Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Горький Песня о Соколе. Романтический пафос песни


Горький Песня о Соколе. Романтический пафос песни

Тема урока: М. Горький Песня о Соколе. Романтический пафос песни

Цели и задачи :1. Ознакомление сидейно-тематическим
содержанием и художественными достоинствами «Песни о Соколе» М.Горького;
-работать над основной частью, над ее образным содержанием;
- выявить главную идею произведения, авторскую позицию;

2.Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи, развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения.
3.Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, определение своей роли в жизни общества.
ПЛАН УРОКА.
1.Орг.момент.
2.0прос домашнего задания.
 Блиц-опрос.
Беседа по первичным впечатлениям
3.Анализ художественного текста.
Слушание записи.
Анализ художественного текста.
Композиционные элементы
Выявление художественно-выразительных средств языка.
Проблемный вопрос.
Творческая работа учащихся во время слушания. 4.0бобщение,выводы. Анализ творческих работ. Выборочное чтение. Заключительное слово учителя.


Приемы:      
1)выразительное чтение 2)работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)

Тип урока :урок-исследование.
Наглядность: портрет М.Горького, слайдовая презентация.

 


ХОД УРОКА.
1.Оргмомент
2.Проверка готовности класса к уроку.

Слово учителя:
-Сегодня мы с вами продолжаем серию уроков по теме «Неоромантизм в литературе 19-20 века»
Мир романтизма всегда притягивает к себе неудержимой стихией, сильными страстями , гордыми и красивыми героями, словом, непохожестью на нашу обыденную жизнь. Перед нами галерея романтических героев, с которыми мы познакомились чуть раньше. Давайте вспомним их — благородный и непонятый многими Дон Кихот, восставший против самого Зевса Прометей, бесстрашный непокорный Мцыри, вздыбленные к небугоры, мятущийся в голубом море белый парус. Этот ряд можно продолжать и я надеюсь, сегодня на уроке мир ваших романтических героев дополнится еще одним персонажем. Но чтобы создать такого героя, нужно в душе быть немножко романтиком.
В ряду лучших романтических произведений 19-20 веков стоит «Песня о Соколе» М.Горького. К сожалению, рамки программы не позволяют более подробно остановиться на других роман¬тических произведениях Горького, но поверьте мне на слово, что они овеяны духом сказок, преданий, легенд. Горьковские герои возвышенны, чисты, они сильные и гордые, они свободны от рабства, они умеют совершать подвиги.
И пусть же слова писателя «В жизни всегда есть место подвигу» станут путеводными в романтический мир Горького, знакомство с которым вы не ограничите толькосегодняшним уроком.
2.Опрос домашнего задания.
- А сегодня, повторюсь, перед нами знаменитая «Песня
о Соколе». Дома вы должны были прочитать текст, а
насколько хорошо прочитали, покажет блиц-опрос.
Вопросы после прочтения:
А) Кто рассказывает «песню»?  (хороший знакомый героя, чабан Рагим);
Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
В) Как построено произведение?  Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);
Г) Что объединяет начало и конец произведения?  (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы?  (природа одухотворена)
Вопросы блиц - опроса.
1. С какой картины разворачивается повествование?
( с картины моря)
2. Кем рассказана история о Соколе и Уже?
( НадыромРагимом — оглы)
3. Любимое занятие Рагима-оглы? (любит философствовать)
4. В какое время суток происходит разговор между повествователем и Рагимом-оглы? (ночью)

5. Где встретились Уж и Сокол? (высоко в горах в ущелье)
6. Как получил раны Сокол? (в бою с врагами)

7. Кому принадлежат слова « летай или ползай — конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…» (Ужу)
8. О чем мечтает Сокол? (о если б в небо хоть раз подняться)
9. Где нашел смерть Сокол? (в море)
10. «Даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье…»
О чем речь? (о небе)
11. В чем прелесть полетов в небо по мнению Ужа?
(она в паденье)
12. Кому предназначается песня? (для смелых и силь¬ных духом)
Беседа по первичным впечатлениям.

Вы поняли кому эта песня предназначается — для сильных и смелых духом.

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицот-ворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

3) Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают  + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) 
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать")
Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)

5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы». 

Слово учителя: почему же  произошло такое изменение в природе,  в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и  Уже.

6) Вопросы для учащихся:
А) О чем спорятУж и Сокол?
Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)
стремится к свободной жизни

 

Боится яркого сол
храбрый нечного света

вольный
стремится к высокому полету                  жадный
смелый живет в 
в сыром 
трусливый ущелье

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение-горение 

9) Письменная работа:  учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями ( примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова.

 


Найти афоризмы в тексте характеризующие образ УЖА и СОКОЛА,
«Рожденный ползать-летать не может!»
« Летай иль ползай, конец известен:все в землю лягут,все прахом будет».
« Безумству храбрых поем мы песню».

 

Заключительное слово учителя:


 В этом отрывке дважды встречается слово открове¬ние, как вы его понимаете ? Что для вас значит откровение ? (искренность, открытие истины, познание).Заключительное слово учителя.  Я веду вас к мысли, что любое произведение художественной литературы — новый мир, мир неизведан¬ного, таинственного, чутким проводником в котором яв¬ляется автор. Я надеюсь, что М.Горький открыл для вас много нового в вас самих. И ответ на вопрос «Кто я : Сокол или Уж ?» станет для вас откровением.

6. Выявление авторской позиции.
- Чья позиция вам более близка:Ужа или Сокола? А автор на чьей стороне?
- Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол - это образы-символы.
- Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (ГорьковскийСокол - символ   свободолюбия,   бесстрашия,   беззаветного   служения   высоким идеалам.Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности)
-  И в повседневной жизни можно различить тех, кто подобно Соколу стремиться ввысь, и тех, кто живет «Мудростью» Ужа. Приведите примеры.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
8.Д/з выучить отрывок наизусть


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Традиционный суд биев
Басня Стрекоза и Муравей
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Рассказ-быль «Кавказский пленник»
М. Ауэзов «Возвращение»
Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова 9 классе
А.М.Горький " Песня о Соколе"
А.М.Горький " Песня о Соколе"
Онегин и автор. Татьяна и Ольга. Анализ произведения.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 7730 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык