи к саморазвитию (93 %), в Уральске – проблемы культурных, этнических норм поведе6ния молодых людей (54 %), в Костаная – дорогой проезд и низкая стипендия у студентов (45 а в Усть - Каменогорске проблемы экологии (15 %).
В Усть- Каменогорске ( 55%) и Костаная (28 – главным решением проблем молодежь выдвинула предложение «наладить организацию практики и трудоустройства для молодежи», в Уральске (41 и Таразе (58 – «пробудить желание молодежи к саморазвитию». Однако по общим результатам в 4 – х городах самым популярным предложением является «организация досуга». (42
Нами был проведен социологический опрос населения города Семей по данной теме, по итогам данного опроса были выявлены проблемы трудоустройства молодежи это:
- отсутствие стажа работы,
- образование,
- низкая заработная плата.
Таким образом для решения проблем необходимо, во-первых, сделать учебные заведения научной базой для инновационных технологий; во – вторых, сблизить теорию и практику, когда производственные компании становятся соучредителями учебных заведений и тем самым получают возможность использовать научные лаборатории и научный потенциал. А с другой стороны, у работодателя появляется возможность с начальных курсов задействовать талантливую молодежь, которая в последствии будет занимать ключевые посты в этих компаниях.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Статьи / Баяндама |
Көрсетілім: 1860 |
|
|
|
Проблемы востребованности молодого специалиста
Муратова А.А.
Учреждение Образования «Авиценна»медицинский колледж
Когда говорят о молодежи, в каком-то смысле говорят о будущем страны и о ее
будущих лидерах. Молодежь во всем мире считается особой социальной категорией,
стратегическим ресурсом, от которого зависит каким будет завтра той или иной страны.
Однако этот ресурс требует к себе особого подхода. И для того чтобы будущие лидеры принесли пользу своей стране, нужно вовремя задействовать их силы. О том какое завтра ждет Казахстан, сумеет ли нынешняя молодежь стать хорошими «строителями» своего государства, как сегодня решаются существующие проблемы молодежи – об этом и многом наш разговор
Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Казахстан
и механизм их решения.
Молодежь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле, молодежь – социально – демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
В Казахстане к молодежи относятся люди в возросте от 18 до 29лет. Молодежь
составляет около 30% населения страны и являются важным звеном общества.
В соответствий с этим мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально. Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи являются стратегическими приоритет государственной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально – ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально – ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания наций, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократий нашей страны.
Важной частью жизни каждого казахстанца в возрасте от 18 до 29 лет является вопрос трудоустройства. Молодой человек, в силу своего возраста, не обладает каким-либо опытом в той или иной сфере, однако обладает огромным инновационным и творческим потенциалом, желанием и возможностью плодотворно работать. Проблеме трудоустройства молодежи в Республике Казахстан состоит в следующем:
во-первых: молодые люди, поступая в любое учебное заведение на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончаний обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности.
во-вторых: несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому предаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.
Зачастую теоретический знания, полученные в процессе обучения выпускников учебных заведений не совсем соответствует требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях. Таким образом,
приобретаемая студентом квалификация не отвечает требованиям реального времени. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников - либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность.
Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого
выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А
если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста.
Следует отметить, что в республике отсутствует служба, координирующая работу
по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном
самоопределении с учетом потребностей экономики страны.
Как известно, молодежь нацелена на быстрый карьерный рост и рассматривает
работу в качестве «социального лифта». Работодатель же не всегда имеет желание траты дополнительных расходов на «дообучение» молодых кадров. Кроме того, для выпускника - устроившегося на работу по специальности не предусмотрено никаких социальных льгот, в первую очередь, в сфере получения жилья.
По инициативе Президента РК Н.Назарбаева в 2009 году был создан Национальный
Совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров
при правительстве РК. В 2009 году предоставлено более 48 тысяч рабочих мест для прохождения производственной практики.
В 2009 году зачислены в резерв 312 кандидата из 1000 претендентов, которые уже прошли обучения и стажировку. По словам исполнительного секретаря МК «Жас Отан» Н.Утешева после всех этапов отбора количество претендентов к зачислению кадрового
Резерва составит 300 человек. Из 300 претендентов 70 резервистов, успешно прошедших
все этапы конкурса и имеющих наиболее высокий рейтинг, зачисляются в кадровый
резерв республиканского уровня. Оставшиеся 230 претендентов зачисляются в резерв регионального уровня.
В данный момент существует еще одна проблема - нежелание работать в сельской местности. У молодежи такая проблема возникает в основном по двум причинам: из-за отсутствия достойной высокооплачиваемой работы и современной инфраструктуры. Эти проблемы без помощи государства молодежи решить невозможно. Нужны господдержки, и реальные действия местных исполнительных органов. В частности, при корректировке районных бюджетов акимы должны предусмотреть дополнительные средства и для обучения наиболее способной молодежи тем профессиям, которые наиболее востребованы на селе. А также необходимо изыскать в бюджетах районов дополнительные средства и использовать другие механизмы для предоставления льготного жилья молодым специалистам, оказания помощи в приобретения скота, земельных участков, при необходимости- обеспечить их детей местами в дошкольных учреждениях.
Таким образом, из реализуемых на сегодняшний день проектов в республике, в
сфере реального трудоустройства выпускников учебных заведений наиболее существенный вклад, судя по итогам 2009 года, внес проект или акция «С дипломом в село», по результатом которой было трудоустроено 6 582 специалиста. Как видно из анализа деятельности остальных проектов, они не имели эффективных результатов в сфере комплексного
трудоустройства выпускников учебных заведений. На втором месте по количеству трудоустроенных молодых специалистов – проект «Молодежная практика». Хотелось бы отметить, что большая часть проектов начала свою реализацию лишь с 2009 года и
следует полагать, что именно с этим может быть связана их низкая результативность.
Лучше всего было бы совместить учебу с практикой, организованной каким-либо
ресурсным центром, главной задачей которого являлась бы координация будущих специалистов на последних курсах, организация их практики, обеспечение рабочим местом после окончания учебного заведения. В функций такого центра могло бы входить создание баз данных имеющихся вакансий различных учреждениях по различным специальностям. Создание баз данных и координация имеющихся вакансий и вакансий на перспективу в одном центре исключило бы такой порок нашего общества, как коррупция. Позволило бы координировать трудоустройство по специальности, и не допускать хаотичное трудоустройство молодых специалистов «куда придется». Исключило бы затраты со стороны студентов на получение второго высшего образования или переобучения, а так же способствовало бы тому, что денежные средства, затраченные на госзаказ со стороны государства не ушли бы в пустую, а по назначению. Реальное трудоустройство молодых специалистов по специальности позволило бы скорректировать коньюнктуру рынка труда. Наконец, это своего рода социальное ответственность бизнеса. Такой проект пока можно было бы создать на базе г. Алматы, как города, с большой концентрацией студентов и реальных рабочих мест, как пилотный. Далее, если проект оправдывает ожидание, то можно было бы и создать сеть таких центров по республике в Астане, а также по мере необходимости городах областного значения. Реализация такого проекта способствовала бы становлению в республике по настоящему конкурентоспособной молодежи – залога процветания наций.
Молодежь Казахстана назвала свои основные проблемы:
В сентябре-октябре 2011 года сеть комитетов «Молодежные банки идей», курируемые Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), провели исследование проблем молодежи в своих городах: Костанае, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске.
Из результатов исследования видно, что молодым людям нечем заполнить досуг, они испытывают трудности в поиске работы и даже не оплачиваемой практике, из чего, вероятно, исходит проблема зависимости от алкоголя, никотина и наркотиков.
Также были отмечены и специфические особенности по городам: в Таразе отметили отсутствие интереса у молодежи к саморазвитию (93 %), в Уральске – проблемы культурных, этнических норм поведе6ния молодых людей (54 %), в Костаная – дорогой проезд и низкая стипендия у студентов (45 а в Усть - Каменогорске проблемы экологии (15 %).
В Усть- Каменогорске ( 55%) и Костаная (28 – главным решением проблем молодежь выдвинула предложение «наладить организацию практики и трудоустройства для молодежи», в Уральске (41 и Таразе (58 – «пробудить желание молодежи к саморазвитию». Однако по общим результатам в 4 – х городах самым популярным предложением является «организация досуга». (42
Нами был проведен социологический опрос населения города Семей по данной теме, по итогам данного опроса были выявлены проблемы трудоустройства молодежи это:
- отсутствие стажа работы,
- образование,
- низкая заработная плата.
Таким образом для решения проблем необходимо, во-первых, сделать учебные заведения научной базой для инновационных технологий; во – вторых, сблизить теорию и практику, когда производственные компании становятся соучредителями учебных заведений и тем самым получают возможность использовать научные лаборатории и научный потенциал. А с другой стороны, у работодателя появляется возможность с начальных курсов задействовать талантливую молодежь, которая в последствии будет занимать ключевые посты в этих компаниях.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Ұстаздарға |
Ата-аналарға |
Біздің мектеп |
Баяндама |
Эссе |
Оқушыларға |
Конкурс ең үздік шығарма Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз |