Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Род имени существительного


Род имени существительного

Тема урока: Род имени существительного

Воспитательная цель: Воспитание у учащихся  быстрого развития мышления.
Задача: Расширение кругозора знаний у детей. Привит интерес к урокам русского языка и литературы.
Оборудование: Таблицы, карточки, плакаты, набор муляжей овощей.
Литература: 
1. Русский язык. 5 класс.
2. Занимательная грамматика по русскому языку. Арсирий А.Т. 1967 г.
3. Методика преподования русского языка.
4. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе»
 
Урок- фантазия в 5 классе.
- Итак, ребята, сегодняшний наш урок будет необычный. Сегодня к нам в гости пришла русская народная сказка «Теремок». Слово теремок означает небольшой расписной домик. Давайте рассмотрим его на картинке, назовем зверей, которые в нем живут. 1) наш теремок, 2) мышка- норушка, 3) лягушка- квакушка, 4) зайчик- побегайчик, 5)лисичка – сестричка, 6) волчок- серый бочок, 7) медведь- тяпыш- ляпыш. Мы уже немного знаем о существительных и наш теремок хочет посмотреть на ваши знания. Для этого давайте мы проверим домашнее задание.
       На дом надо было  написать 5 примеров на тему «Соьственные и  нарицательные существительные». К данным нарицательным существительным подобрать собственные имена. Повторяем  тему существительные , виды одушевленные, неодушевленные; собственные и нарицательные.
- А тепер, существительные имеют 3 рода: мужской  род, женский род, средний род. Перед
началом  нашей сказки я хочу познокомить вас с родами существительного.
- Запишите сегодняшнее число, тему «Род имени сущетвительного».
- Имена существительные женского рода имеют окончания  –а; -я; -ь. Например: вода, земля, степь.
- Имена существительные среднего рода имеют окончания –о; -е; например: село, поле.
- Имена существительные мужского  рода имеют окончание нулевое, на конце твердый согласный или мягкий согласный, в том числе й например: автобус, день, иней. Мужской род мы будем подробнр изучать на  следуещей   занятий.    
                                           Сказка мудростю богата,
                                           Скажем сказке: «Приходи!»
                                           Это присказка, ребята,
                                           Сказка будет впереди.
А тепер мы будем сказывать сказку. Итак, слушайте.........
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю  мышка бежит,
             У дверей остоновилось и пищит:
              -Пик!  Пик!
             Кто в теремочке живет?
     Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Только теремок раскачался и говорит:
-  Я теремок, во мне еще никто не живет
- Можно я у тебя буду жить?
- Посмотрим на что ты способна. Выполнищ мое задание- будещ жить,- сказал теремок. И задал вот такое задание: Определи какие здесь слова относятся к именам существительным и что такое существительное?
1 задание: небо,  мой,  брат, ручка,красивый, город,  люблю, наш, бабушка, белый, стоит.
- Молодцы, ребята! Помогли мышке. Залезла мышка в теремок. Стала жить- поживать, песню распевать:
«Пик!  Пик!»
         Читаем сказку дальше:
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю  лягушка бежит,
                     У дверей остоновилось и кричит:
                     -Ква! Ква!
             Кто в теремочке живет?
- Я мышка – норушка. А ты кто?
- Я лягушка-квакушка. Пусти меня! Теремок раскачался и говорит: «Ну- ка, квакушка, покажи свое знание. Назови этих предметов и определи какие из них одушевленные, какие неодушевленные? И определите их род.
2 задание: Слива, дыня, груша, мальчик, девочка, окно, белка, жеребенок, кошка, шкаф, диван.
- Молодцы! Помогли лягушке.
Стали они вдвоем с мышкой жить- поживать, песню распевать
Читаем сказку дальше:
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю  зайчик бежит,
                     У дверей остоновилось и кричит:
                     -Чук! Чук!
             Кто в теремочке живет?
- Я мышка – норушка! 
- Я лягушка-квакушка! А ты кто?
- Я зайчик- побегайчик. Пустите меня! Теремок раскачался и говорит:
« Выполнищ мое задание – пущу!»
3 задание: Назовите этих овощей и фруктов и распределите в 3 корзинки по родам. Давайте, поможем зайчику.
Муж.род                                               Жен.род                                       Средн.род
Лук                                                           дыня                                            свекло
Баклажан                                                груша                                          яблоко
Огурец                                                     слива
Перец                                                      вишня
- Молодцы!  И зайчику помогли.
Стали они втроем  жить- поживать, песню распевать
            Чтение сказки продолжается:
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю  лисонька бежит,
                     У дверей остоновилось и кричит:
                     -Тяф! Тяф!
             Кто в теремочке живет?
- Я мышка – норушка! 
- Я лягушка-квакушка! 
- Я зайчик- побегайчик! 
- Я лисичка- сестричка. Пустите меня!
- Теремок раскачался и говорит:
« Выполнищ мое задание – будещ жить!»
4 задание: Какие существительные были написаны до того, как на лист упала клякса? Какого они рода? Мы должны вставить последние слоги.
- Молодцы! Помогли лисе.
- Молодцы! Помогли лягушке.
Стали они вчетвером жить- поживать, песню распевать.
            Читаем сказку дальше:
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю  волк бежит,
                     У дверей остоновилось и кричит:
                     -У-у-у!  Кто в теремочке живет? 
-       А ты кто?
- Я волчок- серый бочок.Пустите меня! Теремок раскачался и говорит:
Найди парные имена существительные женского рода  к существительным мужского рода.
Брат- сестра                                                 учитель- учительница
Сын – дочь                                                   Воспитатель- воспитательница
Отец- мать                                                    артист- артистка
Дедушка- бабушка
- Молодцы! Помогли волку.
Стали звери впятером жить- поживать, песню распевать
            Читаем сказку дальше:
             Стоит в поле теремок,
             Он не низок и не  высок.
             Как по полю мишенька бредет,
                     У дверей остоновился и ревет :
                     -Уор! Уор!  Кто в теремочке живет?
- А ты кто?- спрашивали звери.
- Я медведь- тяпыш- ляпыш! . Пустите меня! 
- Теремок раскачался и говорит:
« Выполнищ мое задание – пущу!»
6 задание: Назови зверей, которые живут у меня. Определи их род.
Мышка- женский род
Лягушка- женский род
Заяц- мужской род
Лиса- женский род
Волк- мужской род
Медведь- мужской род
- Молодцы! Помогли медведю! 
- Залез он в теремок.
Стали все звери  дружно жить- поживать, песню распевать.
- Ребята, вам сказка поравилась? Из этой сказки можно сделать такой вывод: Ели жить дружно, всем хорошо и весело. На дом дается задание написать несколько пословиц о дружбе.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Обстоятельство-существительное в дательном падеже
Род имён существительных
Солнечным днем в сказочный лес идем
Путешествие по сказкам
Имя существительное – хлеб языка
Имя существительное
Имя существительное
Род имён существительных
Имя существительное
Имя прилагательное как часть речи
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 2626 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык