Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » История народов Казахстана


История народов Казахстана

История народов Казахстана

Пояснительная записка
       Данная программа по курсу «История народов Казахстана» основана с учетом требований «Закона об образовании», утвержденного Парламентом Республики Казахстан. Учтены основные задачи, указанные в государственных документах, таких как «Концепция о гуманитарном образовании исторического сознания в Республике Казахстан» и высказывания Президента страны Н.А.Назарбаева о необходимости изучения национальной истории.
     Прикладной курс «История народов Казахстана» входит в общественно-гуманитарное направление, является  частью истории.
     Характеристика содержания образования раскрывается на уровне научных понятий, теорий, концепций, опираясь на научные представления, информацию и терминологию, изученную учащимися по другим предметам и основывается на сохранении единства гуманитарной и естественно - научной культуры.
           Акцент целей  делается на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. 
*Развитие творческого подхода к историческому процессу, рассматриваемому в его единстве и многообразии
*Обеспечить всестороннее изучение Отечественной истории во взаимосвязи с историей народов проживающих на территории Казахстана.  
*Необходимо максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка. 
*Формировать теоретическое сознание и мышление, воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания.
*Повторить и закрепить пройденный материал прошлых лет.
*Предусмотреть возможность всестороннего развития способностей и патриотического  чувства учащихся
*Выработать активную нравственную позицию формирующейся личности.
     Задачи программы:
• Становление целостного восприятия давнего прошлого и современности
• Формирование личностного отношения к историческим, политическим, социальным, культурным фактам
• Понимание противоречивости исторических процессов
• Аналитический, сравнительный подход к интерпретации событий, явлений и процессов
• Формирование общественного сознания
• Развитие навыков самостоятельной творческой работы
      Общая характеристика курса. Введение  данного курса в школе,  необходимо для изучения тем, которым в  курсе истории   уделено мало внимания, либо которые вообще не рассматривались в силу ограниченных возможностей стандартной программы. Прикладной курс способствует систематизации некоторых знаний полученных ранее.
      Данный курс предлагает выпускникам школ систематизированные научные сведения об объектах, изучаемых общественными дисциплинами. 
      Программа может быть использована в профильном обучении старшеклассников при подготовке к ЕНТ.
     В  программу включены обязательные самостоятельные занятия во внеурочное время, подготовка различных видов самостоятельных работ: рефератов, докладов, сообщений.
     Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов, развитие самостоятельности при выполнении самостоятельных работ.
    Курс, включает в себя теорию. Теоретические сведения сообщаются учащимся в виде лекций, сообщений различного рода информации.
      Основные принципы отбора и структурирования материала:
• актуальность, историчность
• выдержка тематики курса
• наличие информации в библиотеке школы
• ориентация на современные образовательные технологии
• наличие пособия, содержащего необходимую информацию
       Межпредметные связи, внутри-предметные связи  Программа курса  «История народов Казахстана» построена на знаниях различных смежных исторических и общественных дисциплин:  антропологии, археологии, этнологии, философии, политологии, социологии, культурологии, психологии, демографии, эстетики, этики, географии, истории.
Сроки реализации: 2008-2009 учебный год /сентябрь 2008г. – май 2009г./
Методы, формы обучения: 
* интерактивные методы
* изучение теоретических сведений
* работа с лекционным материалом
* конспектирование материала
* анализ по темам
* работа с историческими документами
* работа с картами
* составление синхронистических таблиц
* составление типологических таблиц
* устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
* составление хрестоматий
* подготовка сценариев  слайд - показов
*составление карт
Режим занятий: 
всего 34 часа, 1 час в неделю
Требования к уровню подготовки по данному предмету:
• знания по общему курсу истории Казахстан с древнейших времен до нашего времени;
• знания по общему курсу мировой истории;
• умение работать самостоятельно и в группе;
• умение размышлять, анализировать, делать выводы;
• работать творчески, используя последние достижения науки и техники;
• работать с периодическими изданиями, книгами, журналами
Критерии и нормы оценки обучающихся:
• ученик получает зачет (оценка не ниже «4» при условии: выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению)
• дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных
- использование ИНТЕРНЕТ – технологии
- инициативную публичную презентацию своей работы
Предполагаемые результаты:
• овладение учащимися специфическими историческими терминами
• повышение интереса к историческим дисциплинам
• знание отдельных исторических событий
• умение прослеживать взаимосвязь исторических событий
• творчески работать: подготовка слайд – показа, защита рефератов, докладов
 
Учебно-тематический план
«История народов Казахстана»
прикладной курс
для учащихся 11 «А» класса
ОСШ № 11 им. А.Навои
 
№ Тема Кол-во
часов
1. Введение 1
2. Природные условия и среда обитания древних людей. 1
3. Понятие о человеческих расах, этносе, народе, нации. 1
4. Человеческая цивилизация. 1
5. Религия, искусство и мифология в древности. 1
6. Религия в современном мире. 1
7. Место  религии в современном Казахстане. 1
8. Город и степь в историческом разрезе времени. 1
9. Кочевая цивилизация. 1
10. Оседлый образ жизни. 1
11. Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана. 1
12. Антропологические аспекты происхождения казахского народа. 1
13. Этнические процессы на территории Казахстана. 1
14. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии. 2
15. Из истории формирования некоторых наций. 3
16. Понятие о традициях, обычаях, культуре. 1
17. Материальная культура на территории Казахстана. 1
18. Духовная культура на территории Казахстана. 1
19. Взаимодействие и взаимообогащение культур. Роль Великого Шелкового пути в жизни народов. 2
20. География расселения народов, процесс оседания. 1
21. Казахстан – многонациональное государство. 1
22. Казахстан в годы независимости. 1
23. Современные мировые изменения в области национальных отношений и Казахстан. 2
24. Прогнозирование. 1
25. Глобальные вызовы и «гражданин мира». 1
26. Граждане Республики Казахстан и социальные процессы. 2
27. Итоговое занятие. 2
Итого 34 ч.
 
Содержание изучаемого курса
 
      I . Введение /1час/. Значение, содержание и структура курса.
       II.  Земля – колыбель народов всего мира /3 часа/. Каковы же были основы всего сущего на Земле? Откуда пошел род человеческий? Какими были природные условия и среда обитания древних людей? 
    Субстанциальным началом является человек. Человек, будучи центральным элементом  мира,  осуществляет взаимодействие общественной системы с природной средой.  
      Процесс образования  рас, народов и наций является результатом  исторического хода и действия человека.
    Появление человеческих цивилизаций - результат человеческого развития. Достижение пиковых и тупиковых точек в развитии мировых цивилизаций.
      III. Религия/3 часа/. Определение и сущность религии. Возникновение мировых религий, проникновение ислама на территорию Казахстана. Древние верования и представления племен населявших территорию Казахстана. Взаимодействие религии, искусства, мифологии. Религия в современном мире и Казахстане.
      IV. Город и степь/3 часа/. Город и степь в историческом в историческом разрезе времени. Кочевой и оседлый образ жизни. Эволюция кочевого образа жизни, оседлого образа жизни. Сравнение и анализирование двух совершенно непохожих друг на друга  систем.
      V. Формирование казахской нации/5часов/. Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана. Антропологические аспекты происхождения казахского народа. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии.     
      VI. Из истории формирования некоторых наций/3 часа/. История формирования и развития русского народа, среднеазиатских народов. Появление на территории Казахстана представителей различных наций.
      VII. Развитие культуры народов Казахстана/5 часов/. Определение культуры. Материальная и духовная культура. Понятие о традициях, обычаях. Взаимодействие между  народами и нациями, взаимообогащение  культур, обмен научными знаниями, опытом  - это целая страница истории Казахстана. Казахстан находится в центре  Евразии, его соседями являются как европейские государства, так и азиатские. Казахстан находится на стыке двух культур, и перед народом всегда стояла задача «выбора». Казахстан и Средняя Азия  имеют богатую историю взаимоотношений в культурной, политической сферах. Духовная и материальная культура народов проживающих  на территории  Казахстана тесно переплетается с культурой казахского народа. На протяжении многих столетий  шло обогащение и дополнение  элементами материальной и духовной культур. 
    Важную роль во взаимообогащении  культур сыграл Великий Шелковый путь.  Современная история высоко оценивает значение пути. На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа и Азия, создавалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.
      VIII. География расселения/1 час/. География расселения народов на территории Казахстана.     Роль миграции  в формировании многонационального государства /исторический ход/.
      IX. Современные процессы на территории Казахстана/8 часов/. Казахстан – многонациональное государство. На его  территории проживают свыше 120 народов и наций.   Появление     некоренных наций и народов на территории нашего государства, сложный исторический процесс. Казахский народ всегда был открыт для  людей нуждающихся в помощи и поддержке.    
      Важным моментом в истории нашего государства является – международная политика. Казахстан сотрудничает со многими государствами мира, придерживаясь  дружественных отношений. Мы ценим дружбу, сотрудничество, мирное небо над головой, уважаем других!
      Каковы современные изменения на мировой арене? Последние события в мире. Роль и участие Казахстана в мировой политике. Прогноз на будущее. Глобальные вызовы современности
       X. Итоговое занятие /2 час/. Подведение итогов изучения курса.
 
 
Содержание учебной дисциплины
№ темы
(раздела) Название Содержание темы (раздела) Кол-во
часов
I. Введение Значение, содержание и структура курса. 1
II. Земля – колыбель народов всего мира Каковы же были основы всего сущего на Земле? Откуда пошел род человеческий? Какими были природные условия и среда обитания древних людей? 
    Субстанциальным началом является человек. Человек, будучи центральным элементом  мира,  осуществляет взаимодействие общественной системы с природной средой.  
      Процесс образования  рас, народов и наций является результатом  исторического хода и действия человека.
    Появление человеческих цивилизаций - результат человеческого развития. Достижение пиковых и тупиковых точек в развитии мировых цивилизаций.
3
III. Религия Определение и сущность религии. Возникновение мировых религий, проникновение ислама на территорию Казахстана. Древние верования и представления племен населявших территорию Казахстана. Взаимодействие религии, искусства, мифологии. Религия в современном мире и Казахстане.
3
IV. Город и степь Город и степь в историческом в историческом разрезе времени. Кочевой и оседлый образ жизни. Эволюция кочевого образа жизни, оседлого образа жизни. Сравнение и анализирование двух совершенно непохожих друг на друга  систем.
3
V. Формирование казахской нации Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана. Антропологические аспекты происхождения казахского народа. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии.     5
VI. Из истории формирования некоторых наций История формирования и развития русского народа, среднеазиатских народов. Появление на территории Казахстана представителей различных наций.
3
VII. Развитие культуры народов Казахстана Определение культуры. Материальная и духовная культура. Понятие о традициях, обычаях. Взаимодействие между  народами и нациями, взаимообогащение  культур, обмен научными знаниями, опытом  - это целая страница истории Казахстана. Казахстан находится в центре  Евразии, его соседями являются как европейские государства, так и азиатские. Казахстан находится на стыке двух культур, и перед народом всегда стояла задача «выбора». Казахстан и Средняя Азия  имеют богатую историю взаимоотношений в культурной, политической сферах. Духовная и материальная культура народов проживающих  на территории  Казахстана тесно переплетается с культурой казахского народа. На протяжении многих столетий  шло обогащение и дополнение  элементами материальной и духовной культур. 
    Важную роль во взаимообогащении  культур сыграл Великий Шелковый путь.  Современная история высоко оценивает значение пути. На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа и Азия, создавалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.
5
VIII. География расселения География расселения народов на территории Казахстана.     Роль миграции  в формировании многонационального государства /исторический ход/.
1
IX. Современные процессы на территории Казахстана Казахстан – многонациональное государство. На его  территории проживают свыше 120 народов и наций.   Появление     некоренных наций и народов на территории нашего государства, сложный исторический процесс. Казахский народ всегда был открыт для  людей нуждающихся в помощи и поддержке.    
      Важным моментом в истории нашего государства является – международная политика. Казахстан сотрудничает со многими государствами мира, придерживаясь  дружественных отношений. Мы ценим дружбу, сотрудничество, мирное небо над головой, уважаем других!
      Каковы современные изменения на мировой арене? Последние события в мире. Роль и участие Казахстана в мировой политике. Прогноз на будущее. Глобальные вызовы современности
8
X. Итоговое занятие Подведение итогов изучения курса 2
 
Литература
1.Аблакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Учебное пособие. – 3-е изд. Перераб и доп.-Алматы: Изд.Дом «Казахстан», 2001. 
2.Артыкбаев ж.О. 12 лекций по истории Казахстана: Курс лекций.-2-е изд.Перераб. и доп. – Астана:Фолиант, 2001. 
3. Артыкбаев Ж.О.Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий. –СПб: Мажор, 2005.
4.Асфендиаров С.Д. История Казахстана /с древнейших времен/, С.Д. 2-ое издание. Под ред. Проф. А.С. Такенова: Учебное пособие. Алма-Ата, «Казак университетi», 1993.
5.Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.- Алматы: Гылым, 1999. 
6.Ахметова Л. Патриотизм в ракурсе истории: Учебное пособие.-Алматы: Санат, 1996. 
7.Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI-началоXIIIв.).-А.-А.: Наука, 1986.
8. Большая Советская энциклопедия. Том 13. КОНДА –КУН./Главный редактор А.М. Проходов. 
9. История Казахстана: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ / А.Т. Толеубаев. Ж.К. Касымбаев, М.К Койгелдиев и др. //Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.
10. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Главный редактор М.К. Козыбаев. Алматы. Издательство «Дауiр», 1993г. 
11.История Казахстана: белые пятна: Сб.ст/Сост. Ж.Б.Абылхожин.
Алма – Ата.Казахстан.1991.
12.История Казахстана в арабских источниках.Т 3.Извлечения из сочинений XII-XVIвеков/Сост.,перевод с арабского языка, коммент. А.К.Муминова. –Алматы: Дайк – Пресс, 2006. 
13.История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков.Т.4. Историко-этнографические описания казахских земель. XVIII век/Сост.И.В.Ерофеева.- Алматы: Дайк – Пресс.2007.
14.История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Т.9.Народные предания об исторических событиях и выдающихся людях казахской степи (XIX-XXвв.) / Сост. С.Ф.Мажитов. –Алматы: Дайк – Пресс.2007
15.Из истории казахов / Сост. Е.Аккошкаров. – Алматы:  Жалын, 1997. 
16.История Казахстана: Пособие для студентов. – Алматы: Казинтеграф, 1998.-
17. История Казахстана: народы и культуры: Учебное пособие / Н.Э.Масанов, Ж.Б.Абылкожин, И.В.Ерофеева и др. –Алматы: Дайк – Пресс, 2001. 
18.История Казахстана и Центральной Азии: Учебное пособие. – Алматы: дайк – Пресс, 2001. 
19.Ирмуханов Б.Б. Этническая история Древнего Казахстана: /Очерк/. – Алматы. Олке, 1998. 
20.Кабульдино З.Е. Народ Казахстана: история и современность. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных школ.Астана. 2007. 
21.Казахская Советская энциклопедия. /Главный редактор М.К. Козыбаев. //
Алма –Ата.1981. 
22.Казахстан в XV-XVIII веках. Вопросы социально-политической истории. Алма-Ата, «Наука», 1969. 
23.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – А.-А.: Рауан, 1992. 
24.Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока: Очерки.Москва.Детская литература.1989
25.Кенжеахметулы Сеит.Национальная кухня казахов.ТОО Алматыкiтап. 2005.
26.Кенжеахметулы Сеит.Традиции и обряды казахского народа.ТОО Алматыкiтап. 2007. 
27.Козыбаев М.К. Проблемы методологии, историографии и источниковедения истории Казахстана (Избранные труды). – Алматы: Гылым, 2006. 
28.Козыбаев М.К.История и современность. –А.-А.: Гылым, 1991. 
29.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 6-е изд. Москва. Академический Проект. Трикста. 2005. 
30.Кудайберды-улы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий./Пер. Б.Каирбекова.Алма-Ата.СП Дастан.1990.
31. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII – начале XX веков. –А.-А.: Казахстан, 1991.
32.Мустафин Р.М.Представления, культы, обряды у казахов. Алма-Ата.Казак университетi. 1992.
33.Нусупбеков  А.Н. Вопросы истории Казахстана (Избранные труды)/АН Каз.ССР, Ин-т истории археологии и этнографии им.Ч.Валиханова. – А.-А.: Наука.Каз.ССР, 1989
34.Нусупбеков А., Бисенов Х. Фальсификация истории и историческая правда.
-А.-А.: Казахстан, 1964

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Возникновение казахских жузов
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Проект гражданин
Взаимоотношения человека с миром
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
История становления и развития Казахстана
Уроки с элементами подготовки к ЕНТ по истории Казахстана
Краткосрочный план по теме «Казахстан на карте мира»
Любой язык по – своему велик!
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 5286 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык