Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Шаганэ, ты моя Шаганэ!


Шаганэ, ты моя Шаганэ!

Шаганэ, ты моя Шаганэ!

Урок литературы в 11 классе
на тему: С. Есенин «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»

Цель урока: усвоение идейно-художественного своеобразия
стихотворения; обработка выразительного, орфоэпически правильного чтения; осуществление связи с курсом родной литературы.

Наглядность: портреты С. Есенина и М. Макатаева, грамзапись стихов Есенина и Макатаева.

Эпиграф: «В этой жизни умереть не трудно, Сделать жизнь значительно трудней»
(В. Маяковский)

Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Есенин – один из самых любимых и популярных русских поэтов. Его слава давно перешагнула за пределы России, есенинские стихи переведены на многие языки.
Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо трудно пережить. В его честь сложили стихи и казахские поэты: Т. Молдагалиев, М. Макатаев.
(чтение стихотворения «Эй Сергей!»)
Учитель: Сам М. Макатаев говорит о созвучии его стихов со стихами С. Есенина.
В чем это созвучие?
II. Беседа о творчестве Есенина.
Учитель:
1. Почему стихи Есенина так мелодичны?
2. Какие основные темы затрагивает Есенин в своих стихотворениях?

 

3. Прочитайте ответное письмо от матери к сыну. 
Расскажите о матери
С. Есенина.
4. О чем просит Есенин мать в своем стихотворении?

 

5. Прослеживаются ли эти темы в стихотворениях М.Макатаева?


6. Какое стихотворение, посвященное матери, вы можете прочитать? 

«В семье Есениных все любили петь, особенно Сергей»
«Тема Родины»
(чтение стихотворения «Пой ты, Русь!»)
«Тема любви к матери»
(стихотворение «Письмо матери»)
Это стихотворение – одно из популярнейших стихотворений Есенина. Оно было положено на песню еще при жизни Есенина.

(«Письмо от матери»)
Рассказ ученика о матери Есенина.
Он просит ее не беспокоиться, не переживать о нем, т.к. как и каждую мать ее волновала неустроенность и жизненные неудачи сына.
М.Макатаев также был преданным сыном своей матери и казахской земли.
(Чтение стихотворения «Нені аңсаймын»).
(«Шеше, сен бақыттысың»)

III. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

О стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»

Чтение учителем стихотворе- ния «Шаганэ, ты моя Шаганэ!». 
Только ли о любви это стихотворение? (проследим) В 1924 году Есенин впервые приехал на Кавказ, а перед этим побывал в Средней Азии.
Южная природа, быт народов Востока поразили воображение поэта. Современники вспомина- ли, что Есенин был увлечен Востоком и сожалел, что мало читал о его истории. Ему не удалось съездить в Персию, но «Персидские мотивы» он все-таки написал. Есенин нарисовал в «Персидских мотивах» полусказочную, полуреальную страну, в которой царит наслаждение жизненными радос- тями, звучат восточные имена и география названия. А восточные красавицы сравнивались с небесными светилами, драгоцен- ными камнями, цветами. 
В цикле 15 стихотворений.
Особенно удивительно и необычно построение стихотво- рения. Это стихотворение посвящено молодой учительнице армянке Шаганэ Тальян, с которой Есенин познакомился в Батуми и которая отличалась не только необыкновенной красо- той, но и отзывчивым и добрым сердцем, смелостью, мужеством. Этой девушке Шаганэ С.Есенин обязан рождением чудесных строк.

 

Чтение стихотворения учащими- ся по частям. 

IV. Беседа по содержанию стихотворения.

1. Каким нежным, ласковым словом называет поэт Шаганэ?
2. Как мы узнаем, где он родился?
Чтобы передать свое восхищение красотой «рязанских раздолий» Есенин использует гиперболу.
Запись в тетради:

3. Как подчеркивает поэт свое кровное родство с родными местами?
4. Как вы понимаете строки: «… на палец вяжи – я нисколько не чувствую боли»?
5. Что вы заметили необычного в написании этого стихотворения? «Ты моя, дорогая».


«рязанское раздолье, Север».
раздолье – простор.

 

 

Гипербола – это преувеличение («луна там огромней в сто раз»).
Волосы, кудри – рожь.
Сходство с внешностью поэта.

У Есенина болит сердце при воспоминаниях о родных местах, поэтому он просит не будить память. 
Повторы.

V. Прослушивание в грамзаписи песни «Шаганэ, ты моя Шаганэ!».
VI. Прослушивание стихотворения из цикла «Персидские мотивы» – «Руки милой – пара лебедей».
VII. Тема любви занимает большое место и в творчестве М.Макатаева (чтение 2 учащихся «Махаббат диалогы»).

VIII. Заключение.

В чем созвучие стихот- ворений С.Есенина и М.Макатаева? Стихи поэтов похожи своей душевностью, мелодичностью, общей тематичностью.

IX. Перевод стихотворения на казахский язык (К.Мырзалиев, Г.Каирбеков).
X. Поэзия и музыка.
«Многие стихи С.Есенина и М.Макатаева переложены на песни» (песня М.Макатаева «Есіңе мені алғайсың»).
XI. Как вы понимаете слова:
«В этой жизни умереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней»?
XII. Домашнее задание: сочинение на тему: «Мои любимые стихотворения Есенина».


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Страницы жизни и творчества Сергея Есенина
С.А. Есенин. "Черёмуха"
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова Школьник
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
Природа в литературе
Знаешь ли ты творчество М.Ю.Лермонтова?
Обращение
Спешите делать добрые дела. А.Яшин
В.Осеева «Сыновья»
Осень в произведениях русских поэтов А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева.
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 5483 | Қосты: Исабаева Алима Сатыбалдиевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык