|
|
Тема: «Словообразование. Производная основа»
Цели: образоват: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;закрепить знания о способах словообразования;учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развиват: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитат: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Оборудование: учебник; таблицы 1 и 2 для каждого учащегося; листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.
Технология: проблемное обучение.
Тип урока: проблемный урок.
Ход урока.
1. Оргмомент
1. Постановка проблемы, определение темы урока
2. Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите “+”, если не правильно – то “-”.
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (безаффиксный);
после – военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный – военный (префиксальный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?
2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
– Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
– Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
2. Открытие нового знания.
Паровозного
паровозного - форма прилагательного паровозный
паровоз-н-ый> паровоз;
паровозный - 'имеющий отношение к паровозу',
способ словообразования - суффиксация.
2. Паровозы:
паровозы - форма существительного паровоз;
пар(о)воз- # (пар + возить; паровоз - 'машина, которая возит с помощью пара';
способ словообразования - сложение с суффиксацией.
Процессы, сопровождающие словообразование:
- усечение ПЩ глагольной основы,
- чередование з'/з,
интерфиксация.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи. Запомните морфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов:Бессребреник; дикобраз;
Двуязычный; компрометировать;
Млекопитающее; поскользнуться;
Пощёчина; пресмыкающееся;
Прецедент; чрезвычайный.
VII. Домашнее задание
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |