Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Имя прилагательное


Имя прилагательное

Имя прилагательное

Класс: 5 «ә»

Русский язык

Дата:30.01.2014

Лексическая тема: Что мы знаем об искусстве

Грамматическая тема: Имя прилагательное

Задачи  образовательные: Познакомить с именем прилагательным, употреблению в речи прилагательных, повышение интереса к изучению русского языка. Используя  различные приемы определить уровень знаний учащихся, формировать, лексические навыки говорения, употреблять в речи имя прилагательное

Развивающиеся:    развивать разговорную речь,  логическое мышление,  память способности учащихся, самостоятельность.
Воспитательные:  средствами русского языка прививать любовь к искусству. Формировать навыки  бережного отношения.
Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речи творчества.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.- Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну вместе с мальчиком Иваном. У Вани никак не получается справиться с русским языком, потому что вместо того, чтобы учиться он больше всего любит играть и гулять. И вот в один прекрасный день он был наказан за своё отношение к урокам и был превращён в осла.

2. Но сперва проверим домашнее задание. Проверка д/з  № 3 стр.126

І. Впишите пропущенные слова

1. Если к имени существительному можно поставить слова он-мой, то существительное к__________________   роду.

2. Если к имени существительному можно поставить слова ……………………  . то существительное относится к женскому роду.

3. Если к имени  существительному можно поставить слова ……………….., то существительное относится  к среднему роду.

ІІ. Напишите падежные вопросы:

Падеж

Вопросы

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

2.постановка целей и задач урока.

Ребята, а вы любите,  делать добро?

Ученики: Да. Мы помогаем ко страшим ,к своим родителям, к младшим друзьям.

Сегодня кто-то нуждается в вашей помощи.  Поможете ему? (Да)

Давайте же сегодня на уроке  поможем нашему Ванечке  открыть часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая  роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

 ( эпитеты – это образные прилагательные. )

- Итак, давайте посмотрим, справимся ли мы с заданием, которое должен был сделать Ваня. Выполнение задание прочитайте.  Выпишите из текста  существительное искусствов сочетании с прилагательными.

Упражнение 292 стр.128

 Чтение

Новые слова

Вопросы:

1)   «Что такое искусство?»

Искусство это умение, мастерство,

2) Какие виды искусства вы знаете.

Искусство очень обширно.

По казахски — это өнер

Толкование слова  «Искусство»

Искусство -   а,  ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 

Например:   Искусство  музыки

 Искусство кино

Изобразительное искусство.

2. Умение, мастерство, знание, дела

Владеть искусством шитья.

(работают самостоятельно)

- Теперь давайте проверим, что получилось.

- Как определите число и род у имен прилагательных. (Надо определить в каком числе и роде стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное)

Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

- Итак, Ваня отправился искать помощи в сказочной стране.

- И первый кого он встретил, оказался кто? (Емеля)

- Из какой он сказки? (По щучьему велению по моему хотению)

Диалог героев на слайде.

- Задание Емели, Имя прилагательное еще на какие вопросы может отвечать?  Мы  с вами сейчас определим.

Задание:

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1 группа.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий- к конуре.

2 группа.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова.)

- Дальше отправился наш Ваня в деревню, где он встретил Иванушку-дурачка. Иванушка задал Ване задание, в котором надо просклонять словосочетание.

Выполнение на доске. Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1, 2 группы – Художественный текст

3, 4 группы – Театральное искусство

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется  по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?

(Существительное.)

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

(род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

- Справившись с этим заданием, наш ослик пошел дальше. И встретил доктора Айболита. Доктор предложил нашему герою выполнить его задание. Надо определить какое слово лишние.

- Какое слово оказалось лишним и почему?

Потому, что это сущ., а больной и здоровый – это прилаг.)

Игра «Найди лишнего

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков:

1 группа

 (веселый, глупый, искусственный, театральный, музыкальный, художественный, изобразительный, фиолетовый, птичка, ловкий, )

2группа(больной, здоровый, умный, разноцветные, теплый, девочки, зубной, скорая, танцевальный, литературный)

- Следующий к кому попал Иван, оказалась Алёнушка. У Алёнушки тоже было задание для нашего ослика

Упр. 301 стр.131 Подберите к существительным художник, искусство подходящие по смыслу прилагательные. Составьте различные по цели высказывания предложения .

И продолжим наш урок.

- Алёнушка рассказала куда дальше идти. Вышел Ванечка на опушку и увидел там бабушку, а бабушка оказалась из сказки …(Сказка А. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)

- Бабушка попросила Ване помочь ей, тогда она поможет ему.

В её задании надо списать текст и вставить нужные по смыслу имена прилагательные. Затем проверка на доске.

- Бабушка подсказала Ванечке, если он выйдет на цветочную поляну, то там окончатся все его страдания.

- Пришёл Иван на поляну, а там прекрасная царевна. Попросил он у неё помощи, а она ему  справишься с моим заданием, помогу тебе.

А задание у неё сложное .

Определи. Каким членом в предложении имена прилагательные являются?

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?

Это краткие прилагательные

Благодаря вам  Ваня  ответил правильно,  и он  превратился в прекрасного царевича.

- А как вы думаете, почему произошло такое превращение?

 Итак, ребята, мы спасли  Ванечку. Посмотрите  внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?

А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 129) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?

(В учебнике не говорится о кратких прилагательных.)

Вывод:

1) Общее грамматическое значение

Имя прилагательное –самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? - красивый, чей?- заячий? каков?-красив.

Начальная форма имени прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

2) Морфологические признаки.

Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными (сильный человек), относительными (стальной нож), притяжательными (волчий хвост).

Непостоянные (изменяющиеся) признаки имени прилагательного:

А) степень сравнения (у качественных прилагательных);

Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);

В) род (в единственном числе- мужской, женский, средний);

Г) число (единственное или множественное);

Д) падеж (им., род., дат., вин., тв., пр.).

3)Синтаксическая роль

В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме - сказуемыми.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

Упражнение 295. Музыкальная  школа.

 Музыкальное  произведение

Музыкальный  вечер

Художественная  гимназия

Художественный фильм

Художественное произведение

Театральная пора.

Театральный сезон

Театральное искусство

9.Тестирование

Наш урок закончен. Что вам больше всего запомнилось не уроке?

. Подведение итогов.  

-Учитель спрашивает, что повторили и что нового узнали дети сегодня на уроке.

Рефлексивный этап.

      -Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.

11.Домашнее задание. написать сочинение- миниатюру «Зимняя пора»   Выучите правила

12. Выставление оценок

-Вот и подошло к концу наш урок. Хотите еще попасть в страну сказок?

Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и идти  по жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.

Средняя школа имени МукангазыСиранова

Открытый  урок  по  русскому  языку

Тема:Имя прилагательное

Учитель: Сергазиева А.С,

Класс: 5 «Ә» Село Елтай

2013-2014 уч.год


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Повторение имени прилагательного
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Как изменяются прилагательные мужского и среднего рода
Имя существительное – хлеб языка
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Имя существительное
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 4007 | Қосты: Сергазиева Анар Сарсенбеккызы | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык