Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Опыт Резерфорда по альфа –частицам


Опыт Резерфорда по альфа –частицам

Тема урока: Опыт Резерфорда по альфа –частицам

Цели урока:
 Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.
Развивающие: Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предметам. Показать значение опытных фактов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:  портреты ученых; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; видеофильм “Опыт Резерфорда” (фрагмент); бланк опорного конспекта ( Приложение1  д/з).
 
Бланк опорного конспекта.                      
                                                                           Строение атома.
 
1. Демокрит (др. греч.):            2. Модель Дж. Дж. Томсона:                «атом» - «                              ».                   (дорисуй модель, укажи размер атома)
 
 
 3. Схема опыта Э. Резерфорда.
         Заполни: 
1. -                                       ;
2. -                                       ;
3. -                                       ;
4. -                                       .
 (дорисуй возможные дальнейшие направления                                                                                   движения ά– частиц.)                                                                        
5. Заполни схему: «Состав атома
 Фронтальный опрос. 
• Чем отличаются протоны и электроны?
• Сходство и различие протонов и нейтронов? 
• Какой заряд имеет атом меди?
• Из чего складывается масса атома?
Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?
3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
Учащийся. Делает небольшое сообщение о модели атома (см. рис. 1), предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном: “Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электронейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.
Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент видеофильма об опыте Э.Резерфорда).
Учащийся. Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату (см. рис. 2): “В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона”.
Учитель . Таким образом, на сегодня известно точно, что... (учитель - на доске, ребята - в тетради составляют схему-таблицу строения атома). 
 
Учитель . Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен сумме протонов в ядре атома ; т.к. атом в целом электрически нейтральная частица, то суммарный положительный заряд атома равен суммарному отрицательному заряду, следовательно, равен числу электронов в оболочке атома : N п / п (элемента) =  Чтобы вычислить число нейтронов в ядре из массового числа атома вычитаем заряд ядра: 
4.Закрепление новой темы.
1.Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?
2.Какая модель атома вытекает из опытов Э. Резерфорда?
3.Что принимается за размер атома в планетарной модели атома?
б) задача с выбором ответа (задается с помощью кодограммы): Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц показали: 
• электрон вращается в атоме по круговой орбите;
• альфа-частицы положительно заряжены;
• атом не взаимодействует с альфа-частицами;
• атом состоит из малого по объему и массивного ядра и легких электронов;
• атом состоит из заряженных частей.
Выберете правильный и исчерпывающий ответ.
в) заполняем таблицу вместе с учащимися.Приложение 2.
 
 
Учитель физики. На волне открытий строения атома поэт Валерий Брюсов в 1922 году написал стихотворение “Мир электрона”, в котором провел аналогию между строением атома и Солнечной системы (учащиеся читают “Мир электрона” В.Брюсова).
5. Подведение итогов: выставляем оценки, благодарим учащихся за сообщения. 
Домашнее задание по физике: §7.9; работая дома с учебником, заполнить бланк опорного конспекта.:1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.
 

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
Алюминий, его физические и химические свойства
Алкадиены. Каучук и его применение
Строение атома
Физика атома и атомного ядра
Строение и значение опорно-двигательной системы человека
Фотосинтез
Строение атомного ядра. Дефект массы. Энергия связи
Алкадиены. Каучук и его применение
Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме строение и функции клетки.
Бөлім: Уроки / Химия | Көрсетілім: 3627 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык