Словарная работа на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы
средней школы №1
Мунайлинского района
Слово является инструментом познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы.
Чем богаче активный словарный запас человека ,тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой, но и общей культуры учащихся.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
1.Работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значение для формирования личности учащегося ,его мировоззрения , для вооружения учащихся навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2.Содержанием словарной работы является объяснением новых, непонятных для учащихся слов,
анализ и уточнение значений уже известных, ознакомление учащихся с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
3.Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
4.Словарная работа-это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически и целесообразно построенная работа , связанная со всеми разделами курса русского языка
На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова , обогащающие речь учащихся. Перед контрольным диктантом преподаватель объясняет не понятные для учащихся слова. Давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно все ли слова, встречающиеся в тексте известны учащимся.
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся, в первую очередь, над словами, которые предполагается вводить в активный словарь учащегося.
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому ещё одно ступенькой к овладению словом будут последующие уроки , на которых возможны такие виды упражнений:
1.Орфоэпическиий диктант
(правильное произнесение записанных на доске слов)
2.Диктант «Угадай словечко!»
(учитель дает толкование, а учащиеся записывают само слово)
3.Лексический диктант
(учащихся должны дать толкование диктуемым словам).
Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, но и вызывает желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, формируют
взыскательность, критичность по отношению к себе и собственной речи.
4.Задание «Объясни разницу». Работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению: одеть-надеть, экономный-экономичный и т.д. Она помогает предупредить ошибки
В употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.
5.Зрительные диктанты. Особенно полезны при работе с непроверяемыми написаниями, т.к. на помощь слуху и знаниям учащихся по грамматике приходят зрение, что способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка правописания.
6.Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь –необходимый инструмент для работы на каждом уроке .Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность- подспорье в этой работе.
Кроме орфографического словаря необходимы толковый и орфоэпический словари.
7.Включением нового слова в контексте ,т.е. составлением словосочетания или предложения освоение слова не завершается .Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания-это тоже работа со словарем.
8.Лексический разбор слова (как правило, такое задание приходится давать на дом)-тоже один из приемов работы со словарем. Но здесь есть свои трудности, связанные именно с отсутствием толковых словарей.
Кроме словарных слов мы тщательно рассматриваем на уроках и проверяемые написания.
Работа с ними включает в себя словарные диктанты из слов с определенной орфографией, разными орфограммами, блоками орфограмм, орфографический разбор и тренировочные упражнения ,повышающие общую грамотность учащихся, работу над ошибками и творческие задания.
Словарная работа, как важная часть урока , способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся. Но в силу того , что все в языке связано со словом и проявляется в нем же, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о язык, обучением правописанию и развитием навыков связной речи. Следовательно, словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.
Важно помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность, развивать речь, способствует повышению языковой культуры, формированию у учащегося внимания, уважения и любви к языку.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Статьи / Баяндама |
Көрсетілім: 3148 |
|
|
|
Словарная работа на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы
средней школы №1
Мунайлинского района
Слово является инструментом познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы.
Чем богаче активный словарный запас человека ,тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой, но и общей культуры учащихся.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:
1.Работа над словарём имеет большое воспитательно - образовательное значение для формирования личности учащегося ,его мировоззрения , для вооружения учащихся навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2.Содержанием словарной работы является объяснением новых, непонятных для учащихся слов,
анализ и уточнение значений уже известных, ознакомление учащихся с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
3.Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
4.Словарная работа-это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически и целесообразно построенная работа , связанная со всеми разделами курса русского языка
На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова , обогащающие речь учащихся. Перед контрольным диктантом преподаватель объясняет не понятные для учащихся слова. Давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно все ли слова, встречающиеся в тексте известны учащимся.
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся, в первую очередь, над словами, которые предполагается вводить в активный словарь учащегося.
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому ещё одно ступенькой к овладению словом будут последующие уроки , на которых возможны такие виды упражнений:
1.Орфоэпическиий диктант
(правильное произнесение записанных на доске слов)
2.Диктант «Угадай словечко!»
(учитель дает толкование, а учащиеся записывают само слово)
3.Лексический диктант
(учащихся должны дать толкование диктуемым словам).
Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, но и вызывает желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, формируют
взыскательность, критичность по отношению к себе и собственной речи.
4.Задание «Объясни разницу». Работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению: одеть-надеть, экономный-экономичный и т.д. Она помогает предупредить ошибки
В употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.
5.Зрительные диктанты. Особенно полезны при работе с непроверяемыми написаниями, т.к. на помощь слуху и знаниям учащихся по грамматике приходят зрение, что способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка правописания.
6.Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь –необходимый инструмент для работы на каждом уроке .Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность- подспорье в этой работе.
Кроме орфографического словаря необходимы толковый и орфоэпический словари.
7.Включением нового слова в контексте ,т.е. составлением словосочетания или предложения освоение слова не завершается .Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания-это тоже работа со словарем.
8.Лексический разбор слова (как правило, такое задание приходится давать на дом)-тоже один из приемов работы со словарем. Но здесь есть свои трудности, связанные именно с отсутствием толковых словарей.
Кроме словарных слов мы тщательно рассматриваем на уроках и проверяемые написания.
Работа с ними включает в себя словарные диктанты из слов с определенной орфографией, разными орфограммами, блоками орфограмм, орфографический разбор и тренировочные упражнения ,повышающие общую грамотность учащихся, работу над ошибками и творческие задания.
Словарная работа, как важная часть урока , способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся. Но в силу того , что все в языке связано со словом и проявляется в нем же, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о язык, обучением правописанию и развитием навыков связной речи. Следовательно, словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.
Важно помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность, развивать речь, способствует повышению языковой культуры, формированию у учащегося внимания, уважения и любви к языку.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Ұстаздарға |
Ата-аналарға |
Біздің мектеп |
Баяндама |
Эссе |
Оқушыларға |
Конкурс ең үздік шығарма Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз |