Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения


Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения

Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения

«Курс русской стилистики»
Содержание
 
1 Введение
2 Учебно-тематический план
3 Содержание курса
4 Входящая анкета
5 Дидактический материал 
       Введение
 
Данный курс по выбору «Курс русской стилистики» для учащихся 9-11 классов. По содержанию тематической направленности является надпредметной, по функциональному предназначению является учебно-  познавательной, по форме организации групповой и индивидуальной, по времени реализации краткосрочной (17 часов)
Актуальность: Развитие связной речи учащихся-важнейший аспект обучения по родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно видят залог успешного формирования социально активной личности. Во многих сферах человеческой деятельности искусное владенье речью является обязательным условием, оно становится просто необходимым для эффективной работы. Инженер, учитель, менеджер, врач, политик, социальный работник должны овладеть искусством речи, чтобы полноценно общаться, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения грамотно, но и уместно употреблять языковые средства, как в устной речи, так и письменной.
Проблема: Как научить свободной речевой деятельности, элементарной языковой компетенции, которые позволили бы свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке? Какие условия необходимо создать для работы по обогащению словаря и грамматического строя речи и развития их связной речи. 
Обоснование: Данная программа «Курс русской стилистики» призван овладеть нормами литературного языка, формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения. В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатываются творческие коммуникативные способности.
Цель курса: Развитие функциональной и практической грамотности по стилистике, творческих и коммуникативных способностей и качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, воспринимать информацию и передать ее, совершенствование культуры речи. Программа курса предназначено для обучающихся в основной и средней школах.
Задачи курса: Стилистика речи изучает «Функционально-стилистическую дифференциацию речи», т.е. определяемое внешними факторами различие: приемов использования, частоты употребления, сочетаемости тех или иных языковых средств в разных коммуникативных сферах. В связи с вышеизложенной концепцией и целями, основными задачами курса являются:
- формирование навыков и умений использовать особенности стилистики в устной и письменной речи, презентация результатов; 
- формирование практических навыков успешного эффективного речевого поведения в важнейших жизненных ситуациях.
Содержание курса объединяет 5 тем, которые рассматривают деятельность по расширению и углублению знаний по русской стилистике: практические работы по развитию навыков и умений.
В планирование содержания включены: практические, контрольные, творческие уроки, которые проводятся по окончании изучения каждой темы.
Гипотеза: Если учащиеся овладеют навыками успешного, эффективного речевого поведения, то они состоятся личностями толерантными, так как 21 век требует воспитание гражданина мира, способного решать глобальные проблемы планеты Земля, жить в социуме и быть конкурентоспособными личностями.
Ожидаемый результат: Развитие у учащихся умений и навыков культуры публичной речи, выполнение в использование на практике в разных речевых ситуациях стили речи, умение организовать свою речь в соответствии с ситуацией общения. 
В результате успешного изучение курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- расширят словарный запас;
- обогатят активный запас грамматических конструкций; 
- выработают гибкость в обращении с языковыми средствами, научатся варьировать ими с учетом ситуации, цели общения;
- усовершенствуют навыки связной речи, грамотное оформление документаций.
После окончания изучения курса учащиеся должны уметь: 
- составлять рефераты; 
-писать отзыв, рецензию; 
-составлять аннотацию, заметки;
-осуществят подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, содержание и структуру выступления, подготовить правильно использовать конспект);
-умение писать расписку, протокол, заявление, автобиографию, служебные заметки, объявления, объяснительные; 
- писать статью в газету. 
Требование к уровню подготовленности учащихся. 
Учащиеся должны знать и уметь 
- успешно взаимодействовать с другими людьми в повседневной и профессиональной сферах жизни; 
- различать стили речи; 
- документацию (деловые бумаги)
В течение изучения будут предложены следующие формы контроля уровня достижений;
- выполнение определенного набора практических заданий;
- устранение ошибок;
- исследовательская работа (статья в газету, яркость, убедительность правильность речи).
Методическое обеспечение курса.
- таблицы и схемы;
- раздаточный материал (упр. зад.)
- книги;
- словари
Диагностический инструментарий:
Анкеты, проекты, рефераты, доклады, сочинения, творческие задания.
Форма и методы работы:
Лекция, тренинг, уроки-практикумы, дискуссия, деловая игра, беседа, творческий конкурс.
 
 
 
       Учебно-тематический план
№ Наименование тем курса В том числе
часы теория практика формы контроля
1 Введение. Задачи курса 1 1
2 Разговорный стиль 3 1 2 Выполнение
практических
заданий
3 Публицистический стиль 3 1 2 Сообщение на заданную тему
4 Научный стиль 2 1 1 Выполнение
творческих
заданий
5 Официально- деловой стиль 3 1 1 тренинг Составление деловых бумаг
6 Художественный стиль 3 1 2
сочинение- миниатюра Выполнение
практических
заданий
7 Итоговое занятие- творческий конкурс 2 1 1 Выступление в разных жанрах
 
 
Содержание курса
Тема 1 Вводное занятие
Стилистика как отрасль языкознания. Лекция с элементами беседы. Цели курса, план, введение в курс. Речевое общение, речевая деятельность, функциональная и практическая грамотность по стилистике.
Д.з: составление схем, таблиц (стили речи)
 
Тема 2 Разговорный стиль-функции общения (3ч)
Звуковая сторона разговорного стиля. Словообразовательные особенности разговорного стиля. Сфера применения. Быт, семейные и дружеские отношения. Цели общения- обмен информацией, мыслями, близкими людьми.
 
Тема 3
Подготовка выступлений учащихся. Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Месть» Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом скверном ветру? Если бы вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго!
В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля: вопросительные и восклицательные
предложения, междометие разговорного стиля. Черт возьми, личные местоимения 1 и 2 лица.
Еще один пример-отрывок из письма А.С.Пушкина к жене, H.H Пушкиной, от 3 августа 1834 года.
«Стыдно, Женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как им смешно, для меня вовсе не забавно, что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтобы видеть скверных актеров».
В этом отрывке следующие языковые признаки разговорного стиля.
Использование разговорной и просторечной лексики.
 
Тема 4 Развитие речи. Изложение. 
Что это за птицы? (Текст в разговорном стиле) Выполнение творческих заданий.
 
Тема 5 Публицистический стиль (3ч) 
Сфера применения: 
Общественная жизнь, политика
Цели общения:
Воздействия, информация об общественно важных делах.
Основные особенности публицистического стиля:
общественно- экономические, политические культурные отношения используется в газетах, в журналах.
 
Словарный диктант
Отработка умений и навыков. Работа с материалом публицистического стиля. Работа в группах.
Д.з: Подготовить тексты «Выступление по телевизору в публицистическом стиле»
 
Тема 6 Жанры публицистического стиля
 К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.
Работа с текстом. Выступление учащихся. 
1.Что такое очерк?
2.0собенности портретного, путевого и творческая работа проблемного очерков. Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете.
Д.з: Собрать материал для очерка о своем товарище, друге (написание очерка)

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Словарная работа на уроках русского языка.
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения.
Современное ораторское искусство
Культура речи
В мире русских слов для предшкольного класса
Грамматика русского языка
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Язык мой- друг мой. Общие сведения о русском языке.
Изложение по теме " Выстрел, разорвавший тишину"
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 1835 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык