Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа


Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа

Тема урока: Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа

ТЦУ: Рассказать о великом просветители казахского народа Ыбрай Алтынсарине, его место в казахском обществе,его вклад в просвещении и литературы . Научить работать с  текстом,выделить ключевую фразу  текста и проиллюстрировать. Развивать умения учащихся критически мыслить. Развить уважение к просветителю и выявить нравственные качества учащихся.   
Тип  урока:  Комбинированый
Метод урока: РКМЧП
ТСО: Интерактивная доска,компьютер,презентация к уроку,карта.
Ожидаемые результаты: Сумеют работать с текстом и выделять самое главное,узнают побольше об Ыбрай Алтынсарине.
Оценивание: Толстые и тонкие вопросы,ЗХУ,резюме, таблицы, РАФТ, таксономия   Блума.
                                              Ход урока:
                            I.Фаза вызова (evocation)
1 . Опрос домашнего задания.
Ребята! У нас тема домашнего задания звучит так: Состояние народного образщования. Вы должны были  подгатовить толстые и тонкие вопросы.
Толстые и тонкие вопросы
Тлегенова Алтынай:
1. Почему в 1850 году в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения? ( толстый вопрос)
Ответ: потому что, с началом промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях
2. В каком году в Бокеевском  начала функцианировать первая казахская школа? 
( тонкий вопрос)  ответ : в 1841 г.
Бактыгереев Дамир:
3. Почему в новометодных школах был лучший состав учетелей? 
( толстый вопрос)
Ответ : потому что, учителя имели учебные пособия и оборудование и были более эффекктивными методы обучения того времени.
4. В каком году мусульманские учебные заведения Казахстана  подченены Министерству народного просвещения? ( тонкий вопрос)
 Ответ: 1874 г.
Негметова Камила:
5. Кто такие джадидисты? ( толстый вопрос)
Ответ: это организаторы движения за реформирования мусульманских школ.
6. В каком году возник первый новометодный мектеб в Казахстане?
( тонкий вопрос)
Ответ  : 1900 г.
Суеугазиев Аслан:
7. По каким двум направлениям  в Казахстане развивалась народное просвещение?
 ( тонкий вопрос) ответ: религиозный и светский.
8. Почему  в военные училища  доступ казахскиим детям заметно ограничен?
 ( толстый вопрос)
Ответ: потому что, там учились дети знатных казахских семей.
1. Подытожевание домашнего задания.
Учитель : Итак ребята,мы познакомились с народным образованием Казахстана  ХІХ века. Узнали о состоянии образования того времени. Скажите, кто внес большой вклад в развитии  образования казахского народа  в ХІХ веке?
Ученики: Ыбрай Алтынсарин.
II.Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Учитель: Новая тема сегодняшнего  урока « Ыбрай Алтынсарин –выдающийся  просветитель казахского народа. Цель нашего урока: узнать побольше  об  Ыбрай Алтынсарине,его педагогическую ,научную и литературную деятельность. Его взгляды на исторические процессы  ХІХ века.
Заполните таблицу  ЗХУ  две колоноки ( знаю,хочу знать, узнал)
1.Заполнение  таблицы.
З Х У 
Педагог
Писатель Этнограф (Калиоллинна Айсезим)
Он открыл свою личную библиотеку .
Изучал произведения классиков( Кадыров Аян)
 
Он автор стихотворения «кел балалар  оқылык"
Открыл школу –интернат для казахских двочек 
(Аксанов Орынбасар)
 
 
О его труднястях жизни
О его трудах
(Калиоллинна Айсезим)
 
Его литерратурная и научная деятельность
(Ахметова Дана)
Его вклад в образование и  науку.
 ( Кадыров Аян)
 
 
1. Знакомство с текстом учебника. Стр. 256-259
  2.Составление резюме
Мукашева Гульмира
ФИО:  Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин
Годы жизни: 1841-1889
Место рождения: Костанайская область.
Образование : 1857 окончил школу при Оренбурской пограничной комиссии с золотой медалью. 
Опыт работы: писарь у деда Балгожи
                            1860- учитель русского языка в школе для казахских детей в г. Тургай.
1869- делопроизоводитель в Тургайском уездном управления.
1879 г. -инспектор школ Тургайских школ.     
Знания языков:  русский,арабский,татарский,персидский.
Кредо :  неиссякаемая жажда знании ,стремление принести как можно больше пользы своему народу.
Труды : «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»
2. РАФТ.
Ахметова Дана
Р-РОЛЬ .  Ы. Алтынсарин 
А- АУДИТОРИЯ. Учащимся русско-казахксих школ 
Ф- ФОРМА.  Обращение 
Т-ТЕМА.  Дорогие мои ученики!
Я хочу ,чтобы вы получили качественные знания,которые пригодятся  всю жизнь. Я вас очень  люблю и написал дваа ценных пособии ,чтобы вы обучались без всяких трудности. Я вам обещаю ,что после меня окроются много учебных заведеня в будущим,котрые повысят уровен образования нашей  нации.
Калиоллина Айсезим 
Р-РОЛЬ .  Ы. Алтынсарин 
А- АУДИТОРИЯ. Ученикам 8 «г» класса 
Ф- ФОРМА.   Совет
Т-ТЕМА.  Ученики послушайте!
Я с самого детства проявлял сильную тягу к знанию и  самообразованию. Много читал,проводил все свободное время в личной библиотеки В.В.Григорьева. Пытался научить казахскую молодежь кожевенным,мыловаренным,маслодельн ым специальностям. Вы молодое поколение казахского народа. Вы должны оправдать надежды ваших предков. Я вам советаю  учится ,трудится.  И от образовнного народа узнают  все хорошое о нашей нации. 
3. Заполнения таблицы
Жолжанов Данияр
Достижения Ы. Алтынсарина Какие проблемы выдвигал
  Написал труды «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», перевел на казахский язык произведения И.А. Крылова и Л.Н.Толстого, Пытался научить казахскую молодежь кожевенным,мыловаренным,маслодельн ым специальностям, открыл школы и ремесленные и С/Х училищ                                     Финасировани е казахских школ,выступал против подкупа,взятничесву и злоупотреблению. Вместе с Абаем выступалл против реформ 1867-1868 гг.,против произвола чиновников .
 
III.Фаза рефлексии (reflection)
Учитель  : Ребята давайте составим вопросы по Таксономии Блума и выясним на каком уровне стоит ваш вопрос.
Нигметова Камила
1. Почему Ы. Алтынсарин хотел открыть  школы на казахской земле? 
 ( уровень Понимание)
Ответ : потому,что хотел чтобы казахский народ научился грамоте
 Калиоллина Айсезим
2. Почему Ы. Алтынсарина начали обвинять вероотступничистве? (уровень Понимание)
Ответ: деятельность  Ы. Алтынсарина встретила противодействие со стороны консервативной части казахов.
Куангалиева Айнара
3. Перечислите  труды Ы. Алтынсарина. (  уровень Знание)
Ответ : «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»
 
Жолжанов Данияр
4. Какую роль сыграл в истории Казахстана Ы. Алтынсарин? ( уровень Оценка)
Ответ: Он является великим просветителем казхского народа.
2. Заполните таблицу. 
Какие новые даты,фразы,имена повстречали в новой теме?
 
Новые даты Новые фразы Новые имена
1841 г. –родился Ы.Алтынсарина.
1857 г.- Ы. Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.
1864 г.- торжественное отткрытие школы с интернатом для казахских детей.
1879 г . Ы. Алтынсарин стал инспектором Тургайских  школ.
1869 г.- Ы. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление «школы –это главные пружины образования»
(Ы. Алтынсарин)
« Я не отступлюсь от коренных своих убеждении и стремления быть полезным своим  сородичам насколько хватит сил» (Ы. Алтынсарин)
Бии Балгожа-дед Ы. Алтынсарина.
В.В Григорьев - Ы. Алтынсарин занимался в его личной библиотеке.
К. Ушинский,
Я. Коменский- Ы. Алтынсарин познакомился с их трудами.
Н.Г. Чернышевский,А.М Добролюбов,  А. И.Герецен –был знаком с их произведениями.
И.А. Крылов,Л.Н Толстой- Ы. Алтынсарин перевел их произведения на казахский язык. 
 
3. Закончите таблицу ЗХУ
 
З Х У 
Педагог
Писатель Этнограф (Калиоллинна Айсезим)
Он открыл свою личную библиотеку .
Изучал произведения классиков( Кадыров Аян)
 
Он автор стихотворения «кел балалар  оқылык"
Открыл школу –интернат для казахских двочек 
(Аксанов Орынбасар)
 
 
О его труднястях жизни
О его трудах
(Калиоллинна Айсезим)
 
Его литерратурная и научная деятельность
(Ахметова Дана)
Его вклад в образование и  науку. ( Кадыров Аян)
О его детстве,усердном  самообразовании
(Калиоллинна Айсезим)
Какие трудности были при открытии школ( Кадыров Аян)
Пытался  научить казахскую молодежь кожевенным,мыловаренным,маслодельным и гончарным специальностям .
(Бактыгереев Дамир)
Был против призвола  чиновников,злоупотребления,взятоничиству и подкупа
( Тлегенова Алтынай)
о его разъяснительной работе среди казахов о новшествах .( Ахметова Дана)
 
д/з & 43,стр 256-258. Написать эссе об Ы. Алтынсарин

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Культура Казахстана в первой половине 19 века.
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Казахское ханство
Повторение имени прилагательного
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Возникновение казахских жузов
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Традиционный суд биев
Немеркнущие звёзды Казахстана
Повторение темы " Сложные союзные предложения"
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 11338 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык