Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Действия над рациональными числами


Действия над рациональными числами

                                        

Действия над рациональными числами

 

 

Цели урока:                                                                                                                                                       1. Образовательная: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по данной теме, закрепить навыки и умения, используя определённые правила. 2. Развивающая: развивать математическую речь учащихся, их память, внимание, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать, обоснованно делать выводы; развивать умение преодолевать трудности при решении задач, а также познавательный интерес учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, правильную самооценку, аккуратность, внимательность, позитивное отношение к обучению, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:                                                                                                                                                                урок с дидактической игрой (урок - игра).

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.                                                          

Оборудование урока: презентацияPowerPoint «Действия над рациональными числами», файловые листы для обеих команд с  расположением полей морского сражения размером 5 на 5 квадратных единиц с координатами 1,2,3,4,5 по вертикали и a,b,c,d,e по горизонтали. На полях в произвольном порядке расположены корабли: 3 однопалубных и 2 двухпалубных.                                                              

Ход урока:

 1. Орг. момент.

Учитель:Сәлеметсіндерме, балалар! Пока наши гости собираются, исполним песню «Учат в школе»)  (Учащиеся приветствуют учителя и исполняют песню).

2. Мотивационная беседа.

Учитель:  Cегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания по теме «Действия над рациональными числами», применим полученные знания для решения устных и текстовых задач.

Итак, в теме «Действия над рациональными числами» (слайд 1) мы рассмотрели:                                                     3.1. Сложение отрицательных чисел.

3.2. Сложение чисел с разными знаками.

3.3. Вычитание рациональных чисел. Длина отрезка на координатной прямой.

3.4. Умножение рациональных чисел.                                                                                                                           3.5. Деление рациональных чисел.

План урока: (слайд 2)                                                                                                                                                  1. В начале урока мы повторим основнойматериал, который был изучен ранее.

2.3атем проведем игру «Математический морской бой»

3. Актуализация опорных знаний.  

Девиз урока: (слайд 3)                            «Можно

Любую на свете задачу   решить,

Коль вычесть унынье, волю умножить,

Упорство прибавить, любовь разделить»

1. Сформулировать правило сложения рациональных чисел:

     а) с одинаковыми знаками;

     б) с разными знаками;

     в) привести примеры.

  1. а) Сформулировать правило вычитания рациональных чисел.

     б) Как найти длину отрезка на координатной прямой?                                                                                 4. Сформулировать правило умножения рациональных чисел:

     а) с одинаковыми знаками;

     б) с разными знаками;

5. Сформулировать правило деления рациональных чисел:

     а) с одинаковыми знаками;

     б) с разными знаками.

  1. Устный счёт.                                                                                                                               Учитель:Работаем устно! Внимание на доску!
  2. Выполните действия: (слайд 4)

а) от каждого варианта выходит к доске  один ученик и решает примеры:

I вариант                                                                                                 II вариант                                                      а) -5 + 2=                                                                                                 а) 2-(-3)=                                                                                                                                                 б) -3-4=                                                                                                   б) -6-(-5)=                                                                                                                                        

в) -7+5=                                                                                                   в) 2∙(-3)=

г) 10+(-3)=                                                                                              г) -2∙(-3)=

д)-8:(-2)=                                                                                                 д)  8: (-2)=

б) от каждого варианта выходит к доске  один «учитель» и исправляет ошибки (зачёркивает неправильные ответы, записывает правильные)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  1. Выполните действия и сформулируйте соответствующие правила: (слайд 5)

-3+0=                                                                                                           -7+7=       

 0+(-7)=                                                                                                        8+(-8)=

 1 вариант. Если в сумме двух чисел одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.

2 вариант. Сумма противоположных чисел равна 0.                                                                                        -100∙1=                                                                                                        -100∙(-1)=                                                                                                                                                                                                                                                    

 20∙1=                                                                                                           20∙(-1)=                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 1вариант. Если в проведении двух чисел один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю.                                                                                                                                                2 вариант. Если в произведении двух чисел один из множителей равно -1, то произведение равно другому множителю, взятому с противоположным знаком.

  1. Выполните сложение:                                                                                                                            

     а) -3+(-5)+(-7)+2=  ;                                                                                                                                        

     б) 17+(-2)+(-9)+5+(-7)+9= .

Значение суммы закрыто.  Учащиеся сверяют полученные ответы с правильным ответом на слайде.

5. Валеологическая пауза.

 Учитель:Пожелаем друг другу всего доброго:   

учащиеся повернувшись к друг другу лицом произносят хором:

                                                                                    «Қолымның жылуын саған беремін,

                                                                                      Жүрегімнің жылуын саған беремін,

                                                                                      Әлемдегі жақсылықты саған тілеймін» «Тепло своих рук я тебе даю,

Тепло своего сердца я тебе даю,

Всё лучшее на земле я тебе желаю»                                                                                                                                                                                                                                       5. Математический морской бой. (Слайд 6)

                                                        (Слайд 7)                                                                   

                                                                                  Тем, кто учит математику,

                                                                                      Тем, кто учит математике,

                                                                                          Тем, кто любит математику,

                                                                                 Тем, кто  еще не знает,

                                                                                                  Что может полюбить математику

                                                                                               Наш бой морской посвящается!

(Учащиеся исполняют песню «Школьный корабль»)

Учитель раздаёт файловые листы для обеих команд с  расположением полей морского сражения размером 5 на 5 квадратных единиц с координатами 1,2,3,4,5 по вертикали и a,b,c,d,e по горизонтали. На полях в произвольном порядке расположены корабли: 3 однопалубных и 2 двухпалубных. Знакомит учащихся с правилами игры. (Слайды 8,9,10)                                                             

1)В игре участвуют две команды с количеством учащихся по 5-6 человек в каждой.         2) Перед началом игры команды выбирают капитанов и приветствуют друг друга. Роль капитана – координировать игроков, предоставляя право ответа, в зависимости от сложившейся ситуации, тому или иному участнику или отвечать самому.

3). После расстановки кораблей, капитаны команд приступают к выбору «снарядов».  На оборотной стороне «снарядов» находятся математические задания различного уровня сложности. Кроме этого каждой команде предлагаются еще по 3 «снаряда»: 1 – «призовой выстрел», 1 – «заклинило орудие», 1 – «блиц – мина».

4).  Основная задача игры состоит в том, чтобы уничтожить флот «неприятеля».

5) Ходят по очереди, вначале называя координаты квадрата, на которой располагается однопалубный или половина двухпалубного корабля противника, затем выбирают «снаряд» и отвечают на помещенный там вопрос.

6). В случае верного ответа – указанный однопалубный корабль противника «погибает» и снимается с игрового поля, двухпалубный же – считается «тонущим», но остается на игровом поле.

7). В случае выбора «призового выстрела» - команде дается дополнительный ход. Прямая противоположность – выбор «Заклинило орудие»: ход сразу же передается другой команде. Если выбор пал на «Блиц – мину», то это предполагает принудительный ход соперника с ответом сразу на три вопроса в течение 1 минуты, причем, если хотя бы на один вопрос получен неверный ответ – играющая команда, руководствуясь тактическими соображениями, будет вынуждена либо считать «погибшим» и снять с игрового поля однопалубный корабль, либо считать «тонущим» - двухпалубник.

                                                                                                                                          

Учитель: Начинаем нашу игру! Флотилии «Адмирал» и «Арго» готовы к сражению.

Флотилии ходят по очереди, вначале называя координаты квадрата, на которой располагается однопалубный или половина двузпалубного корабля противника, затем выбирают «снаряд» и отвечают на помещённый там волрос.

 

(Слайд 11) Снаряд 1.                                                                                                                                    Логическая задача. Яйцо всмятку варится 3 минуты.

Сколько времени будут вариться 5 яиц?

 

(Слайд 12) Снаряд 2.                                                                                                                   Логическая задача. Мать старше дочери на 23года. Через сколько лет дочь будет моложе матери на 25лет?

(Слайд 13) Снаряд 3.   Призовой выстрел

У вас появилась возможность сделать 2 выстрела подряд          

 

Решите задачу:

На координатной прямой изображены точки C и D. Единичный отрезок равен 1см. Найдите длину отрезка CD, если а) C(1); D (7); б) C(-2); D(3).

                                                                       Ответ: а) 6см;

                                                                                  б) 5см

(Слайд 14) Снаряд 4.   Призовой выстрел

У вас появилась возможность сделать 2 выстрела подряд    

 

Решите задачу:

Температура воздуха была -7˚С. Сколько градусов будет показывать термометр, если:

а) температура воздуха повысится на 3˚С;

 б) температура воздуха понизится на 2˚С.

Ответ: а) -4˚С;

             б) -9˚С 

(Слайд 15) Снаряд 5. «Заклинило орудие»   Право выстрела передается сопернику

Закончить предложение:    Все натуральные числа, числа, им противоположные и число 0 называются … (целыми) 

                  

(Слайд 16)Снаряд 6

Как обозначают множество рациональных чисел?  (Q)    

 

(Слайд 17)Снаряд 7     «Блиц мина»

предполагает принудительный ход соперника с ответом сразу на три вопроса

 Вместо квадратов запишите такие числа, чтобы получились верные равенства.

1) 2  + (-10) = -8

2)  -2 +   5   = 3

3)  -9 – 12  = -21

 

(Слайд 18)Снаряд 8   

Решите уравнение:  |x|=3,6

                              x=-3,6; 3,6

(Слайд 19)Снаряд 9   

Решите уравнение:

                                 |x|=-4,2

                                      корней нет   

 

(Слайд 20)Снаряд 10    «Заклинило орудие»   Право выстрела передается сопернику

Закончить предложение:

 Целые числа, отрицательные и положительные дробные числа  называются … (рациональными)

 

Снаряд 11

Как обозначают множество натуральных чисел? (N)

 

 (Слайд 21)Снаряд 12    «Блиц мина»

предполагает принудительный ход соперника с ответом сразу на три вопроса

Выбери правильный ответ:

1) 12+(-3)                  а)10; б)9; в)-9.

2) 25*(-4)                   а)-100; б)100; в)10.

3) -84:(-21)                 а)0,4; б)4; в)-4.

Ответ: 1)б;  2) а; 3)б.

 

(Слайд 22)Снаряд 13

Поставьте вместо точек соответствующие числа:

                             а) |-4,3|=… 4,3;

                             б) |1/2|=…1/2

 

(Слайд 23)Снаряд 14

Какими двумя нотами измеряется морской путь?

Ответ: ми, ля

 

Подведение итогов игры

Учитель подсчитывает количество сражённых кораблей у каждой флотилии и объявляет флотилию – победителя.

 

7. Подведение итогов урока.  (Слайд 25)

1. Повторили:                                                                                               

 Правила   действий над рациональными числами. Завершитьсхемы:             

                   (-) + (-) = (-)

                (+) + (-) = (+-)

                (-) ∙ (-) = (+)

                (-) ∙ (+) = (-)

                (-) : (-) = (+)

                (-) : (+) = (-)

2.Закрепили знания, умения и навыки по теме «Действия над рациональными числами».  

 

8. 1) Домашнее задание (творческое).(Слайд 26)

Сочинить сказку по теме: «Рациональные числа»

2) Чтение математических сказок.                                                                                                            

Скучная жизнь « + » и « - »

Жили как - то в лесу Плюс да Минус. Жили они одни, им не с кем было играть, им было скучно и тоскливо. Как - то ночью Плюсу приснился сон, что где - то за горами есть волшебный город, там много разных цифр и знаков, там очень весело. Утром Плюс рассказал свой сон Минусу, они решили найти этот город. Шли они долго, было трудно, но в один прекрасный день они нашли то, что искали. Они вошли в ворота, там было также красиво, как и во сне. Они познакомились с жителями прекрасного города, вместе играли, вставали между цифрами, и у них получались новые числа. Им так понравилось в этом городе, в прекрасном городе под названием «Математика».

Оценка

На аккуратно начерченной числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и Нуль.

Председателем единогласно был избран Нуль. Он и стал первым держать речь:           «Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы произвести оценку нашим действиям. Я должен отметить, хотя,  может, это и нескромно, что от меня ведется отсчет всех чисел, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня расположены числа положительные, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева - числа отрицательные, в жизни очень плохо быть отрицательным, но нам в математике часто без них не получить положительный ответ. Всяческого одобрения заслуживает модуль, который всегданеотрицательный». Сидят числа и раздумывают: « Что стоит оценка Нуля?»                                                                                  

 

 

9. Рефлесия.  (Слайд 27)

Учитель: на парте лежат квадратики красного, зелёного, жёлтого цветов. Выразите своё мнение о сегодняшнем уроке, прикрепив на доску квадратик определённого цвета. Красный цвет означает:  «Урок замечательный!», зелёный - «Урок хороший», жёлтый -       «Ничего хорошего»


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Простые и составные числа
Деление многозначных чисел на двузначные и трехзначные числа.
Действия над рациональными числами
Закрепление деление и умножение многозначных чисел на однозначное. Задачи на движения
Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, состоящих из 2-х действий
Признаки делимости
Внеклассное мероприятие по математике
ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Задача открытый урок
Способы решения систем уравнений
Бөлім: Уроки / Математика | Көрсетілім: 1826 | Қосты: Кирибаева Гайни Садировна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык