|
|
Ханство Абылая
Алматинская область
Енбекшиказахский район
с.Балтабай
Балтабайская средняя школа
учитель истории
Балгабеков Алмас Бейсенбаевич
Цель: Учить учащихся на основе анализа выделять главное из информации, разбираться в историческом событии.
Задачи обучения
- Повторить положение Среднего Жуза, географическое, политическое, экономическое
- Изучение нового материала:
- Контроль уровня изученных знаний
Задачи развития
- Развивать умение раскрывать связи между явлениями исторического периода, его составными элементами.
- Развивать умение объединять множество признаков дляописание исторического периода.
- Развивать умение анализировать .
- Развивать умение выделять главный признак исторического явления
- Развивать умениеделать вывод на основе проведенного анализа.
Задачи воспитания
- Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
- Воспитывать интерес к истории государства
- Формировать умение рационального умственного труда..
Содержание
- Положение Среднего Жузагеографическое, политическое, экономическое
- Положение в Джунгарии в 1745 году
- Отношения между Манчжуро-Цинскойимерией и Казахстаном.
- Личность Абылая
Средства обучения: живое слово учителя, учебник,карта..
Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.
Метод обучения:Самостоятельная работа.
Ход урока
Организационный момент
Тема нашего урокаХанство Абылая.
Мы с вами сейчас должны выяснить, как Абылай в такой сложной ситуации смог действовать в интересах казахского народа, разобраться в том, справедливо ли Абылай до сих пор пользуется уважением у народа, справедливо ли его называют аруак - ниспосланный аллахом для свершения больших дел?
Изучение нового материала
Вопрос1Положение Среднего Жуза географическое, политическое, экономическое
Географически Средний Жуз занимал территорию у Тарбагатайских и Алтайских гор к востоку от озера Зайсан. Земли богаты железными рудами. Уже имелись горнодобывающие предприятия. Мы видели, что земли Среднего Жуза не граничили с Джунгарской империей, однако после ойратского набега 1738 года в жузе сложилась сложная политическая обстановка.
В чем она заключалась?
Угроза захвата со стороны Джунгарского ханства. Над независимостью Среднего Жуза нависла угроза со стороны Маньчуро-Цинской империи.
1757 год.в пределы Казахстана вторглась Китайская армия.
ВЫВОД ситуация была подобно той что и в 1731 году в Младшем Жузе. Либо полная потеря суверенитета, либо политический компромисс.
(Принятие Российского подданства уже состоялось в 1748 году.Хан Абулмамбет и султан Абылай). Султан Абылай присягает на подданства Китаю, сохраняя подданства Российской империи. И теперь главной целью султана Абылая было обеспечение независимости Казахского ханства в условиях двойного подданства. Легко ли это было сделать? Нет. А вот Абылай-хан, проявляя огромный талант дипломата смог.
Но прежде чем мы более подробно поговорим о личности Абылай хана, давайте выясним, что происходи в 1745 году в Джунгарии- это очень важно для того, чтобы понять, как складывалась история Казахстана в дальнейшем.
Вопрос 2Положение в Джунгарии в 1745 году.
До 1745 года Джунгарией правит видный полководец и политический деятель Галдан-Церен. Джунгария достигла наивысшего могущества и постоянно угрожала соседям.
1745 год. Галдан-Царен умер, началась борьба за престол, а это привело :
- К расколу между руководителями и междоусобицам среди наследников трона.
- Претендент на джунгарский трон Амурсан бежит в средний жуз.
- В результате Китайской военной компании и Маньчжуро-Цинской оккупации Джунгария утратила свою независимость.
Вывод Джунгария потеряла независимость и ее военное могущество ушло в историю, т.е она больше никогда не угрожала Казахстану.
Вопрос 3Отношения между Манчжуро- Цинскойимерией и Казахстаном.
Вспомним еще раз историческую ситуацию в Среднем Жузе:
Джунгарское ханство больше не угрожает казахским землям, но в условиях двойного подданства Китаю и России, которую, естественно такое положение не устраивало, необходимо не только сохранить независимость, а жить и развиваться. Как это удалось Абылай хану мы постараемся выяснить.
Вопрос 4 Личность Абылая
Теперь, ребята, давайте рассмотрим личность этого человека более подробно.
Правильно ли его при жизни называли Аруак-ниспосланный Аллахом для свершения великих дел? Для этого прочтем параграф 4 и составим план- конспект.
План Биографические данные
- Внешняя политика Абылая
- Экономические преобразования проведенные Абылаем
- Идеологическая работа(духовно-самобытная культура).
- Внутренняя политика Абылай хана
КОНСПЕКТ
Биографические данные Абылая
Сын султана среднего жуза, Абылай родился в 1711 году. Происходил из младшей линии чингизидов среднего жуза. Дед Абылай был правителем города Туркестана. (Прозвище деда- кровопийца)
В 13 лет Абылай потерял отца убитого в междоусобной борьбе.
Он рано поступил на службу и уже в молодые годы проявил все свои лучшие качества: ум, храбрость, отвагу, сметливость. С 15 лет участвует в борьбе Казахского народа против иноземных захватчиков.
Внешняя политика Абылай хана
- Главной целью султана Абылая была обеспечения независимости ханства в условиях двойного подданства. Умело используя, дипломатические средства Абылай прилагал большое усилие по возвращению казахских земель.
- В этом вопросе порой складывалась критическая ситуация, но Абылай стремился решить все спорные вопросы мирным путем, не допуская возникновения напряженности.
- Значительное место занимала средняя Азия. Ташкент был вынужден платить налоги казахскому правителю. Туркестан, Шымкент, Сузак перешли во власть Абылая. Международные позиции Казахского ханства значительно улучшились.
Внутрення политика Абылай хана
- 1711 год. Умер хан среднего жузаАбулмамбет. Все знатные люди поддерживали Абылая. Признанием его заслуг в консолидации казахских земель было избрание Абылая ханом.
- Формой его правлением было единоначалие.
- Для укрепления личной власти совершенствовал законы Касым хана.
- Внес множество изменений в существующее законодательство. Во главе улусов поставил преданного себе султана. Ограничил биев в решении судебных дел.
- Создал боеспособную армию.
Экономическая политика Абылай хана
- Был сторонником расширения торговых сетей с Россией и Китаем.
- Поощрял развитие земледелия
Идеологическая работаАбылай хана
- Развивал самобытную культуру своего народа
- Был почитателем народной мудрости, несколько кюев создал сам.
- Поддерживал как меценат поэтов, музыкантов, импровизаторов.
Умер осенью 1781 года и был единственным властителем, которого народ при жизни назвал Аруак.
Да и сейчас, ребята, мы об этом человеке говорим с любовью и уважением. Вы теперь знаете много о его делах. Скажите, справедливо ли Абылай хана называли Аруак.
Вывод: Да, справедливо. Абылай действительно был талантливейшим человеком. И как воин, и как дипломат, и как государственный деятель. Он очень много сделал для своей родины и во внутренней, и во внешней политике. Не обошел своим вниманием экономику и духовное развитие народа. Но самое главное он остался в памяти народа легендарным олицетворением единством и целостности казахских земель.
Контроль. Фронтальная беседа
- Какое экономическое, политическое положение было в среднем жузе?
- Какие отношения были у Среднего Жуза с Маньчжуро-Цинской империей в 1756 году?
- Охарактеризуйте экономическое и политическое положение Казахского ханства в период правления Абылай хана.
Подведение итогов урока
Домашнее задание §4
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |