Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Коррупция в сфере образования Республики Казахстан.


Коррупция в сфере образования Республики Казахстан.

Коррупция в сфере образования Республики Казахстан.

Взяточничество - самое опасное коррупционное, должностное преступление. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью. И не только это. Взяточничество опасно и тем, что оно совершается лицом, которое само призвано соблюдать и охранять законы. 
Коррупция прямая угроза не только экономическому росту государства и благополучию народа. Это удар по демократии, правопорядку, правам и человеческому достоинству, социальной справедливости в обществе. Это прямая угроза нашему будущему поколению.
На сегодняшний день самым актуальным вопросом является коррупция системы высшего образования Казахстана – это очень серьезная проблема нашего времени. Первым очагом коррупции является процесс поступления в рамках ЕНТ или поступление в магистратуру и докторантуру, причем ставки растут вверх по 3-х ступенчатой стреле образования. Многим не секрет, что многие будущие студенты сегодня, перед тем как поступить в университет, переводятся в сельские школы, приобретая поддельные документы и справки для облегчения поступления в университет завтра.[1]
Анализ обращений показывает высокий уровень коррупции в системе образования: на не достаточный контроль государства в этой сфере. Жалобы на нарушение прав по линии образования составляют 23% от всех обращений в центр. Необходимо отдельно отметить, что большинство жалоб в отношении сферы образования поступившие в центр были анонимными. Звонившие практически отказывались инициировать какие – либо действия мотивируя под страхом перед преподавателями, возможностью не получить диплом или не сдать экзаменационную сессию.В числе принятых звонков также звонки родителей студентов и школьников.
Грант – это главная цель всех студентов, по той причине, что обучение оплачивается государством и приятным бонусом служит стипендия. Сегодня в Казахстане выделяются гранты на обучение, но проблема в том что, во-первых, их количество слишком мало, а во-вторых, получение этих самых грантов достаточно сложно и проблематично. Из-за нестабильности внутренний экономики нашей страны, плата за обучение в среднем ежегодно поднимается на 15-20%, что усиливает желание и дополнительно подталкивает «охотников» на получение халявных грантов. Такими «охотниками» зачастую являются люди, которые обладают не выдающимися знаниями, а наличием толстого кошелька. Этот вопрос решают легко и просто: кто-то прибегает к наличию связей (т.е. Маке и Баке), другие к открытому подкупу в виде подарков или оказания дополнительных услуг, (дедушка – министр, папа – декан, мама - ректор). В промежуточной сессии нужно платить за экзамены, прохождение практики, очень распространенное явление имеют случаи покупки оценок оптом, то есть целой группой студентов или даже потоком. Цены за такую услугу стоят от 1000 тенге до нескольких сотен, а бывает и тысяч долларов, все зависит от местоположения или солидности высшего учебного заведения, а также масштаба предмета (зачет по физкультуре, экзамен, дипломная работа и т.д.).[2]
Одной из экономических причин коррупции является низкая заработная плата государственных служащих, а также большое количество запретительных норм и высокие полномочия во влиянии на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Институциональными причинами считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законодательства. Социально-культурными причинами являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
У вузов должна быть самостоятельность, если мы работаем в рыночной системе. Но автономия не означает полную свободу, это повышение ответственности. Здесь нужны определенная культура и механизм контроля качества. В развитых странах это решается через систему аккредитации, вузом управляет совет, ректор выступает в роли менеджера, перед которым ставят задачи, и потом совет оценивает его работу. В Казахстане вузы находятся в системе госпредприятий, ректор отвечает перед министерством, и у него очень широкие полномочия. Сейчас будет вводиться коллегиальная система принятия решений в вузах. Вероятность принятия правильных решений при такой системе гораздо выше. И это также способствует открытости и борьбе с коррупцией. [3]
Если коррупция в среднем образовании, там, в основном, между собой контактируют родители, а также учителя и директор школы. Дети в этом не участвуют. В вузе, когда студент приходит и, допустим, платит за экзамен, он получает самый главный урок в своей жизни. Первое - это то, что легко можно решить какие-то вопросы. Второе - то, что система продажная, и он может тожесамое делать, когда закончит вуз, и потом это мультиплицируется в других сферах. Поэтому вопрос о коррупции в системе высшего образования - это очень важный системный вопрос. И мы должны его решать системно, через новую структуру управления, большую открытость и общественный контроль попечительского совета за деятельностью руководителей вузов. С национальными вузами ситуация получше,это большие вузы, они на виду. А вот с региональными вузами есть вопросы, они далеко от столицы. Если ректор, «продвинутый» человек, то работает хорошо. Что касается поборов с родителей в общеобразовательных школах,по закону государственная школа не вправе требовать каких-либо оплат с родителей. «Если нужны какие-то дополнительные средства на праздники, проведение мероприятий, это всё должно решаться только с ведома родителей. Среднее образование у нас предоставляется всем бесплатно».[4]
Виды преступлений, связанные с коррупцией в сфере образования:
1) получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений. По некоторым оценкам за получение взятки за поступление в высшее учебное заведение кроется 80 % преступлений;
2) репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;
3) получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
4) получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;
5) продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;
6) получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
В республике образование входит в тройку наиболее коррупционных сфер. По оценкам экспертов, стоимость сдачи сессии для студента составляет 50 тыс. тенге, а общий теневой оборот в системе высшего образования может превышать 100 млн. в год. Фактически высшее образование превратилось в бизнес - процесс по выдаче дипломов. Студенты получают не знания, а дипломы. Уже в студенческие годы молодые люди, "покупая" оценки, становятся участниками коррупционных явлений. При этом они утрачивают веру в справедливость, у них формируется потенциальная склонность к коррупции во взрослой жизни. В дальнейшем они уже не станут продуктивной частью общества. Именно поэтому коррупция в системе образования создает долгосрочные системные риски.[5]
Больно и обидно наблюдать как когда то одна из лучших систем образования (советская) превращается в нечто бесполезное и вредное для общества. В результате многочисленных реформ и попыток скопировать западные модели казахстанская система образования стала посмешищем. Выпускники Вузов (бакалавры) двух слов не могут связать хоть на русском, хоть на казахском языке. Потому и стоят в большинстве своем продавцами в магазинах, работают водителями и т. д. Я не против этих профессий, просто не понятно, зачем тратить родительские или свои деньги на образование, которое не пригодится?Итак, постараюсь разобраться, что мы имеем на текущий момент по высшему и среднему образованию.[6]
Начну с высшего образования. Можно выделить следующие ключевые проблемы.
1. Первая проблема – это юридический статус половины Вузов (73 из 146 Вузов – частные). Целью коммерческих Вузов является получение прибыли. Следовательно, коммерческим Вузам выгодно «обучать» как можно большее количество студентов. Исключение студента за неуспеваемость – это коммерчески не выгодное решение. Пусть студент не усвоил и 5% материала, «развел» по 90% предметов – но зато он платит вовремя. Преподаватели частных вузов не могут идти против целей своей коммерческой организации. Здесь либо увольнение – либо подпись (оценка) в зачетке. Логика преподавателей таких вузов: «лучше я деньгами накажу студента, чем завтра по указу ректора, заведующего кафедрой, просто так поставлю». К чему это ведет? К снижению уровня образования, к росту коррупции в вузах.
Некоторые скажут, «но ведь Министерство образования и науки РК их проверяет»! Так вот результаты их проверки: «С 27 по 29 мая 2011 года в республике проведен ПГК для студентов вузов. Участвовало 90,7 % от числа обучающихся студентов. Средний балл по республике составил 82,3. Итак, 2,05% всего не набрали пороговый уровень!!! Максимальное количество баллов, насколько, я знаю – 125. В любом случае, уполномоченный государственный орган по тем или иным причинам (скорее всего коммерческим) не выполняет своих функций – контроль качества образования.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: вузы заинтересованы в получении коммерческой прибыли, в большом количестве студентов. Министерство образования не предпринимает реальных шагов по повышению качества образования, ужесточению требований к частным вузам.
2. Вторая проблема. Государственные вузы, не в меньшей степени заинтересованы в увеличении количества студентов, повышении имиджа вуза и прочее. Поэтому и государственные вузы не заинтересованы в озвучивании реальных результатов по качеству образования. Тем не менее, государственные вузы, на мой взгляд, менее зависимы от Министерства образования. Уровень образования, требования к студентам в государственных вузах, несомненно, выше, чем в частных. Но… студентов все таки, исключают лишь в крайней (безнадежной) ситуации. А заочники являются стабильным финансовым источником.
По моему мнениюосновная причина коррупции в сфере образования - система управления образовательной деятельностью.
На мой взгляд, повышение уровня образования государственных вузов ограничивается не только системой финансирования студентов по государственному заказу. Можно выделить следующие основные причины:
- слабая система преподавательского состава;
- слабая государственная поддержка научной деятельности преподавателей;
- социальная уязвимость преподавателей государственных вузов;
- отсутствие системы психологической поддержки преподавателей;
- неэффективная система аттестации преподавательского состава (а может ее и нету – я не слышал).
Таким образом, вопросы государственного финансирования и контроля за деятельностью вузов страны практически разрушили систему высшего образования. Студентов много, вузов много – но так получается, что опыт и знания по специальности студенты получают непосредственно на работе (если устроятся по специальности). Система образования Республики Казахстан – это благоприятнейшая среда для развития коррупции и взяточничества. Еще один удар заключается в очередном эксперименте Министерства.
Чтобы брать взятку, ума не надо. Не надо учиться, повышать свои знания и квалификацию, создавать передовые и альтернативныетехнологии, строить новые предприятия и пахать землю. 
Порой, я думаю что с коррупцией бороться бесполезно, просто не нужно приучать преподавателей к взяткам, не давать и все, в случае предвзятого отношения и откровенного понуждения к даче взятки пишите письмо на имя ректора, либо выше, сдавайте экзамен уже комиссии, Да и государству нужно подумать об увеличении заработной платы преподавателей так же как у судей, ужесточить требования к обучению и вот тогда посмотрим. Плакатами, пропагандами, комиссиями коррупцию не искоренить, только приравнять коррупцию к особо тяжким статьям с приговором на 10 лет без права переписки вот тогда возможно что-то изменится. Мы сами виноваты в том, что коррупция расцветает, сами даем на лапу и этим самым разжигаем аппетит у преподавателей. Пока коррупцией борется сами взяточники никакой закон не поможет ! Вопрос о коррупции сам собой отпадет, когда при приеме на работу будет учитываться реальный уровень знаний. А родитель выражающий "благодарности" учит свое дитя, что именно опыт дачи взяток более необходим, чем само образование, и подтверждается это не большого ума людьми занимающими должности, и успешно подтверждающие данный факт публичными выступлениями. Такие руководители и становятся антигероями, разлагающими новое поколение, показывая своим примером, что мохнатые руки решают все, а не УМ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ И УМЕНИЯ.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что в сложившейся коррупционной системе высшего образования Республики Казахстан виноваты все стороны и абитуриенты, и родители, и преподаватели, и администрация высших учебных заведений. Мы должны представить какое поколение казахстанских специалистов в любой сфере будет через 10-15 лет?! Кто будет учить наших детей, кто будет их лечить? Вывод напрашивается сам собой: горе-недоучки сегодняшнего дня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы противодействия коррупции / Под ред. С.В. Максимова. – М.: “Спарк”, 2000. 
2. Кистауова З. Казахстан в борьбе за улучшение делового имиджа. // К обществу без коррупции.
3. Игнатенко Г.В. Международно-правовые проблемы противодействия транснациональной преступности и коррупции // Организованная преступность и коррупция. – 2000.
4. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы //Государство и право.
5. Нукенов М.О. Проблемы борьбы с коррупционной преступностью (уголовно-правовые,криминологические и криминалистические аспекты): Дисс. … д.ю.н. / Казахский национальный университет им.аль-Фараби – Алматы, 2005. 
6.Проблемы борьбы с коррупцией в современных условиях (материалы конференции), г.Астана, 2006 г. КазГЮУ


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Моделирование занятия иностранного языка в условиях лингафонного кабинета
Проблемы востребованности молодого специалиста
Инновационные модели обучения в колледже
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профильное обучение; опыт, основные проблемы и пути их решения
Гражданские, экономические, социальные и культурные права граждан РК
Паспорт плана информатизации
Содержание правового образования в современной школе
Тренинг «Психологические знания – основа профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач»
Бөлім: Уроки / Ашық сабақтар | Көрсетілім: 14246 | Қосты: Ескулова Сауле Шайзадаевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык