|
|
Род имён существительных
Тема урока: |
Род имён существительных |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки: |
Учебник «Русский язык, 5 класс». Алматы «Атамұра»-2010 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: |
знают род существительных, согласовывавают прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными; умеют сравнивать, обобщать; творчески подходят к выполнению предлагаемой работы умеют работать в паре, группе; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты обучения: |
анализируют, сравнивают, правильно склоняют существительные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники, оснащение и оборудование |
Учебник, раздаточный материал, проектор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма работы: |
Групповая, индивидуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стратегии: |
“Корзина идей”“Верные и неверные утверждения” |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводная часть
|
1 мин |
Психологический настрой. Приветствие
|
(Ответы детей)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентация
|
5 мин |
Что нас окружает Назовите их На какие вопросы они отвечают? С какой буквы пишутся слова Казахстан, Болат, Казыгурт? Почему? С какой буквы пишутся слова ученик, школа, гора, страна? Почему? Значит Имена существительные отвечают на вопросы........................... Имена существительные бывают .......................... Имена существительные бывают ........................... Сейчас я называю существительные, если это одушевленное – то хлопаем, если неодушевленное – то молчим. Проверка домашней работы. Упр.214 |
Предметы Дети называют предметы, которые окружают их Кто? Что? С прописной С маленькой
Кто? Что? Одушевленные и неодушевленные Собственные и нарицательные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оснвная часть |
5 мин
10 мин
8 мин
1 мин
8 мин
2 мин
|
Записываем число. Открываем учебники. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В.Осеевой «Задача» В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». Читает учитель, затем читают ученики В чем основная мысль рассказа? О каких правилах, которые ещё не усвоил мальчик, говорит старик? А как бы вы поступили?
Какие правила мы знаем
Разделимся на три группы Уважение, Помощь, Забота
Прочитайте имена существительные. Какие из них относятся к людям мужского пола, а какие к людям женского пола Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.
Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.
– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?
– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться? Какие окончания имеют существительные м.р. и ж.р? Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение .
–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
Проблемный вопрос. – Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя? Муж. рода – он, мой? – Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам? Какое окончание имеют существительные ср.р.? – Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода. Значит, имена существительные бывают: · мужского рода · женского рода · среднего рода
Женский род запомню я Упражнение 218 Сравните окончания существительных в женском, мужском и среднем роде. Какой можно сделать вывод? 1 группа подруга рука моя земля тетрадь вещь
2 группа друг учебник мой город словарь карандаш
3 группа яблоко село моё полотенце здоровье настроение Выполнение упражнений 1 группа Упражнение 219 Напишите существительные в три столбика, обозначьте окончание. Укажите существительные с мягкой основой Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, акация, фиалка, морковь, рожь, яблоня, вишня, черёмуха, ель 2 группа Упражнение 221. Напишите словосочетания из данных имен существительных и прилагательных. Речь, помощь, рожь, дочь, печь, вещь, момлодёжь, ночь, мышь Родная, спелая, скорая, тёплая, взрослая, старая, летняя, серая, современная 3 группа Упражнение 222. Продолжите ряд существительных мужского рода. Подберите к ним прилагательные. Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, … , … .
– Как определили род имен существительных? (Окончание.)
Сейчас у нас умственная разминка я вам раздаю картинки, 1 группа выбриает существительные-предметы м.р., 2 группа – ср.р., 3 группа – ж.р. Теперь у нас задания посложнее Существительные сочетаются с прилагательными Если у нас существительное женского рода, мы задаем вопрос какая? окончание прилагательных – ая, -яя Если существительное среднего рода, задаем вопрос какое, окончание - ое, - ее Если существительное мужского рода, задаем вопрос какой?, окончание –ой, ый, ий
Ребята, а как согласуются глаголы в прошедшем времени с существительными? Будьте внимательны. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам Мальчик (он) читал, девочка (она) читала, ср.р. (оно) читало мн.ч. (они) читали Глаголы нам даются в начальной форме Например, ученик (написать), нам нужно поставить глаголы в прошедшее время, давайте попробуем ученик м.р. написал, мама (купить) мама (ж.р.) купила, человек (сказать) , человек (м.р.) сказал, солнце (засиять) , солнце (ср.р.) засияло. Давайте попробуем выполнить упражнение 223. І группа. Книга (упасть). Старик (сказать). Девочка (спеть). Утро (наступить). 2 группа. Лето (пройти). Солнце (садиться). Трамвай (остановиться). Автобус (уехать). 3 группа. Подруга (прийти). Сирень (зацвести). Рожь (поспеть). Врач (вылечить).
Задание “Оцени себя сам”
|
Ученики читают Отвечают на поставленные вопросы
Урок 1. Чаще употребляйте три слова: «извините» , «пожалуйста», «спасибо». Урок 2. Говори спокойно и негромко Урок 3. Старайтесь не перебивать собеседника. Умение слушать – полезное качество. Человек, не умеющий слушать, демонстрирует безразличие к делам собеседника.
Нужно всегда уважать старших, помогать им, заботиться о них
Люди мужского пола Дедушка, папа, сын, брат, дядя, прадедушка, Люди женского пола мама, сестра, бабушка, внучка, тетя, прабабушка.
Он. мой – м.р., она, моя – ж.р.
м.р. нулевое окончание, ж.р. -а, - я
колесо, солнце, пение, сочинение
оно, моё -о, -е
Вывод: Имена существительные женского рода имеют на конце –а, -я, -ь
Вывод: Имена существительные среднего рода имеют окончание –о, -е
Вывод: Имена существительные мужского рода имеют на конце твёрдыё согласный, мягкий согласный или й
Например книга какая? дом какой? небо какое?
1 группа. Книга упала. Старик сказал. Деворчка спела. Утро наступило. 2 группа. Лето прошло. Солнце садилось. Трамвай остановился. Автобус уаехал. 3 группа. Подруга пришла. Сирень зацвела. Рожь поспела. Врач вылечил.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия
|
5 мин |
Подведение итогов урока Оценивание |
|
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |