Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Строение и значение опорно-двигательной системы человека


Строение и значение опорно-двигательной системы человека

Тема урока: Строение и значение опорно-двигательной системы человека

Цель урока: Формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы.

Задачи урока:

1.Образовательные: 

 Изучить основные отделы скелета человека.

Сформировать  новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях опорно-двигательной системы;

2.Развивающие:

Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты;

Совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала.

Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.

Продолжить развивать навыки работы с ПК.

3.Воспитательные:

Создание на уроке доброжелательного  отношения между учащимися, атмосферу творческого поиска, формирование положительной мотивации в исследовательской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Научиться следить за своей осанкой, корректировать её состояние.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, слайд-презентация «Строение и значение опорно-двигательной системы», флипчарт «Опорно-двигательная система»(формат Актив-студио), видео «Строение опорно-двигательной системы человека», раздаточный материал (карточки с заданиями), «Прозрачный журнал учащихся», разно-уровневые задания по теме «Строение опорно-двигательной системы», модель скелета человека, модель черепа человека.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Педагогические технологии:  ПТТМСО Ж.А.Караева (педагогическая технология трехмерной методической системы обучения), ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии, элементы критического мышления.

Методы урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, демонстрационный.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями.

Основное содержание урока:

1.     Значение ОДС.

2.     Система скелета - составная часть  опоры, функции скелета.

3.     Основные отделы скелета: скелет головы (черепа), скелет туловища, скелет поясов конечностей, собственно конечности.

4.     Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

5.     Скелет как механическая система.

Целеполагание для учителя:

Цель: Создать на уроке условия для формирования стойкого представления об ОДС как механической системе.

Задачи:

1.)   Сформировать представления о роли  ОДС  в прямохождении и её особенностях в связи с этим.

2.)  Создать условия для успешной творческой самостоятельной работы и осмысления информации.

Продолжить формирование представления о здоровьесбергающей роли ОДС.

Целеполагание для учащихся:

1.     Выявить значение Опорно-двигательной системы (ОДС) , познакомиться с особенностями строения скелета, связанными с трудовой деятельностью и прямохождением.

2.     Изучить особенности строения отделов скелета и выполняемыми ими функциями, определить ОДС как механическую систему.

Уметь показывать отделы скелета и их составляющие на таблицах, иллюстративном материале и пояснять механизм действия ОДС.

Основные  понятия: опорно-двигательный аппарат, осевой скелет, скелет, пояса конечностей, мозговой отдел, лицевой отдел, грудная  клетка,  позвоночник, позвонки, череп, пояс конечностей, таз, копчик, фаланги, лордоз, кифоз.

Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о строении и значении опорно-двигательной системы человека; актуализи-руются качества бережного  отношения  к своему здоровью; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание, развитие способностей владения ПК.

Ход урока:

  1. Орг. момент, приветствие(1 мин).

Установка на работу во время урока по группам (сформированным заранее). Класс делится заранее на 4 группы, каждая группа выбирают командира, информатора.

Учитель: Здравствуйте ребята. Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте своё тело, скажите ему мысленно «Спасибо, за то, что дает вам возможность активно  прожить ещё один день жизни». Садитесь.

  1. Актуализация  знаний (2 мин). Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).

 Вступительное слово учителя: На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как  вы уже  догадались, разговор пойдёт  о скелете, а именно строении и значении опорно-двигательной системы человека.
“Движение – это жизнь”, -  как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот  проблемный вопрос мы ответим в конце урока. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово Опорно-двигательная система?(учащиеся называют свои ассоциации, связанные с данным словом, учитель записывает на интерактивной доске в формате Актив-студио, флипчарт «Опорно-двигательная система», стр.2).

  1. Изучение нового материала.(15 мин)

Учитель: Что такое опорно-двигательная система? Каково значение этой системы?

Опорно-двигательная система человека состоит из двух отделов: пассивной части и активной части (слайд). Основу пассивной части составляет скелет, а активная часть представлена мышцами. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением скелета человека.

-Что же такое  скелет?  Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих  опорой тела  или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше).  Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным.  Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Будучи твердым остовом, скелет выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная(слайд): он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями - хрящами, связками, сухожилиями - дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. Также скелет выполняет кроветворную функцию, красный костный мозг – источник клеток крови. Обменная функция заключается в том, что кости – источник Ca, F и других минеральных веществ. Но опорно-двига-тельная система не функционировала , если бы не ее активная часть.(слайд)

  Скелет человека состоит из 4 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет и пояс верхних конечностей и скелет и пояс нижних конечностей. (просмотр видео «Строение опорно-двигательной системы человека»). Каждая из этих отделов имеет определенное строение и выполняемые функции.

 Сейчас каждая группа самостоятельно изучит строение каждого отдела опорно-двигательной системы, для этого получает набор раздаточного материала, задания которые должны выполнить в течение 5 минут(раздаточный материал: карточки-задания, карточки с опорной таблицей, рисунки отделов скелета). Каждый работает с опорной схемой, текстом учебника и заполняет карточку –задание, используя модели опорно-двигательной системы. Ответы по карточке -заданию обсуждаются в группе  и один от группы выходит к доске даёт ответ(после каждого ответа учащихся оценивание производится в «Прозрачном журнале»).

Алгоритм работы в группе.

1.     Познакомьтесь с материалами, предоставленными вам учителем ( текст учебника, раздаточный материал, карточки задания), затем спланируйте свою работу.

2.     Распределите задания внутри группы.

3.     Выполните каждый своё задание.

4.     Обсудите результаты своей работы и работы группы в целом

5.     Решите,  как будет подводиться итог работы группы перед всем классом.

  1. Групповая работа учащихся (5 мин). Приложение1-4.

Группа №1.

Ø Изучите особенности строения черепа человека.  (Учебник с.78.,)

Ø Из каких отделов состоит скелет головы? Какие кости образуют каждый отдел, в чем их особенность? Укажите парные и непарные кости черепа, данные занесите в таблицу (Работа с муляжом черепа, рисунок учебника, рис.52 на стр.78).

Ø Укажите на рисунке что обозначено цифрами 1-10. (Работа с рисунком текста, рис.52).

Ø Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью?

Группа №2.

Ø Изучите скелет туловища, укажите (материал учебника c.76-79)

Ø Найдите отделы позвоночника, данные занесите в таблицу:

      а. Что включает скелет туловища?

б. Отделы позвоночника, количество позвонков, особенности позвоночника (укажите на рисунке);

в. Какими костями образована грудная клетка? Что указано на рисунке цифрами 1-4? (Работа с муляжом скелета, рис.54на с.80). 

Группа №3.

Ø Изучить особенности строения пояса верхней конечности. (работа с материалом учебника c.79)

Ø Из каких отделов и костей состоит свободная верхняя конечность, указать на рисунке. (Работа с рис.56, раздаточной карточкой).

Группа №4.

Ø Изучить строение пояса нижних конечностей. (работа с материалом учебника c.81)

Ø Из каких отделов и костей состоит свободная нижняя конечность, указать на рисунке. (Работа с рис.57, раздаточной карточкой).

Ø Выявить особенности строения таза и свободной нижней конечности  человека, их отличие от животных.

  1. Корректирующая работа учащихся(8 мин).

Учитель: От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе ( при ответах учащихся на вопросы заданий используются  материалы  слайд-презентаций, модель скелета человека, модель черепа человека

  1. Физкультминутка.(слайд ).

Перед тем как продолжить дальше нашу в вами работу, несколько минут для расслабления и снятия напряжения. Тем более сегодняшний материал как нельзя кстати.

  1. Закрепление нового материала (15-17 мин).
  2. Первичное закрепление изученного материала.

4.1.1. «Определите….» - фронтальный опрос(1-2 мин), (слайд  ).

1. Скелет человека образован около 200 костями.

2. Скелет человека относится к пассивной части опорно-двигательной системы.

3. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

4. Подвижной костью лицевого отдела является – нижнечелюстная.

5. Позвоночник человека состоит из – шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.

6. Шейный отдел включает 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый отдел состоит из 4-5 позвонков.

7. Грудная клетка человека образована 12 парами ребер, 10 из которых срастаются, образуя грудину, а 2 пары-свободные.

8. Пояс верхних конечностей составляют –лопатка, ключица.

9. Скелет верхних конечностей состоит из  отделов: плечо, предплечье и кисть.

10. Скелет нижних конечностей составляют кости- бедро, большая и малая берцовые кости, предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.

4.1.2. «Посещение виртуальной лаборатории»(флипчарт «Опорно-двигательная система человека», стр.3-6), (2 мин).

Собрать:

А.скелет головы;

Б.скелет позвоночника и грудной клетки;

В.скелет и пояс верхней конечности;

Г.скелет и пояс нижней конечности.

   4.2.       Вторичное  закрепление изученного материала (12 мин).

Работа с разноуровневыми заданиями (каждый учащийся получает карточку разноуровневых заданий по теме).

Учитель. Ребята, вам предлагается работа с  разноуровневыми заданиями по изученной теме (приложение 5). (Во время работы учитель контролирует правильность выполнения заданий каждого уровня сложности. Оценивание каждого уровня осуществляется  в «Прозрачном журнале»)

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Оценить работу участников группы вы можете  по «Прозрачному журналу». Рефлексия (1 минута). каждый учащийся получает карточку, где предлагается вычеркнуть лишнее(приложение6):

Вопрос

Утверждение

Утверждение

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

не устал

устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен ,

полезен

интересен

легким

не понятен бесполезен

скучен

трудным

  1. Задание на дом (1 мин): §21 стр.76-82. табл. на стр. 82.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности дождевого червя
Класс Земноводные. Лабораторная работа на тему Внешнее строение лягушки и её скелет
Внешнее строение лягушки и ее скелет
Особенности внешнего строения земноводных, связанных с выходом на сушу
Особенности удвоения молекулы ДНК
Опорно-двигательная система человека
Витамины
Змеи: ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи, действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая пом
Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни
Способы решения систем уравнений
Бөлім: Уроки / Биология | Көрсетілім: 5308 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык