Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Состав слова. Словообразование. Приставка


Состав слова. Словообразование. Приставка

Тема урока: Состав слова. Словообразование. Приставка

Цели урока:
 1.Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Состав слова. Словообразование». Познакомить с частью слова – приставкой; с его ролью (образование     слова); с его местом в слове (перед корнем).
2.Развивающая: развивать умения образовать новые слова при помощи приставки.
3.Воспитательная: Воспитание у школьников нравственных качеств, эстетических вкусов, чувства дружбы, доброжелательности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, практический, развитие речи, творческая работа,  составление диаграммы Венна.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды, иллюстративные картинки,раздаточные карточки,тест , учебник для   5 класса (У.А. Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева Алматы  «Атамура» 2010).
            раздаточно - дидактический материал, опорная схема.
 
                                                       Ход урока:
I. Организационный момент
 
II. Постановка цели урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его в форме игры “Умники и умницы”. Цель игры – закрепить раздел “Состав слова”, “Словообразование”. Проджим учиться, красиво писать, будем думать и рассуждать. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон “У” (умник).
 
III. Проверка домашнего задания Упр.162, стр. 70.
 
Выучите стихотворение Р.Сеф.
Кто любит собак Любить
Или прочих животных,              И козла, и осла,
Серьезных котят   Тот людям
И щенков беззаботных,   Вовеки
Кто может   Не сделает зла.
 
IV. Объяснение нового материала с помощю упражнением 163 на стр.70.
1. Послушайте текст «Не только радость, но и обязанность».
2. Подумайте, почему автор так озаглавил текст?
3. Как вы понимаете выражение: Не дрогнула рука, не дрогнуло сердце?
4. Вы согласны с автором, что  Иметь собаку – это не только радость, но и забота?
5. Развитие речи. Подготовить устный рассказ о своей собаке или кошке.
Запишите новые слова в словарики:
Вернуться (вернусь, вернешься)
Девочка вернулась. Мальчик вернулся.
Он скоро вернется.
Гулять (гуляю, гуляешь)
Погулять (погуляю, погуляешь)
Собаку надо выводить гулять.
Пойдем погуляем!
 
После работы с текстом упр. 164, стр.71. 
Выводить – обводить, заводить - проводить, отводить - приводить.
 
 Игра “ Кто больше ?”
- При помощи приставок от корня – ХОД – образовать и записать как можно больше слов за 1 минуту.
А теперь обратите внимание на эти слова:
КУПИТЬ – ВЫКУПИТЬ
ЧИТАТЬ – ПРОЧИТАТЬ
            ПИСАТЬ – ПЕРЕПИСАТЬ
            БЕЖАТЬ – ДОБЕЖАТЬ
            ГУЛЯТЬ – ПОГУЛЯТЬ
            УЧИТЬ- ОБУЧИТЬ
            ХОДИТЬ- ВХОДИТЬ
            ДАТЬ- ПЕРЕДАТЬ. 
 
 -Сравните их и скажите, чем они отличаются?
- Где находится приставка: перед корнем или после корня?
-Прочитайте правило на стр 70
 
ПРИСТАВКА- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
 
Упражнение  Работа над текстом “Как Егор Федора выручил.”
Составьте вопросы к тексту. Опираясь на вопросы,перескажите текст.
Выпишите из текста слова с приставками.Переведите их на родной язык.
 
З а п о м н и т е : в казахском языке приставок нет.
 
ПОВЕСТВОВАТЬ - значит рассказывать. Текст – повествование отвечает на вопросы: что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
Упр.166,стр.72.  
Образуйте слова с помощью данных приставок. Напишите их в два столбика: в 1-й –со значением приближения, во 2- й –со значением удаления.
 
Приближение удаление
Подползти отползти
Поднести отнести
Принести унести
Притащить утащить
Подгонять отгонять
Подплыть отплыть
Прибежать убежать 
Приходить уходить
ПРИСТАВКА - это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня: вошел, вышел, написал, отклеил, пришкольный. (Правило на стр.73)
 
Упр.167, стр 72. Спишите,  вставляя глагол писать с нужной по смыслу приставкой.
 
Новые слова следует записать в словарики. С доски надо списать однокоренные слова. Из текста нужно выписать с одинаковой приставкой. Плохо выполненное задание лучше переписать.
Упр.168, стр 72. Спишите однокоренные слова. Объясните их значение. Выделите приставку и корень.
Учить, выучить, доучить, заучить, изучить, научить, недоучить, обучить, отучить, переучить, поучить, подучить, приучить, разучить.
 
V. Закрепление материала
                                   
 
 
 
VI.Заключительная игра “Найди свое место”
      Беседа по вопросам
- Из чего состоят слова?
- Без какой части слово не может существовать?
- Что такое корень?
-Нарисовать последовательно знаки, которые обозначают корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
 
VII. Домашнее задание Упр. 169, 170 стр 73 + правило на стр 71, 73.
VIII. Подведение итогов
- Угадайте, что произойдет сейчас?
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Все же- в дневнике я и в журнале.
         (Оценки)
- Да, вы совершенно правы: сейчас мы подсчитаем, сколько у нас умников, выявим победителей, и я выставлю оценки в журнал. 
 
IX. Итог урока. Комментирование оценок

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Состав слова
Окончание
Состав слова
Повторение и закрепление пройденного по теме «Состав слова»
Окончание
Приставка и суффикс как способ образования новых слов
Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Словообразование. Производная основа
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3368 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык