Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Культура Казахстана в первой половине 19 века.


Культура Казахстана в первой половине 19 века.

 Культура Казахстана в первой половине 19 века.

 Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Балтабай

Балтабайская средняя школа

учитель истории

Балгабеков Алмас Бейсенбаевич

 

Цель: Установить в результате иследования как изменения в социально-экономической жизни повлияли на культуру казахского народа в первой половине 19 века.

Задачи обучения

  • Повторить главные моменты социально-экономического развития в крае в первой половине 19 века.
  • Изучение нового материала:
  • О развитие новой системы образования в крае;
  • Развитие науки литературы, музыки и материальной  культуры

Задачи развития

  • Развивать умение анализировать .
  • Развивать умение выделять главный признак исторического явления
  • Развивать умениеделать вывод на основе проведенного анализа.

Задачи воспитания

  • Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
  • Воспитывать чувство понимания прекрасного.
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе, труде человека, искусстве.

 

Содержание

  • Соцально-экономическое развитие Казахстана в первой половине 19 века
  • Развитие просвещения в Казахстане
  • Влияние представителей русской культуры на развитие культуры Казахстана.
  • Казахская литература и культура первой половины 19 века.
  • Материальная культура.

 

Средства обучения:  живое слово учителя, учебник, проведение исследования.

Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.

Метод обучения: Аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы.

 

 

Ход урока

Организационный момент

Как на Олимпийских горах два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело  нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина. И все это думал я, слышу своими ушами в степи, среди народа, который весь мир считает диким и варварским! Несколько дней назад я был свидетелем столкновения двух враждующих партий и с удивлением рукоплескал ораторам, которые  некогда и не слышали о Демосфене и Цецероне; а сегодня передо мной выступают поэты не умеющие не писать  не читать, однако поражающие меня своими талантами, ибо песни их так много говорят моей душе и сердцу.

Ребята, как вы думайте, почему я начал с этой записи с дневника путешественника

А. Янушкевича.

Правильно! Потому что по этой записи мы можем судить о том, что в 1846 году, а именно тогда была сделана эта запись, Казахскую землю населял народ не дикий и варварский, а талантливый и душевный способный создавать культурные и материальные ценности.

Правда народ был безграмотный, не имеющий своей письменности , но он был талантлив а это главное!

Итак, тема нашего урока Культура Казахстана в первой половине 19 века

Повторение социально-экономического положения Казахстана в начале 19 века.

Перед нами стоит цель провести исследование и установить, как изменения социальной и экономической жизни повлияли на Культуру Казахстана в первой половине 19 века.

Давайте вспомним, какие  социально-экономические преобразования  произошли:

  • Завершилось присоединение Казахстана к России
  • Проводились административные, судебные, политические преобразования в общественной жизни
  • Изменились занятия казахов, они постигли премудрости оседлого образа жизни.
  • Расширились торговые связи

 

Изучение нового материала. Самостоятельная работа.

Вопрос.Развитие просвещения.

Вспомните, ребята в каком состоянии находилось просвещение в начале 19 века в Казахстане. В основном это было духовное мусульманское образование для детей богатых. Все предметы велись на арабском языке.

Влияние передовых  русских людей на науку и культуру Казахстана.

Годы

Ученый

Что сделал?

1833-1841

В.И.Даль

Собрал  записи и образцы устного народного творчества

1839-1840

В.И.Даль

Участвовал в хивинском походе, о чем имеются его письма. Написал ряд произведений. Повесть Бикей и Мадияна,  в котором  описал жизнь  казах в Оренбургском крае.

1833

А.С. Пушкин

Знакомился с жизнью  племен казахов и в Истории Пугачевского бунта имеются его рассуждения и наблюдения по этому поводу.

Пушкин написал поэму Козы Корпеш и Баян-Сулу.

Пребывание поэта в наших краях было важным периодом в его творчестве. Капитанская дочка, Пугачевский бунт усилили интерес к жизни казахов, башкир и их истории.

1848-1849

Карелин Бутаков

Экспедиции к берегам Каспийского и Аральского моряю

1848

Ковалевский

Северцев

Неболсин

Изучение быта, истории казахов, материальной культурой составлением карт

1848

А.Левшин.

Э.Майер.

И. Завалишин.

Опубликовали специальные труды.

Труд Левшина Описание киргиз-кайсацких орд и степей

 

Вывод Многие значительные представители русской культуры оказали большое влияние на развитие казахской культуры. В это время  появились  замечательные  литературные и художественные произведения, в которых описывались жизнь казахов.Огромное значение для развития науки имели  экспедиции и путешествия по казахским землям.

Вопрос. Казахская литература и культура в первой половине 19 века.

Ребята, вы знаете, все что происходит в обществе, все находит отражение в литературе, искусстве, музыке народа. Изучая казахскую литературу мы знакомимся с жизнью и стремлениями казахского народа, узнаем  его социальные проблемы, видим как укрепляется дружба  между русским и казахским народами.

Литература  в Казахстане имела в то время три направления:

  • Ораторское искусство
  • Поэзия
  • Эпос –устное народное творчество.

Вывод:

Литература отражала жизнь народа, его чаяния и надежды, обличала политику угнетения как со стороны  царизма, так и со стороны ханов и их отражения. Поэты и писатели подвергали критике существующие порядки, говорили о бесправии народа.

Контроль и коррекция  полученных знаний

Музыка.

Музыка, как и литература занимает  большое место в духовной культуре народа. Тематические, жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю жизнь. Наиболее распространёнными музыкальными инструментами были: домбра, кобыз, сыбызгы. О представителях музыкальной культуры вы узнаете из материалов учебника.

Вывод

В музыкальной культуре этого периода, так же как и в литературе, остался заметный след- политические события и освободительная борьба народа с колониализмом. Такие произведения просвещали народ, призывали и вдохновляли их на борьбу.

Вопрос Материальная культура

Работа с понятием материальная культура.

Материальная культура- исторически определенный уровень развития творческих сил способностей человека, выражена в  создаваемых материальных ценностях.

Включает в себя: орудие труда и ремесла, жилище, и т.п.  самостоятельно изучив вопрос Материальная культура на странице 121-124 вы составите распространённый план для пересказа.

Начнёте работу в классе и закончите дома.

Были распространены ремесла -ткачество, войлочное, обработка кожи дерева, метала и т.д

Жилище

Жилище было двух видов: Юрта(рассказать о юрте) и зимовки- дома из дерева, дерна, кирпича, камня и т.д.

Под влиянием русских переселенцев в убранстве домов происходит изменение

Одежда

Шуба-изделие из замши.

Халат из белого войлока-каттау, из шелка или сукна- шапан.

Женский камзол – безрукавка;

Борык – шапка,оттороченая мехом;

Девичья шапка –камшатборык;

Такыя – из бархата или парчи, одевалась летом;

Тымак – лисий треух, мужская шапка

Саукеле – головной убор для невесты, очень красивый и богатый;

Женлек – головной убор невесты через год;

Кимишек – головной  убор  женщины после рождения детей;

Калпак, телмек – мужские шляпы;

Белтип,белбау –мужские пояса;

Кисе – наборные пояса;

Разнообразные сапоги-Саптама, Етипкебиз;

Различные украшения

ВыводСоциально-экономические  изменения в жизни казахского народа сказались и на развитии материальной культуры. Так состоятельные люди, стали строить бревенчатые многокомнатные дома. Изменилось убранство жилых помещений, а значит изменились и мотивы в оформлении многих изделий мастеров. Они отражали современность.

Вывод по теме:

Итак, ребята, мы закончили исследования, в результате которого установили, что социально-экономические изменения в жизни казахского народа оказали огромное влияние на развитие просвещения, литературы, музыки и материальной культуры казахов.

Что на развитие культуры оказали большое влияние представители русской культуры, а это означает, что в русской литературе  и музыке появились новые произведения и это без сомнения способствовало укреплению дружбы двух народов, их сплочению, воспитывало взаимоуважение.

Анализ результатов урокаОценка деятельности учащихся.

Домашнее задание §17,§18

 

 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Здоровый образ жизни по средней школе №24
Ханство Абылая
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Восстание на Мангистау в 1870 г.
Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
История народов Казахстана
Архитектура Казахстана XIV-XV века
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
История становления и развития Казахстана
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 10447 | Қосты: Балгабеков Алмас Бейсенбаевич | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык