|
|
Имя существительное
Цель:
- проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять данные знания на практике;
- активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, используя элементы соревнования, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, листки для индивидуальной работы, лепестки цветов из бумаги, клей, медаль «Знаток имени существительного». (6 шт.)
Описание работы: класс делится на 3 группы по 6 человек. После выполнения, работы передают в жюри. В жюри учителя начальных классов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, мы заканчиваем путешествие по большой стране Морфологии «Имя существительное». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме.
Урок наш не совсем обычный. Мы проведём соревнование на звание «Знатоки имени существительного». В каждой команде капитан, который будет организовывать работу своей группы.
Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе. Девиз нашей работы «Один за всех и все за одного».
Ну, что готовы к преодолению трудностей? Улыбнитесь друг другу и за работу!
II. Конкурсная часть.
Конкурс «Теоретики».
(Капитан каждой команды получает карточку с заданием).
1-я команда:
- Что такое имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имен существительных.
- Сколько склонений в русском языке. Приведите примеры.
- Как определить падеж имён существительных?
2-я команда:
- Что такое склонение имён существительных?
- Изменение по падежам это словообразование или словоизменение? Докажите.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какими членами предложения могут быть имена существительные?
3-я команда:
- Назвать непостоянные признаки имени существительного.
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Как определить склонение у имени существительного?
- Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?
(Команды обсуждают ответы на вопросы, затем представители команд отвечают)
Конкурс «Кто больше?»
Вывешивается плакат со словом «игрушка».
Из букв данного слова составить как можно больше имён существительных.
Конкурс «Сказочный язык»
Стихотворение написано на сказочном языке. Найти и подчеркнуть существительные.
Карточка 2.
Варкалось. Хливкиеигорьки
Пырялись на наве:
И хрюкотализелюки,
Как мумзики в мове!
По каким признакам определили имена существительные? Докажите.
Конкурс «Найди своё слово».
Ребята, перед вами карточка, в которой записано слово. Образуйте от данного слова три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонений. Разберите слова по составу.
Карточка 3.
- 1-я команда – старый
- 2-я команда – хитрый
- 3-я команда – бедный
«Минутка отдыха».
Инсценирование стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь
падежи?
Давным-давно все щкольники
Их знают на зубок
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена:
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит,
– Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный ,
Грубительный, Ленительный,
И, наконец, Простительный!
Конкурс «Не ошибись».
В стихотворении определить падежи всех имён существительных.
Карточка 4.
Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк».
Он обдумал это дело.
План Володи был не плох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох. (А. Барто)
Конкурс «Четвёртое лишнее»
В каждом ряде слов, найти лишнее. Объяснить свой выбор.
Карточка 5.
- 1-я команда – платья, юбки, шорты, сарафаны.
- 2-я команда – щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки.
- 3-я команда – арбуз, клюква, дыня, слива.
Конкурс «Род имён существительных»
Подчеркнуть в тексте имена существительные общего рода.
Карточка 6
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Конкурс капитанов
На доске записаны существительные с пропущенными безударными окончаниями. Кто быстрее и вернее вставит букву.
- По линейк_
- По скатерт_
- На олен_
- У тетрад_
- На лодк_
- В радост_
- В театр_
- С черёмух_
Победившему капитану задаётся хитрый вопрос: как правильно сказать
У рыб нет зуб,
У рыб нет зубов,
У рыбей нет зубей?
Минутка отдыха
Прослушайте стихотворение А. Хайта, которое вам прочитают ребята и ответьте на вопрос. О каких существительных идёт речь в стихотворении?
(3 ученика выходят к доске)
Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинахкенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
Как называются сушествительные, о которых рассказывается в стихотворении? Правильно ли употреблены несклоняемые существительные?
Задание: Записать несклоняемые имена существительные, встретившиеся в данном стихотворении.
Конкурс «Исследователи»
Выдаются карточки. На них записаны три существительных. Одно в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём определённой закономерность и исследовать его как часть речи.
Карточка 7
1-я команда:
- Букварь (арба) бар
- Мысль ( ) еда
2-я команда:
- Охота (хобот) ботва
- Умелец ( ) тельняшка
3-я команда:
- Актёр (кулак) кулон
- Катер ( ) бульвар
Конкурс «Творческий»
Сочинить стишок, в котором есть такие имена существительные:
Слон – вагон – рулон – картон
Дети зачитывают стихи.
III. Рефлексия
Ребята, наш урок подходит к концу. У вас в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Сейчас каждая команда создаст свой цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали в своей группе, понравилось ли работать командой. Лепестки теплых тонов передают радостное настроение, а холодных – грустное.
Дети создают в своих командах « цветы настроения».
IV. Итог урока.
Жюри подводит итоги, награждает медалями команду победительницу.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |