Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Обобщение по теме «Звуки и буквы»


Обобщение по теме «Звуки и буквы»

Тема: Обобщение по теме «Звуки и буквы»

Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах, сформировать навыки употребления звуков и букв, развивать все виды речевой деятельности;
2. Развитие умений и навыков нахождения гласных и согласных, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности;
3. Привить интерес к русскому языку, воспитание у школьников чувства дружбы, доброжелательности, любви.

Тип урока:  урок – путешествие
Методы обучения: словесный, исследовательский, обобщающий.
Технология: СКА.
Межпредметная связь: самопознание, литература, казахский язык, история.
Оборудование: буклеты, интерактивная доска, слайды, флипчарт.

                                            Х о д   у р о к а
І. Оргмомент.
ІІ. Психологический настрой. Круг радости.Приветствуем друг друга, прикоснувшись ладонью к ладони.
                                  Мы с вами снова вместе!
                         Мы рады, рады вы
                         Приветствуем друг друга
                         Объятьем дружбы мы.
Передаем воздушное сердечко как символ добрых пожеланий от сердца.
ІІІ. Учитель: Ребята, сегодня в предверии праздника – 20 летия Независимости Казахстана к нам на урок пришли представители различных этносов Казахстана, чтобы показать свои знания по русской речи.
Мозговой штурм
 - Какие ассоциации вызывает у вас слово  «Казахстан»?
-  Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
-  Какие стихотворения о Родине вы знаете?
ІҮ. Учитель: Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний о фонетике.И я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну «Фонетика».Посмотрите на карту этой страны.
Фронтальный опрос
Но для начала нужно приобрести билеты на наш весёлый паровоз. Готовы? Отвечайте на мои вопросы и приобретайте билеты.Ответы будут оцениваться цветными фишками.
 Билеты
1. Назовите алфавит.  Сколько в нем букв?
Из 33 букв.А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я   
2. Что такое фонетика? .
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
3. Чем различаются звуки и буквы? 
Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.
4. Что такое слово? 
Слово – строительный материал языка.
5. Назовите формы речи? 
Речь существует в двух формах: устной и письменной.Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи, когда пишем и читаем – письменной.
6. Сколько гласных букв в русском языке?
 Гласных букв 10; а,и,о,у,ы,э,е,ё,ю,я.
7. Какие буквы не обозначают звука?
 Ъ и Ь.
8. Сколько согласных букв в русском языке? 
Согласных букв 21; б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ.
9. Как пишутся сочетания Жи – Ши, Ча – Ща, Чу – Щу? 
Жи – Ши – пишется с буквой И, Ча – Ща – пишется с буквой А, Чу – Щу – пишется с буквой У.
10. Какие буквы обозначают два языка? 
е, ё, ю, я.
11. Что называется ударением? 
Ударения – это выделение голосом одного из слогов в слове.Ударение всегда падает на гласный звук.
12. Как произноситься гласный звук?
 Гласный звук при произношении проходит свободно, слышится голос.Гласный звук образует слог.
13. Как узнать, сколько в слове слов?
 Сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.
14. Как проверить безударный гласный? 
 Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.Окно – окна.
15. Назвать парные звонкие и глухие согласные.
 Б – п, в – ф, г – к, д – м, ж –ш, з – с.
16. Назвать непарные звонкие и глухие согласные.
 Звонкие: й, л, м, н, р.Глухие: х, ц, ч, щ.
17. Как проверить непроизносимые согласные? 
Необходимо изменить слово так, чтобы после непроизносимого согласного  стоял гласный. Звездный – звезда.
18. Что называется чередованием согласных?
 Замена одного звука другим при образовании и изменении слов называется чередованием.Книга – книжка.
19. Как проверить оглушение звонких согласных?
 Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный: круг – круги, сад – сады.
20. Что называется стечением согласных? 
В русском языке есть слово со стечением согласных  в  которых встречаются рядом 2 – 3 – 4 согласные. Загадка, текст, встреча.

Ү.Учитель:  Все приобрели билеты? Теперь мы смело отправим-
ся в путь. Поехали! Первая станция в нашей волшебной стране,
 это станция «Познавательная»
а) Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово.
Н – р: горсть – гость, клуб – куб, дрожь – рожь.
Удочка, стол, мель, Коля, зубр, мрак, дочки, смех, олень, снаряд, град, край, крот.
б) Добавь к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово.
Рубка(м), рот(к), рад(г), дар(у), кошма(р), лапа(м), усы(б).

ҮІ. Учитель: Следующая станция «Орфоэпическая»
 - разделите слова на слоги и поставьте ударение.
Словарный диктант
Осень, дерево, хорошо, парта, туча, школа, тетрадь, журнал, учи-
тельница, стол, учебник, мел, урок, ручка, карандаш, язык, Казахстан.
- инсценировка шуточного рассказа Ф. Кривина «Ударные и Безударные»
- почему Ударный «О» обознался?

ҮІІ.Учитель: Правильно выполнили задание. Нас ждет станция «Сообразительная»
- замените в данных словах начальный согласный парным глухим или звонким.
Дом – том    балка - …        почка - …        зуб - …
Горко - …    колос - …        жар - …           дочка - …

ҮІІІ. Учитель: Молодцы! Следующая станция «Творческая»
- вставь пропущенные буквы и составь предложение
Маш…на, ж..ть, ш…шки, ч…й, ч…шка, рощ…, ч…деса, щ…ка, ищ…, леч…,ч…дак, скаж… .
В живом уголке жили ежи и ужи.
Огромная туча накрыла голубое небо.
Мы пили вкусный чай с тортом.

ІХ. Учитель: Следующая станция «Фольклорная»
Работа по книге упр.91. стр .35.
- выразительное чтение. Озаглавить текст.
- когда появились сказки? Кто их сочинял?
- какие сказки называются народными?
- какие сказки называются литературными?
- какие виды сказок знаете?

Х. Учитель: Выполнив все задания, мы подъезжаем к станцим«Знаете ли вы?»
- фонетический разбор слов: урок, яблоко, Казахстан, учитель,                                                    парта, осень.
урок – у – рок 
у (у) – гласный, безударный.
р (р) – согласный, звонкий, непарный, твердый.
о (о) – гласный, ударный.
к (к) – согласный, парный, глухой, твердый.
4б. 4зв.
Фонологический анализ
            урок
          1.Это слово состоит из 4 букв и 4 звуков
              у, р. о, к – (у) (р) (о) (к) и произносится (урок)
     2. Это слово состоит из 2 слогов, потому что в слове 2 гласные (у), (о)
     3. Ударение падает на 2 слог, потому что гласная (о) произносится с
         наибольшей выделительной интонацией.
     4. Согласные (р) (к) твердые, так как находятся в сильной позиции.
     5. Несмотря на то, что в слове 2 слога, он не переносится на новую строчку,
т.к одна согласная не переносится

 ХІ. Учитель: Мы подъезжаем к станции « Конечная».
                                        Фонетика
                  Звуки                                            Речи    

Гласные                                                                            Согласные                               

ударные        безударные                                           звонкие                     глухие

                                                             твердые    мягкие     твердые       мягкие


ХІІ. Комментирование оценок! Подсчёт фишек.

ХІІІ. Д/р. стр 37.  Проверьте себя! (тест)

Игра «Волшебный круг»
колесо, око, сок, лес, кол, лесок
 село, сокол, лесок, око, осел, сел


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Наша квартира
Звуки [х], [х’].Буквы Хх.
«ЕДЕМ В ГОСТИ».
Морское путешествие от А до Я
Звук и буква Юю
Қазақша-орысша грамматикалық терминдер сөздігі
Разделительный ь знак
Имя существительное
Звонкие и глухие согласные
Лидер класса
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3032 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык