|
|
Шаганэ, ты моя Шаганэ!
Урок литературы в 11 классе
на тему: С. Есенин «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»
Цель урока: усвоение идейно-художественного своеобразия
стихотворения; обработка выразительного, орфоэпически правильного чтения; осуществление связи с курсом родной литературы.
Наглядность: портреты С. Есенина и М. Макатаева, грамзапись стихов Есенина и Макатаева.
Эпиграф: «В этой жизни умереть не трудно, Сделать жизнь значительно трудней»
(В. Маяковский)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Есенин – один из самых любимых и популярных русских поэтов. Его слава давно перешагнула за пределы России, есенинские стихи переведены на многие языки.
Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо трудно пережить. В его честь сложили стихи и казахские поэты: Т. Молдагалиев, М. Макатаев.
(чтение стихотворения «Эй Сергей!»)
Учитель: Сам М. Макатаев говорит о созвучии его стихов со стихами С. Есенина.
В чем это созвучие?
II. Беседа о творчестве Есенина.
Учитель:
1. Почему стихи Есенина так мелодичны?
2. Какие основные темы затрагивает Есенин в своих стихотворениях?
3. Прочитайте ответное письмо от матери к сыну.
Расскажите о матери
С. Есенина.
4. О чем просит Есенин мать в своем стихотворении?
5. Прослеживаются ли эти темы в стихотворениях М.Макатаева?
6. Какое стихотворение, посвященное матери, вы можете прочитать?
«В семье Есениных все любили петь, особенно Сергей»
«Тема Родины»
(чтение стихотворения «Пой ты, Русь!»)
«Тема любви к матери»
(стихотворение «Письмо матери»)
Это стихотворение – одно из популярнейших стихотворений Есенина. Оно было положено на песню еще при жизни Есенина.
(«Письмо от матери»)
Рассказ ученика о матери Есенина.
Он просит ее не беспокоиться, не переживать о нем, т.к. как и каждую мать ее волновала неустроенность и жизненные неудачи сына.
М.Макатаев также был преданным сыном своей матери и казахской земли.
(Чтение стихотворения «Нені аңсаймын»).
(«Шеше, сен бақыттысың»)
III. Объяснение нового материала.
Слово учителя:
О стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»
Чтение учителем стихотворе- ния «Шаганэ, ты моя Шаганэ!».
Только ли о любви это стихотворение? (проследим) В 1924 году Есенин впервые приехал на Кавказ, а перед этим побывал в Средней Азии.
Южная природа, быт народов Востока поразили воображение поэта. Современники вспомина- ли, что Есенин был увлечен Востоком и сожалел, что мало читал о его истории. Ему не удалось съездить в Персию, но «Персидские мотивы» он все-таки написал. Есенин нарисовал в «Персидских мотивах» полусказочную, полуреальную страну, в которой царит наслаждение жизненными радос- тями, звучат восточные имена и география названия. А восточные красавицы сравнивались с небесными светилами, драгоцен- ными камнями, цветами.
В цикле 15 стихотворений.
Особенно удивительно и необычно построение стихотво- рения. Это стихотворение посвящено молодой учительнице армянке Шаганэ Тальян, с которой Есенин познакомился в Батуми и которая отличалась не только необыкновенной красо- той, но и отзывчивым и добрым сердцем, смелостью, мужеством. Этой девушке Шаганэ С.Есенин обязан рождением чудесных строк.
Чтение стихотворения учащими- ся по частям.
IV. Беседа по содержанию стихотворения.
1. Каким нежным, ласковым словом называет поэт Шаганэ?
2. Как мы узнаем, где он родился?
Чтобы передать свое восхищение красотой «рязанских раздолий» Есенин использует гиперболу.
Запись в тетради:
3. Как подчеркивает поэт свое кровное родство с родными местами?
4. Как вы понимаете строки: «… на палец вяжи – я нисколько не чувствую боли»?
5. Что вы заметили необычного в написании этого стихотворения? «Ты моя, дорогая».
«рязанское раздолье, Север».
раздолье – простор.
Гипербола – это преувеличение («луна там огромней в сто раз»).
Волосы, кудри – рожь.
Сходство с внешностью поэта.
У Есенина болит сердце при воспоминаниях о родных местах, поэтому он просит не будить память.
Повторы.
V. Прослушивание в грамзаписи песни «Шаганэ, ты моя Шаганэ!».
VI. Прослушивание стихотворения из цикла «Персидские мотивы» – «Руки милой – пара лебедей».
VII. Тема любви занимает большое место и в творчестве М.Макатаева (чтение 2 учащихся «Махаббат диалогы»).
VIII. Заключение.
В чем созвучие стихот- ворений С.Есенина и М.Макатаева? Стихи поэтов похожи своей душевностью, мелодичностью, общей тематичностью.
IX. Перевод стихотворения на казахский язык (К.Мырзалиев, Г.Каирбеков).
X. Поэзия и музыка.
«Многие стихи С.Есенина и М.Макатаева переложены на песни» (песня М.Макатаева «Есіңе мені алғайсың»).
XI. Как вы понимаете слова:
«В этой жизни умереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней»?
XII. Домашнее задание: сочинение на тему: «Мои любимые стихотворения Есенина».
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |