|
|
Анализ идиоматических выражений казахского языка
Внешние факторы:
1. Взаимоотиошения с соседними государстеами
У казахского народа огромное значение имеют добрососедские отношения с другими народами, населяющими территорию Средней Азии. И это ярко выражено в идиоматическом выражении: «Өзбек-өрістес ел, Қырғыз-қоныстас ел, Қарақалпақ- қарындас ел, Түрікпен-тамырлас ел, Татар-башқұрт-тағдырлас ел»
2. Климатические условия
На мировоззрение и культуру казахов огромное влияние оказало ведение кочевого образа жизни. Постоянная взаимосвязь с природой определила бережное к ней отношение. Ведь жизнь кочевника-казаха во многом зависела от окружающей среды, стихийных явлений природы, и знания о них помогали казаху выжить в трудных климатических условиях, это нашло свое отражение в идиоматических выражениях казахского языка: «Қыста қырға қонба, Жазда сайға қонба».
«Қыс қатты болса, қамысты жерді сағала»
Внутренние факторы:
1. Религия
Вера в Бога играла неотъемлемую роль в жизни казахского народа, это находит свое отражение в идиоматических выражениях казахского народа: «Жарлының жары-Құдай» «Құдай бергенге құлай береді» «Жетімге ауыз берген Құдай нәпақа да береді»
2. Традиции
Общеизвестно, что семья, отчий дом - қара шаңырак - самое дорогое сокровище казаха. И что одним из главных канонов в воспитательном кодексе молодых казахов является уважение к старшим, и прежде всего к родителям. А отец и мать - святые для каждого казаха понятия: «Ата - асқар тау, ана - бауырындағы бұлақ, бала - жағасындағы құрақ»-«Отец - неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки »,- идиоматическое выражение, являющееся тому подтверждение.
Отец для казаха - поистине неприступная, недосягаемая гора, непререкаемый авторитет, образец для подражания. По этому поводу казахи говорят: «Әкеге қарап ұл өсер» -« Глядя на отца, растет сын»
«Әке көрген оқ жонар» - «Сын, воспитанный отцом, сам смастерит стрелу» Отец не только наставник, но и главный судья поступкам своих детей. «Ата - балаға сыншы» -« Отец главный критик своего ребенка», - гласит народная мудростъ.
Быть достойным отцом, гордостью детей - участь нелегкая -«Атаның жүгі - атанның жүгі» - «Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда» - Кімнің баласысың? - Чей ты сын? - спрашивают аксакалы при знакомстве с молодым казахом. И если отец был и есть человек почитаемый, то и его сыну перепадет небольшая доля адресованного отцу уважения и послужит ему своеобразной рекомендацией. Отсюда и произошло идиоматическое выражение:
«Жақсы әке - жаман балаға қырық жылдық ризық» - «Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну»
Несмотря на то, что отец является главой семьи, женщина-мать занимает в семье свое особое место, ибо и мужчина рожден матерьго. Достойно оценив важную роль женщины-шеи при мужчине-ғолове, казахи говорят: «Жақсы эйел жаман еркекті хан қылады» - «Хорошая женщина плохого мужчину сделает ханом», особо подчеркиваются в казахских пословицах роль женщины-матери в воспитании детей:
«Анасын көріп қызын ал »- «Возьми замуж дочь, прежде узнав, кто ее мать» «Ағайынның алтын сарайынан ананың жыртық лашығы артық»- «Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей» - говорят казахи. «Әкесіз жетім - жартылай жетім, шешесіз жетім - бүтін жетім» - «Сирота без отца - полусирота, сирота без матери круглая сирота» , - гласит народная мудрость, подчеркивая особую близость матери к ребенку. Долг каждого ребенка перед матерью настолько велик, что оплатить его не в силах никто. Недаром народ считает:
«Анаңды Меккеге үш арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла алмайсың»-«Даже если трижды мать на себе в Мекку перевезешь - с долгом перед ней не рассчитаешъся»
Издревле казахский народ отличался гостеприимством. Любого гостя встречали с распростертыми объятиями и угощали самой вкусной едой, которая была в доме - қонақ асы ( еда для гостя ). Считается, что қонақ асы-это неразделенное на части наследство казаха. В прежние времена казах, отправляющийся в дальний путь, не брал с собой провизию, зная, что в пути он в любом доме будет радушно принят и накормлен, как божий посланник со всеми почестями, и ему будет предложено обильное угощение и предоставлен ночлег, ибо считается:
«Қонақ келмеген үй - мола» - «Дом, в который не приходит гость, подобен могиле»
«Қонаққа кел демек бар да, кет демек жоқ» - « Гостю можно говорить "приходи", "уходи" говорить нельзя»
«Таспен ұрғанды аспен ұр» - «На удар камня отвечай угощением» Тут будет уместно сказать и об особой любви казахов к мясу. О нем казахи говорят: «Жесем тісіме кіреді, жемесем түсіме кіреді» - Ем - в зубах застревает, не ем - во сне снится.
3. Патриотизм
У казахского народа сильно развито чувство патриотизма, любовь к родине, к своей земле.Ведь они не только смогли отстоять свои земли, но и сохранить их. И это чувство патриотизма прослеживается в идиоматических выражениях:
«Туған жерге туыңды тік»- « Водрузи свой флаг на родной земле» «Жері байдың елі бай»- «Кто богат землей, у того богатая страна» «Ер туған жеріне, ит тойған жеріне »- «Человека тянет туда, где он родился, собаку тянет туда, где она наелась» «Өз елім-өлең төсегім» «Әркімнің өз жері- Мысыр шаьары» «Жат елдің жақсысы болғанша, Өз еліңнің сақшысы бол»
4. Быт народа
Быт казахского народа неотъемлемо связан с работой. На эту тему в казахском языке существует очень много идиоматических выражений. Болышая часть из них имеет сельскохозяйственную тематику из-за кочевого образа жизни, где наиважнейшую роль играло скотоводство. Ведь скот для казаха- и пища, и одежда, и тягло:
«Малы бірдің жаны бір»- «У кого скот общий, у того и душа едина» «Мал ашуы-жан ашуы»- «Боль за скот-боль души» «Бірінші байлық-денсайлық, екінші байлық-ақ жаулық, үшінші байлық-бес саулық»-«Первое богатство-здоровье, второе богатство-семья, третье богатство-наличие скота»
«Речь без пословиц - что пища без соли»- гласит казахская мудрость. Как пресно блюдо без соли, так же пресна и скучна речь без идиоматических выражений. А казахскую речь представить без этих произведений народной мудрости просто невозможно. Тому, кто более или менее знаком с казахской культурой, известно, что казахи исстари очень высоко ценили силу слова. Мудрые ораторы - Бии с помощью одной единственной меткой, емкой фразы останавливали вражду между родами, разрешали запутанные споры. Благодаря лаконичности, остроумию и глубокому содержанию пословицы и поговорки надолго сохранились в людской памяти и дошли до наших дней. В этих мудрых изречениях отражены исторические события, процесс развития народного самосознания, быта, особенности выражения мысли, этических и правовых норм, художественного вкуса. Только в идиоматическое выражение коротко и точно можно вместить характеристику целого народа. Наиболышее количество идиоматических выражений казахского языка связано с темами: «Патриотизм», «Храбрость», «Семья». Это показывает свободолюбивый нрав, любовь к Родной земле, любовь к родным. Казахстан является примером добрососедства, а также положительным примером внутриполитической и стабильной внутриэкономической системы. На пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. В понимании народа идиоматические выражения выступают как источник разума, как пример подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительское наследие прежних поколении.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |