Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Грамматика русского языка


Грамматика русского языка

Грамматика русского языка

Пояснительная записка.
Как известно, формирование орфографических навыков - сложный и длительный процесс. В школьном курсе русской речи орфографии отводится незначительное место. Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит орфографический навык- это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии должны связываться с работой по развитию речи учащихся.
Следовательно, дидактический материал подбирается из задач обучения орфографии с учетом свойств русского правописания и закономерностей его усвоения, - исходя из задач формирования навыков связной речи.
И в том и в другом случае обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык - это речевой навык.
Условия необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
- высокий научный уровень преподавания орфографии;
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
- знания орфографических правил;
- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умения производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
- упражнения, отрабатывающие орфографические правила.
Причем следует подчеркнуть, что «упражнения и правильная понятая тренировка - это не повторение одного и того же произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется».
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических    
навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Данный курс предусмотрен для учащихся 10 классов. 
 
 
 
 
 
 
Цель: Организация процесса обучения, который обеспечит неуклонное продвижение учащихся в освоении норм правописания и успешного формирования орфографических навыков.
Задачи:
- изучение орфографии на морфологической основе;
- совершенствование процесса письма и чтения, который должен протекать на семантическом уровне /схватывание смысла речи, осознание значений слов и значение морфем/;
- формирование умений и навыков грамотного письма у учащихся с помощью двух групп понятий: специальных понятий орфографии (орфограмма, вид орфограммы, вариант ее лексической трудности) и тех семантико-грамматических понятий, которые составляют смысл правил правописания.
- овладение учащимися адекватными по содержанию орфографических правил способами действия (подбор однокоренных слов)
Гипотеза: Если:
- изучить орфографию на морфологической основе;
- усовершенствовать процесс письма и чтения, который должен протекать на семантическом уровне /схватывание смысла речи, осознание значений слов и значение морфем/;
- сформировать умения и навыки грамотного письма у учащихся с помощью двух групп понятий: специальных понятий орфографии (орфограмма, вид орфограммы, вариант ее лексической трудности) и тех семантико-грамматических понятий, которые составляют смысл правил правописания;
- овладеть адекватными по содержанию орфографическими правилами и алгоритмическими  действиями  (подбор однокоренных слов);
Все эти перечисленные условия дадут возможность для неуклонного продвижения учащихся в освоении норм правописания и успешного формирования орфографических навыков.
 
Пререквизиты:  Теоретические знания, по фонетике, морфологии, словообразованию, синтаксису, необходимый для верного понимания  содержания орфографических правил.
 
Постреквизиты: 
• Современный русский язык
• Лексикология русского языка
• Деловой русский язык
 В результате изучения дисциплины «Грамматика русского языка»  учащиеся  должны  знать:
        -    основные закономерности изменений фонетической,                
             морфологической и синтаксической системы русского языка;
- орфографические правила;
- лингвистическую основу орфографических правил;
 
уметь: 
      -    различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и  
            твердые согласные, выделять шипящие, устанавливать чередование 
           гласных и согласных, определять ударения;  
      -    правильно выделять части слова, подбирать однокоренные слова,  
            определять способ образования, различать соединительные гласные  
      -    различать части речи и их грамматические признаки
      -    устанавливать связь слов в предложении и отличать   
           распространенные члены предложения от одиночных;
      -    использовать правила орфографии на письме;
       -    понимать орфографические правила   на морфологической основе;
      -    соблюдать алгоритм применения орфограммы;
      -    правильно употреблять грамматические категории;
           
 
Владеть навыками:
        -   анализа орфографических правил;
        -   сопоставления морфологических и синтаксических признаков;
       -   семантического анализа слова;
       -   грамотного письма;
       -   усвоить процесс письма и чтения на семантическом уровне,   
           осознавать значение слов и значение морфем;
- определять виды орфограмм;
  
Основные компетенции:
- самоменеджмент  /анализ слова – выявление орфограммы-действие  по алгоритму  решения – использование на письме/;
- информационная  /выделение необходимой информации при решении поставленной задачи  -  использование словарей, справочников, энциклопедий, сайтов – извлечение нужной информации из источников – систематизация и обработка новой информации – делает вывод – отбор алгоритма из числа известных по заданному критерию для применения в конкретной ситуации/;
- коммуникативная /представление результатов обработки информации в письменном продукте – применение в своей речи логических приемов /;
 
№ задания формы работы цель, содержание литература сроки выполнения баллы вид контроля время сдачи
1.Орфография – основа грамотного письма реферат Понимание необходимости заний о языковой грамматики в жизни человека
1,3,4,5,9, 13,14,19.
06.09-13.09
20-30
промежуточный
14.09.
2.История русской графики и орфографии реферат Формирование знаний об истории русской графики и орфографии
13,14,19.
 
04.10-11.10
35
промежуточный
14.10
3.Правописание гласных, согласных в корне слова практические задания Формирование навыков по определению безударных, непроверяемых безударных, чередующихся гласных в корне слова; формирование навыков правописания двойных,  глухих, звонких, непроизносимых 4.Правописание самостоятельных частей речи проект Совершенствование навыков грамотного письма, алгоритма использования орфограммы на письме; развитие монологической речи;
15, 17, 18
07.12-18.12
35
промеж
уточный
23.12
5.Служебные части речи, их правописание реферат Совершенствование навыка грамматического комментирования
текущий
6.Слитно-дефисно-раздельное написание соотносимых словоформ творческое задание Совершенствование исследовательских навыков на основе текстов различного стиля
1, 5, 6, 8, 10,15, 17, 18.
11.01-26.01
20-30
промежуточный
01.02
 
7.Грамматика русского языка проект Систематизация знаний по грамматике русского языка
1,3,4,5,9, 13,14,19.
 
19.02-19.03
40
рубежный
05.04
 
Оценки знаний
 
Оценка Буквенный эквивалент Рейтинговый балл                        (в процентах %)
 
В баллах Критерии оценивания
Отлично А 95 – 100 4 Ученик  умеет   анализировать орфографические правила, сопоставлять морфологические и синтаксические признаки;
делает полный семантический анализ слова, усвоил процесс письма и чтения на семантическом уровне, осознает значение слов и значение морфем. Грамотно использует орфографические правила на письме; отбирает алгоритм из числа известных по заданному критерию для применения в конкретной ситуаци
 
 
 
А- 90 – 94 3,67
Хорошо В+ 85 – 89 3,33 Учащийся в достаточной мере правильно анализирует и сопоставляет лингвистические признаки, процесс письма и чтения усвоен на семантическом уровне. Хотя алгоритм применения орфограммы выбран правильно, на письме и в речи  допускаются орфографические и орфоэпические ошибки
 
В 80 – 84 3,0
 
В- 75 – 79 2,67
Удовлетворительно С+ 70 – 74 2,33
Учеником усвоен только основной материал курса, при анализе допускаются неточности, ошибки в употреблении грамматической категории и формы. Ошибочное применение правил на практике.
 
С 65 – 69 2,0
 
С- 60 – 64 1,67
 
  D+ 55 – 59 1,33 Отсутствует усвоенность грамматических  явлений. 
 
D 50 – 54 1,0
Неудовлетворительно F 0 – 49 
 
Итоговое оценивание учащегося
Текущий контроль -40%
Итоговый контроль -60%
И%=Р1*0,4+ИК*0,6 
Р1 – процентные показателей рубежных контрольных работ
ИК- процентный показатель  итогового контроля
Критерии оценки проектов учащихся:  
 
критерии показатели баллы
19-20 15-18 10-14 0-9
Актуальность проекта
Основание темы проекта
Соответствие проекта содержанию курса                      
Постановка гипотезы
Целенаправленность проекта Реалестичность проекта
Постановка задачи
Выполнение задачи
Информационное обеспечение
Школьный учебный материал
Научно-познавательная литература
Интернет-ресурсы
Програмное обеспечение
Программы по стандарту
Выполнение требовании программы курса по выбору «Грамматика русского языка»
Оформление
Указание на лингвистические источники Практическое применение правил
 
Языковое разнообразие материала
Исследовательские задачи учащихся Применение исследовательской методики
Анализ, выводы
Презентация проекты
          «19-20» - выполнение требования, конкретность
«15-18» - не полное  выполнение  требования
«10-14» - частичное выполнение требования 
«0-9» - не соответствует требованиям.    
 
Политика и процедура курса 
1. Не опаздывать на занятия;
2. В  соответствии с уставом школы носить школьную форму;
3. Не пропускать занятия без уважительной причине;
4. Пропущенные занятия отрабатывать в точно указанный педагогом срок;
5. Присутствовать на всех видах  контроля;
6. Понимать что невыполненные в срок задания влияют на итоговую оценку;
7. Активное участвовать в педагогическом процессе;
8. Выполнять домашнее задание;
9. Создать условия для позитивного взаимоотношения на уроке.
 
Содержание и методическое обеспечение курса
 
Методы обучения:   интерактивные методы стимулирования умственной деятельности, метод выявления ошибок, метод опережающего обучения, проблемный.
Применяемые технологии:  
- Технология исследовательской деятельности учащихся;
- Модульная технология обучения;
- ИКТ
Формы организации на занятии:
- Индивидуальные;
- Фронтальные;
- Групповые.
 Модуль І.   Понятие орфограммы.     /15 академ. ч./
1.Ознакомление с орфограммой как специальным явлением письма. 
Термин орфограмма. Орфографическая зоркость. Опознавательные признаки орфограмм. Дифференцирование орфограмм.Орфограммы с фонетической, грамматической, семантической точки зрения.
 2.Употребление буквенных сочетаний.  
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч. Употребление ь в конце слов после шипящих. Употребление ъ-ь в словах.
2.  Правописание гласных и согласных в корнях слов. 
   Безударные гласные корня, проверяемые ударением. Безударные чередующиеся гласные о-а в корне -лож- - лаг-. Безударные чередующиеся гласные о-а в корне -рос- - раст-ращ. Безударные чередующиеся гласные о-а в корне -кос- - кас-. Буква о на месте безударного чередующегося гласного в корне -гор- - rap-. Безударные чередующиеся гласные и-е в корнях -бир- - бер-, -мир- - мер-, -тир- - тер-, -пир- - пер-, - дир-, -дер-, -стил- - стел-, - жиг- - жег-.
4.. Правописание приставок. Безударные гласные в приставках. Безударные гласные е, и в приставках пре- и при-. Правописание слов с так называемыми неизменяемыми приставками. Правописание приставок на з и с.
          
 Практическая  работа. 8ч.
         1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
2. Непроверяемые гласные и согласные
3. Проверяемые согласные в корне слова
4. Буквы а-о в корнях –лаг-, -лож-, -раст-, -рос.
5. Безударные гласные в приставках.
 
  Текущий контроль 1ч.
  
1. Дискуссия
2. Тест.
 
 Индивидуальная  работа. 2ч.
      1. Орфография – основа грамотного письма /реферат/
      2. История русской графики и орфографии /реферат/
 
Список литературы:
1, 3, 4, 5,9, 13, 14, 19.
 
 
 
Модуль  ІІ  
        Правописание окончаний и суффиксов  / 12 акад. ч./
1. Правописание окончаний. Безударные -е- -и- в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Безударные гласные -е- -и- в окончаниях глаголов. Безударные гласные в окончаниях причастий.
2. Правописание суффиксов.  Безударные гласные между основами. Безударные гласные в суффиксах существительных -ек-, -ик-.Безударные гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева-), -ыва- (-ива-). Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов. Н и нн в суффиксах наречий, образованных от прилагательных. Безударные суффиксы -о- и -а- в наречиях.
 Практическая  работа.5ч. 
1. Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных. 
2. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
3. Безударные гласные в суффиксах глаголов.
4. Безударные гласные в суффиксах причастии.
5. Союзы, предлоги, частицы.
6. Междометия и звукоподражательные слова.
 
    Текущий контроль 1ч.
1. Комбинированный опрос 
2. Тест 
 
 Индивидуальная  работа. 4ч.
1. Правописание самостоятельных частей речи /творческое задание/
2. Служебные части речи, их правописание /творческое задание/
Список литературы:
2, 3, 5,  7, 10, 12, 13, 14, 15.
Модуль ІІІ 
Слитно-дефисно-раздельное написание слов и их частей /7 академ. ч./
Правописание НЕ с существительными. Правописание НЕ с прилагательными. Правописание НЕ с глаголами. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с  деепричастиями.  Правописание НЕ с наречиями. Правила употребления НЕ и НИ в составе местоимений и наречий. Дефисное употребление предлогов из-за, из-под. Дефисное написание сложных существительных. Дефисное написание сложных прилагательных. Дефисное написание наречий и местоимений.
 
 
  Практическая  работа 2ч. 
1. Правописание не с глаголами, с существительными, с прилагательными. 
2. Слительное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.   
3. Дефисное написание предлогов, сложных существительных, сложных   
    прилагательных.
4. Союзы тоже, также, чтобы
 
 
  
Рубежный контроль 1ч.
1. коллоквиум
2. тест
 
 
 Индивидуальная  работ  3ч.
1. Грамматика русского языка /проект/
 
Список литературы:
1, 5, 6, 8, 10, 15, 17, 18.
 
 
  Тематический  план курса
№ Наименование темы Количество часов Формы контроля
Аудиторная работа Практические занятия СРС
І-модуль.   Понятие орфограммы.15 акдем.ч.
1. Ознакомление с орфограммой как специальным явлением письма.
Формирование умений дифференцировать орфограммы (на примере корней слов) 5 9 3
2. Повторение и закрепление правил употребления на письме буквенных сочетаний. Сочетание  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч   и   подобных,   а также - ь в конце слов после шипящих,  разделительных -ь, -ъ.
3. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Чередующиеся о-а, е-и, в корнях слов. 
Употребление о-е после шипящих
4. Правописание приставок.
Особенности правописания разных приставок. Правописание приставок  на з-с.
 Правописание приставок            при - пре.
Текущий контроль 1ч. 1
ІІ-модуль.   Правописание частей речи 12 академ. ч.
5. Правописание окончаний.
Правописание окончаний существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание окончаний глагола. 5 6 3
6. Правописание суффиксов.
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, н и нн в причастиях и наречиях
Текущий контроль -1 1
ІІІ-модуль. Слитно-дефисно-раздельное написание. 7 академ. ч.
7. Слитно-дефисно-
раздельное написание.
Слитное и раздельное употребление -не- с разными частями речи. Правила употребления не и ни. Употребление дефиса 2 2 4
8. Слитно- раздельное написание соотносимых словоформ.
Рубежный контроль  1 1
Итоговый контроль 2
ВСЕГО 34 сағ
Учебно-методические  материалы по курсу
  Основная литература
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.                                               Просвещение, 2001г.   М .  «Просвещение», 1990 г. 
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М. 1991г.
3. Иванова В.Ф.  Трудные вопросы орфографии.  М..1975г.
4. Хазанова А.С. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 
 5-8 классов.
5. Тиханов А.А.  Орфография... это очень трудно? Русский язык в школе.   М. 1986г
6. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия. Вопросы психологии. 1999 г.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.  М. 2001г. 
Дополнительная  литература
8. Пособие по орфографии. /Власенко А.И. – М., 1999г
9. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. /Власенко А.И. – М., 2000г.
10. Русский язык 6-8 классы
11. Новый вид диктанта «Проверяю себя». / М., 2001г.
12. Сборник упражнений 5-9 классы.
13. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗ. /Гумарова А.А. – Алматы, «ШЫҢ», 2010-2011г.
14. Русский язык. Теория. 5-9 классах / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.                М., «Просвещение», 1995г. 
15. Тесты по русскому языку для подготовки к ПГК. /Нугманова С.Б., Жумабекова А.Е. – Кокшетау, «Келешек-2030».                                      W.W.W. Keleshek-2030.kz.  Электронная почта: Е-mail:Keleshek@mail.ru
16. Букчина Б.З. Слитно или раздельно? – М.: Просвещение, 1999
Интернет сайты
17. W.W.W. gramota. ru. 
18. Орфография на сайте Дениса Яцутко. W.W.W. teneta. rinet. ru.
19. Русский язык. Морфология. 7-8 классах. W.W.W. iro. var. ru: 8101 /resource/ 
20. Опорный орфографический комплекс. W.W.W. vamal.org.ru

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Словарная работа на уроках русского языка.
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс Тема. Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением. Цели: формировать умения распознавать безуд
Наш ата. Двойные согласные.
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения.
Культура речи
В мире русских слов для предшкольного класса
Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения
Обобщение по теме «Звуки и буквы»
Язык мой- друг мой. Общие сведения о русском языке.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 2278 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык