|
|
Связь слов в словосочетании.
Вид урока: изучение новой темы.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приёмы:
- «мозговой штурм»
-таблица «Знаю – хочу знать – узнал»
- работа в группах, в парах.
Оборудование:
-раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал»
-использование интерактивной доски .
Цели образовательные:
-систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»
-формирование знаний о способах связи слов в словосочетании
-формирование умений определять способы связи слов в словосочетании
-развитие орфографических навыков
Цели развивающие:
-развитие навыков монологической речи
-развитие навыков парной и групповой работы
-развитие навыков и способностей критического мышления ( навыков сопоставления, умения анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности )
Цели воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к чужому мнению, умению не перебивать, требовательного отношения к себе и своей работе
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодняу насновая тема – «Связь слов в словосочетании».
(Записываем дату, тему урока в тетради)-2 мин.
Цель сегодняшней нашей работы- узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в русском языке. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение , но никто не должен его опровергать без доказательств. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена с помощью обратной связи.
Итак, начнем с проверки знаний.
- Стадия вызова. ( прием «Мозговой штурм»)
А. Индивидуальная работа. Запишите в тетрадях все, что вы знаете о словосочетании. ( время на выполнение -3 мин.)
Б. Парная работа. Зачитайте своему однокласснику, сидящему рядом, все, что записали.
Если вы с чем- то не согласны, то через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. (время на выполнение-5 мин)
В. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать - Узнал»(учитель и ученики работают с интерактивной доской)
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю» -5 мин
Знаю Хочу знать
- Словосочетание- два или 1. Как называется связь с зависимым
несколько самостоятельных словом -существительным?
слов, объединенныхпо
смыслу и грамматически.
- Словосочетание состоит из 2. Как называется связь с зависимым
главного и зависимого слов.словом – прилагательным?
- В языке выделяется 3 общих 3. Как называется связь с зависимым
типа словосочетаний пословом – наречием?
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные.
- Связь слов в словосочетании-
подчинительная .
- Мы проверили знания, полученные на прошлом уроке. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому,приступим к следующему заданию. Для этого нам надо разделиться на группы по 4 человека ( деление на группы приемом «Компот»)-2мин
Прием объединения в блоки:
- Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. (время на выполнение-3 мин.)
- тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка.(10 мин)
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
-по главному слову: 1. Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;
2. касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;
- по зависимому слову: 1. Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2. слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно;
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?Какой вариант нам менее знаком?
( Объединение по первомуварианту уже знакомо, на прошлом уроке мыизучили типы словосочетаний по главному слову.В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, а во втором – именные.)
Объединение по зависимомуслову нам незнакомо.
Так вот сегодня мыизучимблокисловосочетания , которые объединяются по зависимому слову. ( на интерактивной доскевыписаны блоки словосочетаний)
-Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать»( см. выше таблицу)
- Стадия осмысления.
- Парная работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Для того,чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 5 (стр26-27). Запишите ответы в колонку«Узнал»,обсуждая указанное в паре. (время на выполнение- 5 мин.)
Проверка колонки «Узнал»
В ходе чтения параграфа таблица заполняетсяследующим образом :
Управление ( такая связь , при которой зависимое слово - имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование ( такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание ( такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
- Как выдумаете, почему так называютсясвязи?
(Согласование – так как главное слово и зависимое слово согласуются в том же роде, числе и падеже; управление – так как главное слово управляет зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание - зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
- Применение правила на практике.(3 мин)
Три ученика по очереди выходят к доске. Один ученик работает надгруппой словосочетаний с зависимым словом -существительным ( показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи. Делает вывод: способсвязи -управление. Второй проводит такую же работу над второй группой, делает вывод: способ связи – согласование. Третийученик работает надтретьей группой, способ связи – примыкание.
- Практическое закрепление знаний.(5 мин)
- Упражнение 68. ( Прочитать словосочетания, указать ,какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.)
- Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему
«Осень в моем городе».
- Проверка выполнения.(2 мин)
- Стадия рефлексии. Обратная связь.(3мин)
-Что вы узнали о способахсвязи слов в словосочетании?
-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
- Что было легко?
-Что вам помогало в работе?
-Как вы оцениваете свои действия?
5. Домашнее задание:
Написать сочинение- миниатюру на тему «Осень в моем городе», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |