Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / История |
Көрсетілім: 7302 |
|
|
|
Восстание под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы
Урок Восстание под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы
Цели урока:
-раскрыть причины и события, связанные с ходом восстания под предводительством И.Тайманулы и М.Утемисулы;
-развивать умения школьников работать с картой, делать выводы и обобщать материал
Форма урока : урок-интерактивная сессия
Методы урока: составления кластера, интервью с историческим героем, лекция со стопами
Оборудование: Физическая карта Казахстана, портреты И.Тайманова и М.Утемисова
Календарь событий:
1836-1838гг. – восстание казахов Букеевского ханства под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы
Мотивация познавательной деятельности:
Составление кластера «Причины восстания казахских шаруа 1836-1838гг».
Повод: Отказ Исастя Тайманова явиться в Ханскую ставку по вызову Жангира. (В учебнике Ж.Касымбаева: назначение в 1833г. тестя хана Жангира Карауыл-кожи Бабажан-улы правителем казахских аулов, кочевавших в районе Каспийского моря).
Мозговой штурм «Движущие силы восстания»
-Казахские шаруа;
-Представители старшин, биев
Требования восставших рассматриваются на основе стихов Махамбета, направленных против султана Баймагамбета.
Дневник восстания (наиболее значимые события) рассматривается в форме лекции со стопами. Учитель дозировано читает лекцию, выделяя самые важные моменты. после каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
-Февраль 1836г.- волнения народа превратились в движение национально-освободительного характера. Руководители восстания объезжали казахские аулы, призывая устранить от власти Карауыл-улы и не признавать распоряжения хана.
-Весна 1836г. – Джангир поручил тестю пленение руководителей восстания. Сохдание Карауылом для борьбы с Исатаем группы их 800 вооруженных шаруа и требование прекратить борьбу и прибыть в ханский дворец с повинной привели к усилению движения.
1836-1837гг. – подача жалоб и петиций восставшими на имя Жангира, нежелание хана решить накопившиеся проблемы.
-15 октября 1836г. отряды Исатая и Махамбата в местности Теректы-кум разгромили аул приближенного Жангира бия Балкы Худайбергенулы.
-30 марта 1837г. Оренбургская пограничная комиссия потребовала поимки и привлечения к суду Исатая и Махамбета, а также царь Николай 1 потребовал сурового наказания руководителей «бунта».
-Осенью 1837г. отряды восставших из 200 человек разгромили аулы Карауыл-кожи Бабажан-улы.
-К концу октября восставшие в 2000 человек окружили ханскую резиденцию.
-Для ликвидации блокады ханского дворца были организованы карательные группы из 600 человек во главе с подполковником Гуке, ему на помощь были стянуты силы из Зеленовского форпоста, Кулагинский и Горской крепостей во главе с подполковником Меркуловым. 26 октября, пройдя через группу охранников Исатая , Геке успел добраться до ханского дворца и соединиться с ханскими войсками.
-Силы Исатая оказались под двойным давлением. В местности Жидели Исатай с тысячным войском совершил нападение на войска Меркулова, выступившего из Кулагинской крепости. Меркулову пришлось отступить к казачьим отрядам.
-9 ноября 1837г. объедененное ханское и карательные войска Геке соединились с отступившей группой Меркулова, Им были приданы 2 пушки, 700 чел. казачьих войск и 400чел. ханского отряда.
15 ноября 1837г. в сражении Тастобе, вооруженные саблями, луками и копьями отряды Исатая не смогли выдержать пушечной пальбы карателей, и сражение закончилось поражением Исатая. Потеряв 60 сарбазов, Исатай отступил. Многии бии и старшины со своими войсками разошлись по аулам, и рядом с Исатаем остались лишь десятки верных ему спутников…
Вопрос к классу:
Как вы думаете, в какой период развития событий восставшие имели шансы на успех? /В период блокады ханского дворца: оборона ханской ставки не была организована, наспех созданный отряд из султанов и торговцев оказать какое-либо сопротивление не мог/.
Вместо того чтобы, начать решительное наступление Исатай занял выжидательную позициюВедя бесплодные переговоры то с ханом, то с подполковником Геке, И сатай простоял близ ханской ставки около двух недель. Эти переговоры ни к чему не привели, но зато противнику на помощь подоспели казачьи отряды.
Далее учитель рассказывает об ослаблении и поражении восстания:
-13 декабря 1837г. Исатай с 40 чел.: прорвав заградительную линию близ Жаманкалинской крепости, ушел на левобережье Яика.
- По прибытии в Младший жуз Исатай предпринял попытки продолжения борьбы под началом султана Кайыпкали Есимулы, возглавившего в то период восстание в Младшем жузе.
-Исатай с 500 сарбазами отделился от Кайыпкали Есимулы для выступления против отряда Баймухамеда Айшуакулы, преследовавшего отряд Исатая. Тот успел воссоединиться с отрядом Геке, выступившего отряда из Оренбурга.
-12 июля 1838 года в последнем сражении в местности Акбулак отряды Исатая были разгромлены, а тяжело раненный Исатай был расстрелян. В сражении погибло 70-80 повстанцев, каратели не понесли потерь…
-Часть восставших во главе с Махамбетом не прекратили борьбу. 23 июля 1838г. повстанцы напали на аулы двух султанов. Потерпев поражение, Махамбет ушел в пределы Хивы, но по возвращении в октябре 1846г. был убит людьми султана-правителя Баймухамеда Айшуакулы.
Вопрос к учащимся:
Как вы считаете, могли ли рассчитывать на победу восставшие даже в случае более решительных действий?
Причины поражения восстания учащиеся раскрывают самостоятельно.
О положительных последствиях восстания рассказывает учитель.
Домашнее задание
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |